Разговор о пользе образования так же банален, как и о вреде курения. Но необходим. Хочется написать: особенно сейчас. Но понимаю, что это неверно: старшему поколению во все эпохи представлялось, что именно нынешние дети-молодежь совсем не учатся, ничем не интересуются, не имеют моральных ориентиров... Это, конечно же, не так. «То, что раньше дети были лучше, говорили всегда» — это слова Тамары Эйдельман, учителя истории с 30-летним стажем и одной из героинь центрального материала номера «Чему учить». Процент любопытных и ленивых, ярких и посредственных, умных и туповатых учеников примерно одинаков во все времена. Именно что примерно. От того, какой в обществе воздух, зависит, кто выпрямится во весь рост, а кто зачахнет. Воздух у нас сейчас, прямо скажем, неважный: четкий курс на «православие, самодержавие, народность» в самых худших их проявлениях. Это из-за Путина — или Путин из-за этого, что было раньше, курица или яйцо, не знаю, но реальность все сильнее напоминает «День опричника» Сорокина, и это не смешно. Просто лишний раз убеждаешься, что настоящий писатель — всегда провидец. Об этом говорил в нобелевской лекции Бродский: «Философия государства, его этика, не говоря уже о его эстетике, всегда «вчера»; язык, литература — всегда «сегодня» и часто… даже и «завтра». Культура, просвещение — единственные способы противостояния государственному аппарату насилия, всем формам так нелюбимой Бродским, да и любым нормальным человеком, «политической демагогии». Неутешительный разговор о современной российской школе продолжает в журнале и Ирина Прохорова: «Говорить о модернизации образования бессмысленно, если не пересматривать систему подготовки учителей». Конечно, повезло тому, у кого в жизни был хотя бы один учитель-личность, харизматик, который всегда поверх барьеров и которому любая программа нипочем. Мне повезло, у меня был великий Давид Яковлевич Райхин, преподаватель литературы. Ни разу за четыре года мы не раскрыли догматичный и нудный учебник. И сегодня даже те мои одноклассники, что имели по его предметам твердую двойку, вспоминают его с огромным уважением, благодарностью и словами «теперь таких не делают». Делают, но очень редко: как и раньше, как и везде. Поэтому так важен средний слой учителей и продуманная система их подготовки, что в нынешней ситуации, увы, утопия или фантастика, кому какой жанр ближе. И тем не менее рождаются и подрастают новые дети. Научить их читать, научить мыслить, научить быть свободными — успеха в этом безнадежном деле можно пожелать всем учителям и родителям. Давайте хотя бы попытаемся.