Одна из главных тем этого номера, медиа, — хороший повод для того, чтобы сказать, что меня волнует. Вернее, уже пугает.
Новости, комментарии — окружающее нас информационное поле меняется незаметно. Вдруг мельком слышишь какую-то фразу по ТВ или радио и вздрагиваешь — какой-какой, простите, сейчас год? Я стала замечать это отчетливо пару лет назад — и тогда это были флешбэки из, скажем, поздних 70-х. Что-то вроде «но невесело простым парижанам» (интонация сочувственная), или «пресловутые мирные инициативы Белого дома» (интонация ироническая), или «новый подарок труженикам села» (интонация теплая, радостная). Поначалу эта абсурдность даже забавляла.
Я помню, году в 1988-м мы с друзьями листали подшивку журнала «Костер» 30-х годов и страшно веселились, просто умирали со смеху — в какой риторике там говорится о всяческих коварных «врагах», внутренних и внешних. Мы были очень молоды, у нас тут открыли границы, напечатали все, что мы читали подпольно, молодые иностранцы с широко раскрытыми глазами хлынули к нам: «Wow! Pe-re-stroi-ka! Cool!» А там, в журнале «буржуазные наймиты клевещут!», «враг не дремлет» — нам все это казалось очень смешным и совсем, совсем невообразимым в настоящем.
Даже еще лет пять назад трудно было представить: «На кол их!» (про «Пусси Райот», и Мадонну туда же), «в концлагерь, на абажуры!» (про либералов, с намеком на их еврейство); Америка и Западная Европа — снова главные враги, хотят нас покорить, подкупить, совратить. И вот уже кругом продажные русофобы, предатели-педофилы и прочие кощунники, и задача истинных патриотов (очень обидчивых, к слову) — научить их всех родину любить, а лучше бы, конечно, расстрелять как бешеных собак!
Все это — именно и буквально в такой немыслимой, анахроничной риторике — звучит сейчас. Майдан — отдельная боль и тема. Когда слушаешь федеральные каналы, хочется провалиться сквозь землю. Медиа, «четвертая власть», — страшная сила. Как же мало времени требуется для промывания мозгов и пробуждения всего самого темного, косного, агрессивного. Как же нужно беречь капли здравого смысла и добра. Эти капли дает, в частности, телеканал «Дождь». В день, когда я это пишу, против «Дождя» идет массированная кампания. Надеюсь, они выстоят. Иначе мне негде будет смотреть новости по ТВ.