К стандартным программам мотивации персонала женщины почти всегда добавляют "настройку под себя"
Управляющий партнер международной хедхантинговой компании Heidrick & Struggles Дмитрий Прохоренко провел огромное количество интервью с успешными женщинами. По его мнению, женщины-лидеры к тщательно простроенным HR-службой мотивационным программам всегда добавляют эмоциональности или, как он говорит, более активно, чем мужчины, используют «второй регистр».
Индивидуальный подход
Юлия Ужакина, управляющий партнер компании «Амплуа», специализирующейся на исследованиях рынка HR-услуг, называет эту способность женщин-руководителей привносить свое в готовые мотивационные схемы легким тюнингом. «Все люди разные, и мотиваторы у них тоже должны различаться. Подходить ко всем одинаково — совершенно неэффективно с позиций бизнеса», — считает Юлия. Например, как она рассказывает, для одних ее сотрудников важна их роль в компании, карьера, то, как именно новые задачи повлияют на профессиональный рост. Для других эти факторы совершенно безразличны, им хочется больше времени проводить со своей семьей или заниматься любимым хобби. В этом случае лучшей мотивацией на достижение результата оказывается обещание начальницы: «Сделай это побыстрее, тогда в пятницу я дам тебе отгул».
Кого-то нужно хвалить каждый день, а кого-то мотивирует ощущение себя необходимым звеном в команде. «Таких я стараюсь включать в проекты и подчеркивать важность их работы для всей группы», — говорит Ужакина. Любой сотрудник может прийти к Юлии с разговором об индивидуальном подходе к системе мотивации. Например, работать допоздна в понедельник и среду ради того, чтобы в четверг вообще не работать — в этот день нужно возить ребенка на тренировку. Сейчас Ужакина думает над мотивационными программами для разных поколений — у беби-бумеров и миллениумов (так называют тех, кто родился после 1980 года, и в офисах их становится все больше и больше) разные интересы, принципы и вкусы. Соответственно, и подходы к мотивации должны быть разными. Сотрудникам, которым нет тридцати, важен фан в работе: совместные интересные мероприятия, какие-то курсы в офисе, на которых можно научиться чему-то новому, открыть коллег с новой стороны. Более важно, чем для старших сотрудников, четкое осознание своих перспектив в данной компании.
Юлия Ужакина убеждена, что женщины-руководители более внимательны к индивидуальным потребностям сотрудников, быстрее и охотнее учатся понимать их.
Нематериальная мотивация
Женщины более искусны, по наблюдению Дмитрия Прохоренко, в формировании нематериальной мотивации, уделяют больше внимания внутренним коммуникациям и чаще вовлекают членов команды в принятие важных решений. Светлана Баланова, генеральный директор многопрофильной компании «3М Россия», подтверждает: «Мы уделяем особое внимание вовлеченности сотрудников в работу в целом. Она выражается в том, что человек активно участвует во всех процессах, не боится брать на себя непрофильные задачи и в результате показывает очень хорошие результаты».
Прохоренко отмечает, что женщины-менеджеры чаще просят от подчиненных обратной связи, чаще демонстрируют им свою открытость. Мужчины, как правило, застегнуты на все пуговицы и в прямом, и в переносном смысле. «Имеет ли это отношение к мотивации? Я считаю, что да, это проясняет позиции и поступки руководителей. С открытым лидером работать интереснее и комфортнее. В итоге это мотивирует людей и повышает эффективность команды», — объясняет Прохоренко.
У Ксении Рясовой, генерального директора компании Finn Flare, выпускающей одежду под одноименной маркой, есть четкий принцип — она никогда не принимает на работу сотрудников, для которых единственным стимулом работать в данной фирме являются деньги. «Часто со временем человек привыкает к ним и становится неэффективным, по отношению к нему уже никакие методы мотивации не будут действенными», — убеждена Ксения.
Целесообразность и ответственность
Виктория Петрова, директор по персоналу компании «Русал», крупнейшего в мире производителя алюминия и глинозема, отмечает очевидную, по ее мнению, разницу в отношении лидеров-мужчин и лидеров-женщин к материальной мотивации. По ее мнению, мужчины в массе своей — очень щедрые люди и они любят щегольнуть широтой своей души. Одним росчерком пера могут дать сотруднику кредит на покупку квартиры, большую премию, подписать приказ об увеличении оклада на 80–90%. Благородный порыв захватывает, и они редко утруждают себя тем, чтобы привязать премию или рост зарплаты к результатам труда. Так что щедрость мужчин-руководителей, по мнению Петровой, зачастую нерациональна. Для компании это оборачивается тем, что деньги тратятся немотивированно.
«Женщина-руководитель к деньгам своей организации, как и к семейному бюджету, относится более рачительно», — убеждена Петрова. Например, она запросит обзор рынка труда и посмотрит, каковы зарплаты и компенсации по этой профессии, должности. Целесообразно ли повышать зарплату сразу на 80% или можно идти к той же планке, постепенно увеличивая зарплату. И обязательно поставит новые задачи в связи с новой системой мотивации.
В то же время генеральный директор консалтинг-центра «ШАГ» Светлана Емельянова уверена, что мужчины более склонны строить мотивацию от результата. Созданная ими мотивационная схема состоит из небольшой фиксированной части и существенных бонусов, которые зависят от выполнения задач или премии за достижение поставленных результатов. «Женщины-руководители чаще отдают предпочтение мотивационным схемам, ориентированным на ценность стабильности. Поэтому их мотивационные схемы имеют большую фиксированную и меньшую переменную часть», — говорит Емельянова.
А по большому счету, уверена Юлия Ужакина, разница в мотивации лидером персонала лежит не в гендере, а в типе лидерства. «В большинстве своем женщины-руководители — это лидеры, которые апеллируют к эмоциям, к иррациональному, чувственному. Мотивируя свой персонал, она больше взывает к ответственности, иногда просто к помощи или совести», — считает Ужакина. Тип лидерства, более присущий мужчинам, — это апелляция к логике, к причинно-следственным связям, то есть к мозгам, а не к эмоциям.