«Мне повезло вовремя родиться»
Как русская женщина с образованием инженера-радиофизика стала генеральным директором испанской ювелирной компании.
Весной прошлого года известный испанский ювелирный дом Carrera y Carrera возглавила Светлана Куприянова. Впервые на люксовом рынке генеральным директором ювелирной компании с международной дистрибьюторской сетью стала русская женщина. К тому же она пришла из, казалось бы, такой далекой от люкса сферы, как товары повседневного потребления (FMCG): в числе возглавляемых Куприяновой компаний были Ahmad Tea и «Снежная Королева». Как говорит сама Светлана, сектор FMCG — это «очень жесткий и очень быстрый рынок, который не позволяет ошибаться». Поэтому люди, добившиеся на нем успеха, работают очень интенсивно — они так привыкли.
Принесенная Куприяновой в Carrera y Carrera современная агрессивная стратегия развития дала плоды: за год под ее управлением компания показала лучшие с 2007 года результаты. И еще одну важную вещь она сделала — вернула в компанию основателя, 76-летнего Мануэля Карреру, отправленного предыдущим менеджментом на покой и фактически отстраненного от участия в жизни его детища. Куприянова позвала Карреру не для улучшения финансовых показателей: присутствие живой легенды помогает имиджу компании, а сам Мануэль чувствует себя нужным и потому счастливым. «Для меня было очень важно его реальное присутствие, — говорит Светлана. — В ювелирном мире подобных людей осталось крайне мало».
Как получилось, что, будучи по образованию инженером-радиофизиком, Куприянова стала крупным управленцем, приводящим к успеху компании в самых разных областях? «Повороты в жизни бывают неожиданные, — говорит она. — С тех пор как я согласилась возглавить Carrera y Carrera, я каждый день просыпаюсь с мыслью, что у меня лучшая в мире работа». Хотя эта испанская компания с 2009 года принадлежит российским инвесторам, Куприянова ни с кем из них не была знакома раньше. А на вопрос о том, почему этот пост предложили именно ей, отвечает с достоинством, ни секунды не сомневаясь: «Потому что я хороший менеджер».
Светлана родилась в Саратове. Окончила Саратовский государственный университет им. Чернышевского. «Я училась в физико-математической школе, потом на физфаке, — рассказывает она. — Но ко времени окончания университета страна стала другой. Она настолько поменялась, что я поменялась тоже». Уже на четвертом курсе Светлана приняла решение направить свою деятельность в иную сторону — стала работать помощником консультанта. Поначалу бесплатно. «Стране были нужны новые управленцы, а их не было. Поэтому с какой-то точки зрения мне повезло застать то время — время больших возможностей, — считает Куприянова. — Например, в Японии вы будете считаться молодым специалистом лет до пятидесяти и при удачном стечении обстоятельств дойдете к этому возрасту до кресла начальника отдела. А в России 1990-х можно было стать генеральным директором в 24 года».
Она закончила учебу в 1996 году и сразу же стала директором — действительно в 24 года. У более взрослых людей тогда происходил серьезный слом, они были не в состоянии быстро перестроиться под новые реалии. Но у молодежи, лишенной стереотипов, не было ощущения потери и дезориентации. Светлане с ее характером повезло вовремя родиться — так считает она сама.
Потом она окончила Саратовскую государственную экономическую академию и стала аудитором. На протяжении 16 лет возглавляла разные крупные компании. Под управлением Куприяновой «Снежная Королева» за четыре года увеличила годовой оборот в четыре раза: все начиналось с одного магазина, а ко времени ухода Светланы это была уже общероссийская сеть.
Ярким опытом антикризисного управления стала для нее работа в английской компании Ahmad Tea. «Во времена моего детства утром в большинстве семей наливали чай, ели бутерброды и шли на работу или в школу. Теперь, когда ребенок просыпается, у него другой выбор — йогурт, сок или газировка. Чай теряет популярность. Рынок стал падающим. А когда он падает, мне как управленцу безумно интересно на нем работать, потому что обостряется конкуренция». Даже в Англии теряется создававшаяся веками чайная культура. Если 7 лет назад на 70% заварного чая приходилось 30% пакетированного, то сейчас наоборот. «У людей мало времени, и они не хотят его тратить на заваривание чая, — объясняет Светлана. — Мир меняется, уходит культура созерцания, культура красивых маленьких вещей, культура мгновения. Сидеть, заваривать чай, наблюдать, как он льется, какой у него красивый цвет и аромат — сегодня все это ушло. Бросил в чашку пакетик, выпил и побежал по делам». Что Светлана решила предложить миру, который уходит от созерцания? Снова дать ему утерянные возможности: «Люди же не поменялись на сто процентов. Следовательно, они хотят иметь возможность быть и такими, какими бывали раньше. В том числе созерцать мгновения». Тема созерцания во многом относится и к ювелирным изделиям Carrera y Carrera, которые можно рассматривать бесконечно долго, каждый раз находя в них что-то новое. Так что у чая и украшений больше общего, чем кажется на первый взгляд, полагает Светлана.
Как ей удается поднимать такие непохожие проекты: чай, меха, ювелирные украшения класса люкс? Куприянова считает, что знание особенностей конкретного рынка определяет успех менеджера лишь на 5–10%. И эти знания приходят быстро. Гораздо важнее умение построить работу, мотивировать людей, поставить реальные задачи, определить правильную, соответствующую рынку стратегию развития: «Самое главное — это стратегия. Людей объединяют цели».
Светлана видит перспективные особенности Carrera y Carrera в том, что это нишевая марка: «Обычно ювелирные бренды либо статусные (то есть неважно, как выглядит кольцо, — важно, какой логотип на нем стоит), либо общедоступные, которые предназначены для выражения чувств к человеку. А Carrera y Carrera — это нечто такое, при помощи чего женщина может выразить себя. Вообще одежда и украшения не относятся к функциональным человеческим потребностям: мы не носим одежду только потому, что нам холодно, — мы выражаем себя. То же самое относится к украшениям — это способ самовыражения». Девиз марки отвечает ее внутренним убеждениям: to be different. Светлана считает, что этот бренд можно или любить, или ненавидеть, потому что эти украшения несут в себе страсть: «Это не штамповка, сюда люди вложили часть своей души. И мы помогаем женщинам выразить свою непохожесть на других. Если вы хотите быть «непохожей» и у вас достаточно на это смелости, то Carrera y Carrera — то, что вам нужно».