К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Реальное дело


Дилма Русеф: главная женщина Бразилии.

Алексис Глик, Меган Кассерли, Рикардо Джеромель

Не так давно президент Бразилии Дилма Русеф познакомилась с молодой многодетной парой. Ей понравился оптимизм тридцатилетних родителей. Раньше отец семейства работал водителем автобуса в Бразилиа, но теперь благодаря развитию электроснабжения и ирригации он превратил свой прежде непригодный для хозяйствования загородный участок в процветающую ферму. «Сколько вы зарабатываете?» — спросила Русеф. «Вчетверо больше, чем когда я водил автобус», — ответил фермер. Теперь его цель — дать детям высшее сельскохозяйственное образование. Дилма вспоминает этот разговор, сидя в своем лаконично оформленном, но полном произведений искусства кабинете в Президентском дворце в Бразилиа. «Спорим, — улыбается Русеф, — что эти люди смогут сами встать на ноги и развиваться самостоятельно».

Она — и Бразилия — делает ставку на предпринимателей. Последние два десятилетия были для страны очень удачными: обуздали инфляцию (благодаря привязке реала к доллару США), провели приватизацию (в частности, государственных телекоммуникационных и горнодобывающих компаний), начался сырьевой бум (на рынках сои и железной руды). Двадцать лет назад ВВП Бразилии составлял $358 млрд и она занимала 11-е место в мире по этому показателю; сегодня ВВП достиг $2,5 трлн и страна держится на шестом-восьмом месте в зависимости от методики подсчета. Сегодня половина населения Бразилии относится к среднему классу. Ни одна другая страна БРИК не добилась столь удачного сочетания демократии и всеобщего благосостояния.

 

Ставка на бизнес

Каждый четвертый взрослый бразилец так или иначе занят предпринимательской деятельностью. Предприятия малого бизнеса создают два из трех рабочих мест в частном секторе экономики: в Бразилии завидный уровень безработицы — 5,8%, а 49% предпринимателей, возглавляющих компании, которым меньше 3,5 лет, — женщины; в среднем по всему миру этот показатель составляет 37%. В одном только суетливом Сан-Паулу свои услуги, товары и идеи предлагают 1,8 млн владельцев малых предприятий.

У Русеф, которая возглавила страну в начале прошлого года, есть план, как закрепить успех. Первый пункт этого плана — поддержка предпринимателей. В дополнение к комплексу уже принятых мер, включающих пенсионные бонусы и государственные микрокредиты, предполагается снижение процентных ставок с целью повышения объема капиталовложений, инвестиции в инфраструктуру и целевые налоговые льготы. «Другими словами, — говорит Русеф, — бонусы для стимулирования роста. Мы хотим помочь даже таким мелким предпринимателям, как уличные парикмахеры, продавцы попкорна», — говорит Русеф, которая продвигает программу займов до $500.

 

Общество ее поддерживает: согласно опросам, ее рейтинг на 77% выше, чем был у ее предшественника и учителя Луиса Инасиу Лулы да Силвы в аналогичный период его президентского срока. «За последние годы правительство провело существенные реформы, — рассказывает Forbes Эйке Батиста, крупнейший бизнесмен Бразилии и седьмой богатейший человек в мире с состоянием $30 млрд, — и Дилма создает плодородную почву для инвесторов».

Как стать президентом

«Пожалуй, я не планировала становиться президентом», — говорит Русеф. Ее путь к этой должности был необычным. Ее отец Петр Русев, вынужденный бежать из Болгарии в 1929 году из-за своих коммунистических взглядов, преуспел на рынке недвижимости и строительства. Две его дочери воспитывались в частном пансионе, где Дилма научилась играть на фортепиано и читать запоем — эта привычка осталась у нее до сих пор (сейчас на очереди манифест Джеймса Карвилла «Это же средний класс, глупец!»).

В 1964 году, когда Русеф исполнилось 17 лет, бразильские военные сбросили социалистическое правительство Жуана Гуларта: это был пятый государственный переворот за 20 лет. Начались аресты, исчезновения людей и пытки. В 1967 году, не сказав ни слова семье, Русеф под псевдонимом Эстела присоединилась к радикальной фракции Бразильской социалистической партии, которая проповедовала революцию, занималась грабежами и подрывом автомобилей. Там же она нашла и мужа — адвоката Карлоса Араухо, брак с которым продлился почти 30 лет. Араухо и Русеф входили в группу активистов, которая совершила похищение сейфа с $2,5 млн для финансирования политических акций (Араухо заявил позже, что жена «никогда не брала в руки оружия»). В начале 1970 года Русеф была арестована. Ее пытали 22 дня, в том числе электрическим током.

 

К моменту выхода на свободу в 1972 году Русеф похудела на 10 кг и была физически измождена. Она решительно отказалась от радикальной политики в пользу более прагматичных устремлений — решила получить экономическое образование. Вместе с Араухо — к тому времени у них уже родилась дочь — они стали участниками Демократической рабочей партии, объединявшей разнородные левые группы (10 лет спустя она перешла в правящую Партию трудящихся). Репутация Русеф устойчиво крепла, она занимала посты министра финансов и министра энергетики, а затем возглавила администрацию президента Лулы да Силвы и стала его преемницей.

Русеф редко вспоминает об участии в радикальной группировке, а путь с тюремной скамьи в президентское кресло не кажется ей каким-то особенным. По ее словам, это обычная история для ее времени и страны, для «поколения 1968 года».

Головная боль

Проблемы, которые сейчас стоят перед Русеф, и открывающиеся перед ней возможности хорошо иллюстрирует недавняя поездка Гэри Гаррабранта, одного из основателей фонда прямых инвестиций Equity International, в Форталезу, город с 2,5-миллионным населением на северо-востоке Бразилии. Он верит в будущее Бразилии: фонд уже вложил $1 млрд в местные компании, в том числе в области строительства жилой и коммерческой недвижимости, складского бизнеса и логистики. Но, вспоминая поездку, использует много нелестных эпитетов. Дождь размыл дороги, и Гаррабранту пришлось арендовать полноприводный Jeep. На нем он преодолевал высокие песчаные дюны («ни дороги, ни указателей»), пытаясь сориентироваться с помощью попутчика-серфингиста, которого он подобрал по дороге. Наконец, он добрался до города, где, по его словам, «удалось найти два или три выгодных объекта для инвестиций». Блестящие перспективы.

Чтобы сделать их еще более радужными, Русеф решила инвестировать в инфраструктуру. Эти затраты, рассчитывает она, в краткосрочной перспективе стимулируют рост экономики, который замедлился до 2% (тогда как в 2010 году страна демонстрировала фантастические 7,5%). Среднесрочный эффект: Бразилия подготовится к грядущим спортивным мероприятиям — Чемпионату мира по футболу 2014 года и летним Олимпийским играм 2016 года. Но во главу угла она ставит долгосрочные результаты: новые дороги на протяжении десятилетий будут оказывать положительное воздействие на развитие предпринимательской активности.

Сейчас лишь 14% дорог в пятой по величине стране мира имеют твердое покрытие. По качеству физической инфраструктуры Бразилия занимает 104-е место в мире и сильно отстает от других стран БРИК. В августе Русеф объявила, что частные подрядчики смогут претендовать на участие в инфраструктурных проектах. Общий ожидаемый объем инвестиций — $66 млрд.

 

Следующая задача — широкополосные каналы связи, Русеф выделяет $500 млн в год на повышение доступности интернета. В Бразилии высокоскоростной доступ в интернет обходится в среднем в $27 в месяц (против $10 в Китае) — если эта услуга вообще доступна. Сотовая связь тоже не в лучшем состоянии. Качество обслуживания настолько низкое, что регулятор бразильской телекоммуникационной отрасли запретил трем крупным сотовым операторам продавать контракты в некоторых регионах. Русеф оказывает давление на четыре зарубежные компании, которые доминируют на рынке, чтобы они быстрее разворачивали новые услуги: если они не наладят 4G к чемпионату мира, им грозят крупные штрафы.

Но самой большой ее проблемой остаются налоги. «Налоговая система Бразилии — одна из самых сложных в мире», — говорит Генри Маквей, глава отдела глобального размещения активов в KKR, одном из крупнейших фондов прямых инвестиций. Эти проблемы отчасти связаны с самостоятельностью регионов, что очень мешает Русеф добиться повсеместного снижения налога на заработную плату, эффективная ставка которого составляет 70%. «Нам надо менять структуру налогообложения или переходить от налогов на фонд заработной платы к налогам с оборота», — говорит она.

При всей своей бизнес-ориентированной политике Русеф остается верна идеям социальной справедливости. Она не считает эти подходы взаимоисключающими. «Если вы считаете, что один только рынок в состоянии вывести 70 млн человек из нищеты, вы заблуждаетесь», — говорит она. Что она делает в социальной сфере? В области образования Русеф стремится расширять масштаб подготовки по естественно-научным и инженерным специальностям — и повышать ее качество. В прошлом году в США учились 9000 бразильцев (для сравнения: 260 000 студентов из Китая и Индии). Введенная Русеф программа «Наука без границ» предполагает, что к 2015 году их число вырастет до 100 000 (образовательные учреждения США уже согласились принять 20 000 учащихся).

Русеф, которая стала бабушкой, активно защищает интересы детей. Каждая семья с детьми до 17 лет получает $35 при условии, что дети ходят в школу и соблюдают календарь прививок, эти меры ввел еще предыдущий президент. Русеф дополнила программу новыми элементами: созданы 6000 детских садов для семей низшего или среднего класса и бесплатная детская медицина. Пособие на детей дается матерям. «Всегда женщине, — говорит Русеф. — Потому что мужчины имеют склонность получать деньги и тратить их на алкоголь».

 

Но главные проблемы у женщины-президента еще впереди. Сокращение налогов и социальные расходы могут вызвать дефицит бюджета. Да и коррупция покрывает язвами всю страну, в том числе столицу: Русеф уже уволила шесть министров и главу своей администрации из-за коррупционных скандалов. Как бы там ни было, Эйке Батиста, у которого на кону больше, чем у кого-либо еще в Бразилии, ставит на Русеф: «У нее достаточно отваги, чтобы вести Бразилию вперед».

    Рассылка Forbes
    Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

    Мы в соцсетях:

    Мобильное приложение Forbes Russia на Android

    На сайте работает синтез речи

    иконка маруси

    Рассылка:

    Наименование издания: forbes.ru

    Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

    Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

    Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

    Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

    На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

    Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
    AO «АС Рус Медиа» · 2024
    16+