Простые сложности
Частая смена места работы не только не мешает, но и помогает карьерному росту. Это доказывает Наталья Капинос — член правления и заместитель гендиректора по работе с физлицами банка «КИТ Финанс».
После окончания средней школы в Омске я еще до конца не понимала, чему и где хочу учиться. Год отучилась на филфаке, потом перешла на факультет иностранных языков. И там же совершила свою первую карьерную «ошибку» — на тот момент не имея профильного образования, пришла работать в коммерческий банк. Но знание иностранных языков и способность быстро учиться меня спасали всегда и спасают до сих пор. В любой сфере, в том числе и банковской, я легко проходила самые сложные собеседования на английском и получала работу, которую хотела.
Сложности перевода
Строить карьеру я начала в 18 лет, на втором курсе омского Института иностранных языков. Просто поняла, что хочу сама зарабатывать деньги, а не получать их от родителей или других близких. Меня приняли на должность секретаря в омское отделение Инкомбанка. В середине 1990-х он входил в десятку самых крупных частных банков.
Должность секретаря также стала моей «ошибкой». Зарплата, по сравнению с другими должностями, была минимальной, и должность не совсем финансовая. Но та самая пресловутая женская интуиция подсказала, что я смогу реализовать себя в деловой сфере и именно в крупной, если даже не гигантской структуре, которой тогда был Инкомбанк. А уже через три месяца моего руководителя перевели в Москву, и он забрал двух своих секретарей с собой. Так я попала в «святая святых» — центральный офис Инкомбанка на Солянке. Кстати, институт я не бросила, а следующие три года летала в Омск на сессии.
Сложности выбора
Как только в банке появилась вакансия сотрудника отдела по работе с корпоративными клиентами, я ею воспользовалась. Мне важно было попробовать себя в ином качестве, ведь в банке столько возможностей сделать карьеру. И не пожалела. «Лавировать» между потребностями компании-клиента и соблюдением банковских нормативов в части кредитования я научилась именно в корпоративном секторе.
Инкомбанк «не пережил» кризис 1998 года. Я перешла работать в МДМ Банк, где впервые столкнулась с крупными корпоративными клиентами. Эта работа научила меня находить правильные аргументы в любом вопросе. Односложный отказ в кредите может вызвать неудовольствие у руководителя компании-клиента, он закроет дверь и уйдет в другой банк. А если я не хочу терять клиента, то предложу ему другие способы восполнения ликвидности, хотя бы на несколько месяцев. Точно так же и на кредитном комитете банка, где я всегда выступала уже на стороне компании-клиента — доказывала с цифрами в руках, что этот клиент заслуживает крупного кредита не на год, а на два.
В банк «Уралсиб» я перешла уже на должность вице-президента. Клиентов у меня стало меньше, но они были более статусные. Я приняла своеобразный вызов от нового работодателя — мне поручили вести РАО «ЕЭС России». Это была огромная ответственность — координировать все финансовые потоки не только с центральным офисом РАО, но и с его клиентами в регионах.
Сложности женского самоопределения
Конечно, всегда хотелось, чтобы на работе меня воспринимали как менеджера, который может решить любой вопрос клиента. Но как любая женщина в финансовой сфере, я нередко сталкивалась с первым производимым впечатлением как «просто блондинка, что с нее взять». Это нормально и ненормально одновременно.
С одной стороны, хорошо, что мужчины отмечают меня как красивую женщину. Женщина всегда может пользоваться тем, чем ее наделила природа. Никогда не нужно этого стесняться. Даже в самых сложных рабочих ситуациях я себя никогда не упрощала и не старалась стать безликой только потому, что кто-то решил, будто настоящая бизнесвумен должна плохо выглядеть по определению. Зачем? Женственность всегда помогает. Нужно уметь показать себя, выделиться из толпы, а не казаться «синим чулком». Особенно это актуально в банковском мире, которым правят, конечно, мужчины.
С другой стороны, доказать, что ты права в рабочем вопросе, можно только с цифрами в руках и грамотными аргументами. На заседании кредитного комитета или на совещании с клиентом никакое платье уже не спасет.
Сложности переходов
Работая в «Уралсибе» с корпоративными клиентами, я часто сталкивалась с необходимостью решить какую-то личную нефинансовую проблему руководителя компании-клиента. Помогала им организовать выездное мероприятие или поездку в другой регион. В какой-то момент я осознала, что освоила новый вид банковского бизнеса — работу с VIP-клиентами, private banking. Я перешла в новый отдел, хотя окружающие коллеги уверяли, что я сошла с ума, что зря отказываюсь от РАО ЕЭС ради «физиков».
Вообще очень важно не бояться что-то менять, в особенности — место работы. Неинтересная работа, нелюбимый мужчина и невкусная еда — эти три вещи могут разрушить жизнь любой женщины.
Не прошло и года работы с VIP-клиентами «Уралсиба», как я получила приглашение в «дочку» шведского банка — Сведбанк. Я согласилась, несмотря на то что не имела никакого опыта работы в иностранной структуре. Очередная «карьерная ошибка»? Да. Очередной вызов? Тоже да. Мне предложили работу в корпоративном блоке Сведбанка, но я призналась, что хочу возглавить private banking и знаю, как правильно его организовать. В итоге через три месяца в России открылось новое направление по работе с VIP-клиентами. В этом бизнесе важно все — от удобных переговорных до грамотной линейки банковских предложений, которые в любой момент можно быстро адаптировать под любого клиента. В первый же год работы в Сведбанке мы «вырастили» портфель до €40 млн. К сожалению, Сведбанк свернул активную работу на российском рынке после кризиса 2008 года, поэтому разработанный мною бизнес-план полностью осуществить не удалось.
Я была в декретном отпуске, когда мне предложили разработать новую стратегию private banking для Бинбанка. Я понимала, что рискую, взявшись за новый проект и не будучи даже сотрудником этого банка. Но я совершила и эту «ошибку», которую через месяц оценил президент Бинбанка. Летом 2011 года меня «перекупил» «КИТ Финанс». Я согласилась, потому что получила должность еще более высокого уровня — члена правления.