Ваш личный Клондайк
Эксперт моды Эвелина Хромченко, которая недавно устроила выставку своего личного собрания бижутерии в Петровском пассаже, знает толк в том, как выбирать и как носить украшения
Кольцо было металлическое, с камнем в виде сердечка из бордового стекла. Мне было пять лет, и я вначале расстроилась — трофей ожидался другой: в тире уфимского луна-парка я боролась за жвачку «Педро». И только потом я поняла, как мне повезло. То кольцо с сердечком я и сейчас могу на мизинец надеть — оно сохранилось. Еще сохранилось колечко с камнем огранки «грушевый бриллиант» бирюзового цвета, остальные я не помню — трофеев было много, я же отлично стреляла, в третьем классе даже получила значок «Меткий стрелок».
Не могу сказать, что бижутерия заменяла мне игрушки. У меня было счастливое детство единственного ребенка в большой интеллигентной семье. Игрушек мне дарили предостаточно, но лазить по коробочкам и шкатулкам было удовольствием. У тети и одной из бабушек были целые личные клондайки, которые я обожала перебирать. Я была почтительной: знала, что это не мое, но уверенной — понимала, что, когда мне понадобится, мне непременно дадут; я была аккуратной — не сломала и не потеряла ни одного чужого украшения в своей жизни. Сама того не подозревая, пятилетняя я тренировала в себе коллекционера бижутерии… Сегодня моя коллекция насчитывает более 2000 единиц. Я помню каждую — не только как объект, но и как историю.
Нетрудно представить, что у меня есть самые разнообразные варианты украшений на все случаи жизни, но есть ситуации, в которых даже я не надену бижу.
Парадное придворное платье, например, не предусматривает возможности носить бижутерию, не все могут короли. Впрочем, монаршая особа редко делает ювелирный шопинг, в основном их украшения — фамильные или полученные в дар. Нельзя носить бижутерию и на прием white tie — в приглашениях отчетливо написано: «платье grand soir, большие бриллианты» (кстати, вы их можете арендовать). Крупные события из области black tie — Оскар, Канны — тоже не жалуют бижу, лучше уж совсем без украшений.
А вот в дресс-кодах black tie creative, black tie invited, black tie optional, cocktail attire, Semi formal, A5 (After five), A5C (After five casual), smart casual умно подобранная бижутерия будет вполне уместна. Крупную бижутерию можно поддержать небольшими драгоценностями — пусетами (серьгами-гвоздиками) в мочках ушей, часами и обручальным кольцом с бриллиантами. Но вот действовать наоборот запрещается: надев бриллиантовое колье, воздержитесь от бижутерии в ушах и на пальцах, потому что она немедленно бросит тень на подлинность ожерелья.
Отдельная песня с бизнес-дресс-кодом. Стоит ли чиновнице открыто носить культовую драгоценную брошь и уверять, что это бижу? Нет, не стоит, поскольку любой фотопоисковик дает совершенно однозначный ответ на этот вопрос. При этом сразу понятно происхождение ювелирной вещицы по актуальности коллекции. Бесполезно уверять, что брошь получена в наследство: между украшениями даже одного артикула классической серии, но купленными 25 лет назад и сегодня, есть очевидная разница. Стоит ли богатой бизнес-леди носить со своим начальственным костюмом полудетские пластиковые браслеты и заколку-крокодил в волосах? Вряд ли. Вот вам смешно, а ведь и то и другое — картинка с натуры.
Если вы известны в обществе как создатель или коллекционер бижутерии, то вам закон не писан — бижутерию будут воспринимать как вашу руку или ногу. Трудно ждать классических бриллиантов и платьев от Леди Гага или Рианны, даже если они пришли на прием по случаю вручения Нобелевской премии. Принято считать, что современные музыканты всегда должны быть «в образе». Поэтому если Рианна и наденет бриллианты, то они будут от Лори Родкин, а Леди Гага точно отправится за ювелиркой к Дельфине Деллетре. Но коли примадоннам приспичит нацепить крупное золоченое бижу-колье Happy от Lanvin даже на grand soir в Версале, я уверена: никто из организаторов торжества и бровью не поведет.
Однако если вы (не будучи Леди Гагой или Рианной) отправляетесь на заседание совета директоров крупного нефтедобывающего комплекса, то модные кастеты, даже если они из платины и в бриллиантовом паве, стоит оставить дома, предпочтя два скромных маленьких перламутровых цветочка Van Cleef & Arpels на лацкане жакета. Можете ли вы надеть в этом случае бижутерию? Можете, если вы известная модница и умело подберете три винтажные броши Marni в духе ар-деко на твидовый лацкан lady-like костюма от Dolce & Gabbana.
Или возьмем самый простой адрес — городское кафе. Гипертрофированно женственные русские красавицы, которые частенько смотрятся избыточно даже в белой майке и голубых джинсах, порой слишком буквально следуют классическому совету Анны Винтур о том, что джинсы нужно смело миксовать с бриллиантами. Слава богу, в последнее время эти «бриллианты» на поверку оказываются созданными из резины и стразов, как в колье EK Tongprasert, или из пластика и стразов, как у Shourouk (Тома Бинса тоже еще никто не отменял). А то ведь было дело: начитавшись американских модных СМИ, выходили в свет в тяжелых оригиналах культовых колье (а иногда и в тиарах)!
Весной-летом 2014 года на подиумах царят гранд-колье, они стали чуть компактнее, чем в прошлые сезоны. Довольно часто встречаются жесткие колье-воротники — ищите их у Chanel и Balenciaga, ошейники (Saint Laurent, McQueen) и цепи с подвесками (Valentino, Lanvin, Versace). Пластик, стекло, кристаллы, этническая бижутерия — чувствуйте себя совершенно свободной в выборе, но избегайте бижу, имитирующее драгоценности (это теперь не принято).
Правила, как носить бижутерию, напоминают ювелирный дресс-код, главный параграф которого нынче: не надевать парюры («гарнитуры») никуда, кроме как на королевские приемы. Если вы не умеете компоновать красивые сеты из разных объектов, то лучше ограничиться одним акцентом — брошью или кольцом. Впрочем, ни один эксперт в мире не может снабдить вас рекомендациями на все случаи жизни. Мой главный принцип выбора украшений в ситуации, когда я уже точно знаю, куда я иду и как оденусь, очень прост: нравится или не нравится. Сильно облегчает жизнь, знаете ли.