Марина Мелия, генеральный директор консалтинговой компании «ММ-Класс», о служебных романах.
Гендерная составляющая бизнес-коммуникаций в офисе — естественный аспект рабочих взаимоотношений в смешанном коллективе. Легкий флирт, служебный роман или супружеские отношения могут пойти как на пользу, так и во вред основной цели, ради которой люди собираются в офисе. Это зависит от характера отношений в паре и личностной зрелости руководителя. Так, работа пары в рамках одного офиса может дать синергетический эффект, если в основе отношений — принцип поддержки и взаимопомощи во всем.
ПРИМЕР. Руководитель аудиторской компании, рациональный и прагматичный человек, как-то отправил в командировку двух сотрудников, поручив им ознакомиться с ситуацией на месте. Они неожиданно проявили инициативу и не только выявили основную проблему, но и предложили алгоритм ее решения. Вернувшись, сотрудники с энтузиазмом продолжали работать, увлеченно обсуждали новый проект, все чаще задерживаясь по вечерам. Руководитель не мог понять причины такой метаморфозы и даже высказал недоумение помощнику. На что та ответила: «Вы разве ничего не заметили? Весь офис уже в курсе, как они друг к другу относятся». «Никогда не думал, что от служебных романов может быть польза», — подытожил он.
Однако поддерживающие отношения в парах так же редки, как и партнерские. Чаще в офисе разворачиваются конкурентные отношения двух крайне неравнодушных друг к другу людей, офис становится площадкой для соревнования: кто профессиональнее, быстрее, влиятельнее. Степень риска для бизнеса зависит от уровня позиций главных «игроков» и того, открыто или скрыто они конкурируют. Каждая сторона притягивает сторонников из числа сослуживцев. Сотрудник, поддержавший в чем-то одного, получает выговор (а то и понижение) от другого. Об эффективности бизнеса здесь можно забыть.
Чтобы избежать риска, руководителю достаточно следовать простым негласным правилам. Сотрудники, чьи супружеские отношения очевидны (зарегистрирован ли брак, в данном случае не важно), не должны работать в подчинении друг у друга. Недопустима и работа пары на должностях, предполагающих взаимозависимые производственные отношения (например, муж — технический директор, жена — директор по качеству).
Если служебный роман сотрудников не тайна, то руководителю стоит попытаться понять, какие это отношения (конкуренция, партнерство или поддержка), спокойно обсудить с ними ситуацию, выслушать предложения. При этом я бы разделила «служебный роман» и «роман на службе». Переживаний, ошибок и разрушительных последствий гораздо больше при возникновении реальных чувств. Когда же идет циничная «охота» на состояние босса, ситуация развивается более спокойно и предсказуемо.
В некоторых больших компаниях нормы корпоративного поведения предписывают запрет на работу супругов, встречается и запрет на интимные отношения сотрудников, на сексуальные провокации в одежде и поведении. Это, на мой взгляд, явный перегиб, граничащий с вмешательством в личную жизнь. Как и кто будет свидетельствовать о степени близости двух людей, заподозренных в совместной жизни?
На самом деле в одном офисе могут успешно работать и супруги, и влюбленные. А легкий флирт добавляет красок и света в будни офиса. При условии что руководитель четко разграничивает личные отношения и профессиональные не только для сотрудников, но и для себя. При этом сам работает больше всех, распределяет нагрузку так, чтобы люди с удовольствием, эффективно выполняли ее и получили адекватные деньги. Тогда рабочая обстановка не располагает к нагнетанию страстей, интригам и выяснению отношений по не относящимся к работе проблемам.
На практике, к сожалению, такое встречается крайне редко. Коллектив всегда отыгрывает неврозы и личные проблемы своего руководителя — это закон. К примеру, активными противниками служебных романов и даже легкого флирта выступают руководители, которые сами злоупотребляют и тем и другим.
ПРИМЕР. Руководитель компании среднего масштаба, умело подчеркивая свои женские черты, использует флирт в общении с сотрудниками-мужчинами. Провоцирует их не пожать, а поцеловать ей руку. Демонстрируя особое отношение, побуждает их сделать за ту же зарплату двойной объем работы. При этом у консультанта она ищет совета, как понизить уровень конфликтности, пресечь поток сплетен, пересудов (кто что сказал, как посмотрел). Корень зла ей видится в сотрудницах, которые заняты отнюдь не работой: «Если бы было возможно, брала бы на работу одних мужчин. Ими легче управлять».
Руководителю-женщине, использующей свое обаяние с целью манипуляций, надо сказать себе «cтоп!» из элементарного чувства самосохранения. Когда деловая женщина практикует силовые, конкурентные приемы, а в качестве одного из средств достижения цели использует внешнюю женственность, возникает внутренний конфликт (отрицательное отношение к себе, жесткая конкуренция с соперницами и пр.). Внутренний конфликт ведет к неврозам, разрушительным способам разрядки (алкоголизму, домашним конфликтам, шопоголизму). У героини в нашем примере дома огромный стеллаж нераспакованной обуви, которую она закупает каждый раз, когда испытывает стресс. Лучше попытаться честно ответить себе на вопросы: что мною движет, когда я с возмущением наскакиваю на подчиненную, игриво болтающую с коллегой; чего я добиваюсь, когда держу сотрудниц на работе в предновогодний день до последней минуты?
Разумеется, сам руководитель также не застрахован от служебного романа. Если руководителя-женщину посетило искреннее чувство к подчиненному, то как выстраивать личное и рабочее взаимодействие? Однажды ко мне за консультацией обратилась женщина, управляющий собственник. Она влюбилась в менеджера, который на 10 лет моложе ее. Есть закономерные сомнения: он любит ее или статус и деньги, которыми она обладает? По результатам профессиональной деятельности его следует повысить в должности. Но как это воспримут другие сотрудники? В процессе нашей работы мы выяснили: бизнес, который она создала, имеет слишком большую ценность, чтобы им рисковать. Тем более что развитие их отношений непредсказуемо. Как избежать риска двойного краха? Было принято решение: он должен уйти из компании. Она объяснила ему, что ее чувства серьезны и она готова попробовать строить отношения. Но ей трудно будет сделать это, работая с ним в одной компании. Он тут же написал заявление. Устроившись на работу в другую компанию, сам сделал ей предложение. Сейчас они воспитывают дочку.