Что привлекает женщин в бизнесе? Деньги в противовес свободе, личностному росту и общественному благу.
На второй месяц после открытия собственного ресторана «Простые вещи» Катерина Дроздова с удивлением обнаружила, что заведение принесло прибыль — целых $8000. Столько она не зарабатывала никогда. Незадолго до этого Дроздова уволилась с поста пиар-директора ресторанного холдинга Аркадия Новикова. «Я поняла, что не могу полностью подчиниться его харизме — у меня есть своя. Про деньги я вообще не думала. Был сумасшедший драйв от того, что сам принимаешь решения, делаешь что хочешь. Меня распирало от счастья, колотило от количества положительной энергии. Подруга сказала мне: если к тебе пришла энергия, надо быстро брать вантуз и пробивать духовные каналы — погружаться в то, что создаешь», — вспоминает Дроздова.
Оказывается, не так уж часто женщины, открывая свое дело, ставят финансы во главу угла. «Женщины начинают бизнес исключительно ради денег, только если умирают с голоду. Мною двигали амбиции, желание быть свободной профессионально и лично и, конечно же, азарт», — признается генеральный директор пиар-агентства BrandScape Елена Ковалева. За полтора года у агентства появилось 10 клиентов, и было реализовано более 15 крупных контрактов.
У всех опрошенных Forbes Woman бизнес-леди в списке приоритетов на первом месте стоит свобода — личная и профессиональная, свобода выбора и свобода передвижения. «У меня в голове всегда миллион идей. Я с огромным трудом работала по найму. А свой бизнес делала на эмоциях. Мужчина на моем месте поступил бы более расчетливо: подождал еще года полтора, пригласил бы опытного партнера», — говорит генеральный директор компании E-Learning Елена Тихомирова. Наталья Орешина, генеральный директор компании Art Properties, признается, что ею помимо тяги к свободе руководило желание доказать, что на профессионализме можно построить новый бренд и сделать его успешным. «Недвижимость — мужской бизнес. И в любой компании всегда находится человек, который дальше определенного уровня тебя не пропустит», — утверждает Орешина.
На втором месте стоит потребность заниматься любимым делом и творчеством. Причем, работая по найму, реализовать эту потребность подчас бывает затруднительно. Катерина Дроздова утверждает, что просто не может подчиняться чужой воле и вкусу. «Мой бизнес должен быть отражением меня, поэтому я никогда не открою фастфуд или пивной ресторан, хотя это очень выгодно. Поэтому я так и не открыла заведение с известными рестораторами, хотя мне не раз предлагали», — говорит она. «Главный приоритет в моей работе — это мое собственное творчество. И каждый сотрудник в моей компании должен иметь то же, что и я, — возможность наслаждаться делом, расти и получать хорошие результаты. Я не хочу иметь в штате «рабов», мне нужна мотивированная и мыслящая команда», — говорит Елена Ковалева.
Бизнес не стоит путать с благотворительностью, но для многих женщин важно приносить пользу, не ожидая никакой выгоды. Елена Тихомирова взяла идею для собственного бизнеса у отца. Еще в юности, когда она помогала ему во время командировок, ей хотелось заняться популяризацией идеи электронного обучения, что она и реализовала, создав свою компанию. «Мои выступления на конференциях никогда не были «продажными». Я рассказывала полезные и интересные вещи, но ничего не говорила про свою фирму и по сравнению с конкурентами смотрелась гораздо выгоднее. Главное для меня — получить драйв и зарядить им других людей. Ради этого я могу пожертвовать сном, спортом, кино и театром, слопать «Доширак» на работе, пожить жизнью кочевника», — признается Тихомирова. Наталья Орешина говорит, что порой действует в ущерб финансовой выгоде, опираясь на свое внутреннее представление о качестве. «Женщины делают вещи исходя из понятия блага. Мне важно нести творчество, энергию, давать бизнесу что-то новое, лучшее», — говорит она.
Потребность женщин следовать интуиции и действовать порой иррационально — не секрет для психологов. Деловые женщины, как правило, этому не сопротивляются. «Мой выбор иногда может показаться нелогичным, но по факту оказывается верным. Материнский инстинкт ведь никто не отменял — женщины природой настроены улавливать от людей больше информации и обладают более тонкой интуицией», — говорит Елена Ковалева. Елена Тихомирова вспоминает, что ей очень трудно было отказаться от одного из направлений бизнеса, которое долго кормило компанию. «При этом мой партнер-мужчина просто подсчитал, что мы в минусе, и закрыл тему. Я же продолжала относиться к проекту как к ребенку, которого нельзя бросить», — вспоминает она.
Для большинства деловых людей камнем преткновения становится отдых. Можно ли его себе позволить? Вдруг за это время что-то ужасное произойдет с бизнесом? Оказывается, у бизнес-леди есть хороший прием для легализации отдыха. «Я не жертвую семьей, друзьями и социальной жизнью ради «рабочего» драйва. Если человек занимается только работой, он перестает видеть «большую картину», а именно она поддерживает развитие бизнеса. Я люблю много общаться с людьми, путешествовать. Даже если диалог не приведет сегодня ни к чему, я знаю, что через пять лет этот человек может встретиться мне на пути и мы что-то сделаем вместе», — говорит Наталья Орешина из Art Properties.
Елена Ковалева убеждена, что не приносит себя в жертву, хотя меньше, чем раньше, отдыхает и видится с мужем и ребенком: «Мой бизнес — это не алтарь. Это результат моего выбора. Если я решу, что это невыносимо и нерентабельно, то к старой модели — работе по найму — смогу вернуться в любой момент».
Но если быть честным до конца, то и обычные амбиции нельзя сбрасывать со счетов. «Приятно утереть нос бывшим партнерам, добиться успеха назло завистникам и врагам, порадовать родителей, доказать коллегам по бизнесу, что я тоже с яйцами, — говорит Катерина Дроздова. — Вы думаете, это чисто женское? Уверена, что нет!»