Горная порода
История Людмилы Коробешко – первой женщины из России, покорившей самые высокие горные вершины во всех частях света.
Вначале сентября 2012 года директор «Клуба 7 вершин» и профессиональная альпинистка Людмила Коробешко вновь — в 23-й, кажется, раз — побывала на Эльбрусе. Как всегда в горах, было трудно. Спустя неделю она уже в Москве выкраивает час в деловом расписании, чтобы рассказать в интервью Forbes Woman о своих походах.
Засекаем время
В этом году Людмила вместе с фотографом Максимом Шакировым и вице-президентом Федерации альпинизма России Иваном Душариным участвует в уникальном проекте — «7 вершин за 300 дней». Если все получится, это будет новый мировой рекорд по скорости покорения вершин. Команде остались две горы: самые высокие точки Австралии (гора Косцюшко, 2228 м, подъем на нее запланирован на ноябрь 2012 года) и Антарктиды (Массив Винсона, 4892 м, запланирована на декабрь). Людмила на обеих этих вершинах уже бывала. Она первая россиянка, покорившая высочайшие вершины всех частей света.
Мечты о высоком
А началось все с кавказского Эльбруса. Людмила выросла в Пятигорске и видела его снежную макушку почти каждый день, еще в школе записалась в секцию альпинизма, а в институте всерьез увлеклась восхождениями. «Конечно, привлекала романтика, — вспоминает она. — Но еще важнее для меня было то, что в горах люди очень быстро открываются. Все время возникают какие-то сложные ситуации, в которых сразу виден характер человека».
Получив диплом, выпускница Пятигорского института иностранных языков (теперь Лингвистическая академия) Коробешко впервые побывала на Эльбрусе, а затем устроилась на работу преподавателем психологии. Но очень скоро поняла, что размеренная жизнь — дом, работа, дом — не для нее. Вместе с двумя подругами она поехала в Москву. «Мы хотели заработать денег и вернуться, — говорит Людмила. — Но в итоге все тут остались».
Семейный подряд
Первое время Людмила работала переводчиком в столичном журнале Moscow Out , а потом на тренировке по альпинизму познакомилась с будущим мужем — известным альпинистом Александром Абрамовым — и увлечение постепенно превратилось в профессию. Людмила участвовала во множестве сложных и интересных экспедиций (сейчас за ее плечами более 100 восхождений), а пять лет назад супруги основали компанию «7 вершин», которая организует альпинистские туры. «Мы начинали вдвоем. Сняли помещение, купили какой-то минимум оргтехники, — рассказывает Людмила. — Но у нас было главное — знание маршрутов и опыт восхождений. Уже через год первоначальные вложения, $17 000, отбились. А сейчас у нас 12 сотрудников, и за пять лет вместе с нами в горы съездили несколько тысяч человек. Причем есть такие альпинисты-непрофессионалы, которые начали с нуля и через пару лет добрались до высочайшей вершины мира — Эвереста».
Здесь вам не равнина
Южная вершина (8760 м) лежит на границе Непала и непризнанного государства Тибет, северная, главная, вершина (8848 м) Эвереста находится на территории Китая. Поначалу Людмила опасалась — столько пугающего про Эверест читала. Муж два года уговаривал ее на восхождение. Первая попытка в 2006-м году завершилась на высоте 7500 м — из-за спасательной операции экспедицию свернули. В 2007-м Людмила все-таки добралась до вершины Эвереста, причем дважды: «Сначала мы поднялись на верхушку с шерпой (житель Непала, проводник групп, гид, носильщик. — Forbes Woman). Постояли минут 15, сфотографировались. Я уже приготовилась идти обратно, на высоте минус 25 днем и до минус 50 ночью, да и спускаться тяжело из-за сильнейшего ветра. Но мой проводник не торопился. Они же буддисты. Пока все молельные флажки разложил, пока все обряды исполнил… Хотя для него это было уже восьмое восхождение. В итоге спускались мы где-то через час. Метров через 50 встретила Сашу, он тогда руководил нашей экспедицией. Муж мне говорит: пошли обратно наверх, надо вместе сфотографироваться. Я отказывалась, боялась, что не хватит сил на такой высоте. Но Саша поставил условие: иначе разведусь. Пришлось идти».
В той экспедиции Людмила поняла, что покорить Эверест — это сложно и долго, но реально. Если повезет с погодой и не подведет здоровье. «Люди склонны переоценивать свои возможности, — говорит Людмила. — А организм не справляется с нагрузкой и нехваткой кислорода. Большинство несчастных случаев на Эвересте происходит на обратном пути. В параллельной с нами группе погиб альпинист: сердце не выдержало, уснул и не проснулся. На Эвересте каждый год остаются 5–10 человек. И трупы никто не убирает. Слишком высоко. Иногда приходится через них перешагивать и идти дальше вверх. Это страшно».
Скалолазки
Седьмую вершину — Массив Винсона в Антарктиде — Людмила в 2009 году покоряла без мужа, в составе международной экспедиции из 10 человек. Женщин среди них было только двое. И это обычная для альпинизма история, объясняет Людмила: «У женщин менее стабильная психика. Мужчины ровнее и спокойнее, принимают решения и действуют согласно с ними. В коллективе это очень важно. Кроме того, у женщин меньше финансовых возможностей, а альпинизм — недешевое удовольствие. Пять лет назад восхождение на Эверест стоило $10 000, а сейчас — $40 000. Да и старая поговорка работает: «Для мужчины альпинизм — это школа мужества, а для женщин — замужества». В секциях по альпинизму люди встречаются, знакомятся, заводят семьи — и это становится для женщины главным». А для Людмилы главное пока — горы, путешествия, открытия. В сложных экспедициях ей важно работать вместе с мужем, но иногда, говорит она, лучше по отдельности: как гиды они по-разному строят отношения с группой, а потому случаются конфликты.
Их с Александром 10-летний сын еще мал для серьезных походов, поэтому видит маму только между экспедициями. Людмиле не сидится на одном месте больше пары месяцев — сразу кажется, что она что-то упускает: «Мы с мужем недавно отмечали 10 лет свадьбы, — рассказывает она. — Хотели просто поехать в Грецию отдохнуть, позагорать, но в итоге сходили на Олимп».