Кадры из семейной жизни
Эдуард Литвинский, совладелец группы компаний «Русский проект» (занимается производством и поставками оборудования для предприятий общественного питания), о своей жене Наталье Григорьевой, основателе и кураторе фотогалереи и Центра фотографии им. братьев Люмьер.
Мы познакомились осенью 1996 года, когда Наташа устроилась в «Русский проект» менеджером по продажам, я принимал ее на работу. Девушка была перспективная, красивая, коммуникабельная, окончила МАИ.
А чуть позже... Это ведь на химическом уровне происходит: раз — и увидел родственную душу. Я влюбился, она, по-видимому, тоже. Мне было тогда 30 лет, Наташе — 27. Вскоре мы начали встречаться, с мая 1997 года стали жить вместе.
В первые годы нашей семейной жизни Наташа родила двух дочек, успела получить степень MBA и соскучиться по работе. В 2001 году мы с другом Марком Патлисом решили открыть фотогалерею. Мы с Марком в прошлом были фотографами. Наташа же фотографом никогда не была, но, послушав нас, сказала, что знает, что и как надо делать, и стала руководить бизнесом. Жажда работы была огромная.
В течение первых семи лет галерея, находясь в маленьком помещении Центрального дома художника, не только продавала фотографии, но и регулярно открывала новые выставки. Интерес публики и СМИ был большой. В какой-то момент мы поняли, что нуждаемся в новом формате. Мы мечтали превратить галерею в музей, в большое выставочное пространство. На тот момент для этого было практически все, кроме помещения. Помещение нашлось на «Красном Октябре». Из-за кризиса 2008 года эту территорию передумали застраивать золотоносным жильем и стали недорого сдавать в аренду. В 2010 году мы открыли там Центр фотографии им. братьев Люмьер.
Если фиксировать жизнь на пленку, то день открытия центра можно было бы оформить в рамку и любоваться им всю жизнь. Мы открывались выставкой «Иконы 1960–1970-х», гости (около 500 человек) были приглашены к семи вечера, в это же время нас покидали последние строители. За 10 минут до начала прорвало канализацию (трубы на «Красном Октябре» старые), и армия уборщиц в течение всего вечера занималась локализацией аварии. Но Наташино обаяние, вино и фотографии сделали свое дело, гости почти ничего не заметили. Все прошло замечательно.
В Центре фотографии всем управляет Наташа. Она душа центра. Этот бизнес очень личностный, и без нее он был бы невозможен. Наташа придумывает выставки, привозит фотографов. Конечно, технически я тоже участвую (деньги, бюджет, учет стройки и т. п.).
Было время, когда мы говорили только о работе, и ни к чему хорошему это не приводило. Со временем мы нашли правильный формат: то, что нельзя сказать, можно написать. Иногда даже доходит до смешного — сидим в гостиной за компьютерами и пишем друг другу рабочие мейлы. Мы многое друг другу прощаем. Если быть в семейном бизнесе слишком принципиальным и постоянно спорить, семья в итоге разрушится.
Мы редко видимся дома. Я могу спать, когда Наташа уже увозит дочек в школу. А она уже спит, когда я возвращаюсь домой. Зато часто куда-то выбираемся вместе: поездки, тусовки, выставки, нас постоянно куда-то приглашают. Время от времени мы дарим друг другу фотографии. Для нас такой подарок гораздо более содержательный, чем привычные подарки. У меня в кабинете висит несколько фотографий, которые подарила Наташа. У нее — мой подарок, работа Говарда Шатца «Шон Кроуфорд (200 м спринт)». Нам не скучно говорить о работе, она у нас чистое искусство.