Елена Шишкина, финансовый директор SAP в Великобритании и Ирландии, стала начальником с первого же своего рабочего дня.
Есть мнение, что правильный руководитель обязан пройти все звенья карьерной цепочки — от низшего к высшему. А я сразу стала руководителем. В 22 года, еще живя в Нижнем Новгороде (там я окончила среднюю школу и Нижегородский государственный лингвистический университет), стала административным директором британской компании по производству одежды. Я отвечала за производство на двух фабриках. А через год меня пригласили в московский офис, где я курировала работу уже семи фабрик.
Я выбрала и получила второе образование — финансы. Во-первых, специализация по финансам всегда дает возможность быть в управляющем составе компании. К тому же с таким образованием можно работать в любой отрасли. Даже сейчас, если мне захочется поменять отрасль, я могу это сделать в любой момент.
Родиться и оставаться лидером
Лидерские качества, конечно, врожденные. Дальше их можно развивать и совершенствовать. Я родилась в семье лидеров. И родители всегда делились со мною рабочими вопросами. В моей семье каждый — я и муж — занимается своим развитием. Первые пять лет семейной жизни (а мы поженились еще будучи студентами) мы жили на три города — он в Санкт-Петербурге, а я в Нижнем Новгороде и Москве. Потом мы жили в разных странах. Даже когда родился наш первый сын, мы продолжали жить в разных городах. Это не героизм, а, скорее, обоюдный эгоизм. Но я всегда жила и живу на волне собственной карьеры. И хотя все решения по своей карьере — переехать в Москву, получить степень МВА за границей, принять вакансию SAP в европейском офисе — я принимаю самостоятельно, с мужем мы всегда находим обоюдоустраивающие варианты совместной жизни. Иногда наши обсуждения приводят к конфликтам, но по большей части вопросов мы договариваемся. Сейчас я живу недалеко от Лондона, здесь же вскоре родится наш второй сын. А бизнес мужа связан с Россией, поэтому он бывает и у нас в Великобритании, и в Москве.
Бесстрашный командный игрок
Успешную карьеру невозможно построить, если у вас нет команды. В разгар кризиса 2008 года мы собрали беспрецедентные €70 млн дебиторской задолженности. В следующем, 2009 году мы продолжили работать над этой задачей совместно с коллегами из отдела продаж. И как результат этой работы в 2010 году мы уменьшили период оборачиваемости дебиторской задолженности на 60 дней (это целых два месяца свободных денег) и стали лучшими среди европейских офисов SAP по этому показателю. И все это исключительно результат общей, командной работы.
Когда я вернулась в Россию после получения МВА, то подумала: ведь для международной карьеры не так уж и важно, где ты живешь. Если пока у меня не получилось сделать карьеру за рубежом, то я могу сделать карьеру здесь, но в международной компании. Я целенаправленно выбрала IT-направление и отправила резюме в российские офисы SAP и Intel.
Стремиться к большему
Настоящий лидер не должен бояться брать на себя больше ответственности, чем, как ему кажется, он готов взять в настоящем. В SAP, чтобы попасть в программу Top-Тalents, надо перевыполнять свои рабочие показатели, брать на себя больше, чем основная работа. Лидер всегда должен делать больше, чем от него ожидает руководство.
Поскольку я работаю много, то на одной позиции я вырабатываюсь за полтора-два года. Затем уже становится тяжело себя мотивировать. А если ты сам себя не можешь мотивировать, то точно не сможешь мотивировать своих подчиненных.
Четыре года на позиции главного финансового директора по России и СНГ позволили мне перевыполнить все возможные планы. Тогда передо мной встал выбор: если оставаться в России, то надо уходить из SAP, если оставаться в SAP — то уезжать в другую страну. Мы с моим наставником из европейского офиса (такой есть у каждого участника программы Top-Тalents) еще в 2010 году начали строить планы — найти мне преемника, обучить его и параллельно искать для меня новые варианты развития. В 2011 году у меня было три варианта: заниматься проектами по оптимизации в немецкой штаб-квартире SAP, уехать в США и работать в отделе по слияниям и поглощениям или же занять аналогичную позицию (CFO), но уже по Великобритании и Ирландии. Я попробовала себя в американском офисе, благо программа лидерства SAP подразумевает такой полугодовой вариант, а затем выбрала работу в Лондоне.
Лидерство по-женски
Но у русских женщин, на мой взгляд, сегодня большие шансы строить карьеру. У нас лучше развита социальная инфраструктура: в России, в отличие от других европейских стран, поздно закрываются магазины, салоны, клубы, можно нанять няню и на 12, и на 24 часа в сутки, и по выходным няни работают, а в детских садах в России детей кормят и обедом, и ужином. Английская же няня, например, работает лишь до 17-18 часов в рабочие дни; магазины закрываются рано. А, например, в Италии хотя никто громко не заявляет: «Женщина обязана охранять домашний очаг», — но общество не способствует тому, чтобы женщина проводила много времени в офисе. Так и в Германии, по опыту моей знакомой, сложно быть мамой-карьеристкой и независимой женщиной, там считается, что хорошая мать обязана полдня проводить дома с ребенком.
В настоящее время в SAP существует программа продвижения женщин на менеджерские позиции. И я вошла в управляющий совет этой программы лидерства для женщин. Мы поставили цель достичь показателя 25% женщин-менеджеров в 2017 году, сейчас этот показатель составляет 18%. В финансовом блоке мы должны увеличить этот показатель с 32% до 43%.
Лично мне одинаково хорошо работается и с мужчинами, и с женщинами. Я больше ценю и уважаю личностные качества человека независимо от его пола. Разница лишь в том, что юмор я предпочитаю женский, а мужской юмор оставляю мужчинам.