«Мы невидимы»: как женщины-продюсеры помогали создавать музыкальные хиты

На церемонии «Грэмми» в 2025 году Алиша Киз получила две премии и произнесла речь, в которой рассказала о том, как сложно ей было добиться уважения именно как продюсеру собственных песен, и напомнила, насколько недооценена роль женщин-продюсеров в музыкальной индустрии. Учитывая тот факт, что за 51 год существования категории «Продюсер года» в ней было номинировано только 10 женщин, и при этом ни одна из них до сих пор не получила награду, замечание Алиши Киз более чем справедливо. Согласно отчету аналитического центра Annenberg Inclusion, который в течение 13 лет каждый год анализирует 1300 популярных песен, в 2024 году среди тех, кто спродюсировал эти треки, было представлено всего 14 женщин, что составляет только 5,9%.
Одна из причин этого дисбаланса заключается в том, что музыкальное производство, которое включает в себя инженерию, микширование и продюсирование, до сих пор считается «мужской» работой, а профессиональные музыкальные студии — исключительно мужским пространством для творчества. В интервью The Fader в 2015 году певица Граймс вспоминала о своем опыте работы в студии, когда мужчины-инженеры не разрешали ей прикасаться к оборудованию: «Я спрашивала: «Могу я просто отредактировать свой вокал?», а они говорили: «Нет, просто скажи нам, что делать, и мы это сделаем». А потом приходил мужчина-продюсер, и ему разрешалось все. Это было так сексистски. Я была в ужасе. Это заставило меня по-настоящему разочароваться в музыкальной индустрии и понять, что то, что я делаю, важно».
Другой причиной, которая влияет на количество женщин в области музыкального производства, может быть отсутствие стабильности — ненормированный график работы и, поскольку большинство продюсеров работают сами на себя, отсутствие, например, оплачиваемого декретного отпуска. Для многих женщин (особенно если они не исключают возможность родить ребенка) подобные условия означают невозможность совмещать карьеру с семейной жизнью.
Несмотря на все трудности, некоторым женщинам удалось добиться большого признания именно как продюсерам. Forbes Woman рассказывает о нескольких из них.
Сильвия Робинсон: стояла у истоков популярности рэпа
В 1979 году Сильвия Робинсон основала в Нью-Йорке знаменитый рэп-лейбл Sugar Hill Records. Пожалуй, главная ее заслуга состоит в том, что именно она спродюсировала первую коммерческую рэп-запись группы Sugarhill Gang — трек Rapper's Delight. Ей удалось создать хит, который продавался миллионными тиражами, и продемонстрировать мировому мейнстриму коммерческий и творческий потенциал рэп-музыки.
После этого успеха Робинсон подписала контракт с другими рэп-исполнителями, такими как Grandmaster Flash, Furious Five, женская рэп-фанк-группа The Sequence. Она занималась музыкой всю жизнь, вплоть до своей смерти в 2011 году.
Линда Перри: написала хиты для Кристины Агилеры и Pink
Линда Перри свой путь начинала как рок-музыкант. В 1989 году она стала солисткой и автором песен группы 4 Non Blondes. После ухода из группы в 1994-м Перри решила заняться сольной карьерой. В 2000 году певица Pink пригласила Линду стать соавтором и продюсером ее второго альбома Missundaztood, который в итоге был продан тиражом более 13 млн. Песня Get The Party Started, вышедшая на этом альбоме, была номинирована на «Грэмми».
С тех пор Перри написала и спродюсировала множество знаковых песен — например, Beautiful Кристины Агилеры, которая тоже была номинирована на «Грэмми» и принесла певице победу в номинации «Лучшее вокальное поп-исполнение». Перри также сотрудничала с Адель (Can't let go), Алишей Киз (Superwoman), Долли Партон (Girl in the Movies) и Кортни Лав (Letter to God). Работала она и с Майли Сайрус, Селин Дион, Энрике Иглесиасом и Робби Уильямсом.
В 2015 году Линда была включена в Зал славы авторов песен. А в 2017-м вместе с продюсером Керри Браун основала компанию We Are Hear, в которую вошли лейбл, агентство по управлению артистами и музыкальная издательская компания.
Сильвия Мэсси: экспериментировала со звуком на панк- и рок-сцене
Мэсси начала свою карьеру в 1980-х годах на панк-сцене Сан-Франциско. «Я освоила звукозаписывающее оборудование и микрофоны в местных студиях, записала музыку во многих жанрах музыки, не только панк, и переехала в Лос-Анджелес, чтобы развивать там свою карьеру музыкального продюсера», — вспоминала она в интервью в 2024 году.
Mэсси известна своими экспериментами в области звукозаписи. Она вставляла микрофон в садовый шланг при записи барабанов, пропускала звук гитары через соленый огурец и въезжала в студию на заведенном мотоцикле, чтобы записать его «рычание».
Одной из самых известных ее работ стал Undertow — дебютный альбом рок-группы Tool 1993 года, дважды ставший платиновым. Также ей довелось работать с System of a Down, Джонни Кэшем, Red Hot Chili Peppers, Foo Fighters, Bjork, Патти Смит, Sonic Youth и Beastie Boys.
Вместе с мужем Крисом Джонсоном Сильвия Мэсси управляет студией звукозаписи Sylvia's Oddio Shop. В 2024 году студия Сильвии и Криса получила «Грэмми» за продюсирование альбома Джейсона Исбелла Weathervanes.
Мисси Эллиотт: работала с Мэрайей Кэри, Уитни Хьюстон, Джанет Джексон и Destiny’s Child
Мисси Эллиотт известна как одна из самых ярких и смелых хип-хоп-исполнительниц и обладательница четырех премий «Грэмми». Реже говорят о ее заслугах как продюсера — при этом сама Мисси говорила, что если бы какой-либо мужчина спродюсировал хотя бы половину записей, которые сделала она, то все бы об этом знали.
Она принимала участие в написании песен для таких исполнительниц, как Уитни Хьюстон (In My Business), Кейша Коул (Let it Go), Destiny’s Child (Confessions), Мэрайя Кэри. Эллиотт занималась написанием песен и продюсированием как одна, так и в тандеме с рэпером, продюсером и школьным другом Тимбалэндом, который впоследствии тоже стал четырехкратным обладателем «Грэмми». В 2023-м он выразил благодарность Мисси Эллиотт, которая была одной из первых, кто поверил в него.
WondaGurl: в 17 лет продюсировала платиновый альбом
В возрасте 15 лет WondaGurl, которую на самом деле зовут Эбони Ошунринди, приняла участие в конкурсе для начинающих продюсеров Battle of The Beat Makers в Торонто и заняла первое место. Вскоре после конкурса она стала протеже одного из членов жюри — канадского продюсера Boi-1da.
Еще до того, как ей исполнилось 18, WondaGurl создала бит, который стал основой для песни Crown рэпера Jay-Z. Также благодаря своей работе над альбомом Jay-Z 2013 года Magna Carta Holy Grail она стала одной из самых молодых женщин, принявших участие в продюсировании платинового хип-хоп-альбома.
«До всех этих бит-баттлов я думала, женщин-продюсеров много. Теперь, когда я в индустрии, я вижу, что их нет. Было бы здорово видеть больше женщин в игре», — говорила она в интервью The Hollywood Reporter. На сегодняшний день WondaGurl уже успела поработать с Jay-Z, Рианной, Нелли Фуртадо, Дрейком и Трэвисом Скоттом.
Эстер Дин: написала хиты для Кэти Перри, Бейонсе и Рианны
Список артистов, для которых Эстер Дин писала песни, впечатляет. Например, она была автором и соавтором песен Бритни Спирс, Кристины Агилеры, Кэти Перри, Бейонсе, Ники Минаж, Рианны, Селены Гомес, Келли Кларксон и Pussycаt Dolls.
Эстер начала петь в раннем возрасте, с 15 лет подрабатывала сессионной певицей, а когда ей исполнилось 20, переехала из Небраски в Атланту, чтобы строить карьеру автора песен и музыкального продюсера. В индустрию Эстер Дин попала как раз благодаря своим вокальным данным: в тот момент, когда она громко подпевала группе Gаp Bаnd во время их живого выступления, на нее обратил внимание музыкальный продюсер Кристофер «Трики» Стюарт. Именно с ним Дин подписала свой первый издательский контракт.
«Я добилась первых успехов как автор R&B, и мне сказали: «Ты не поп-автор, так что даже не лезь туда». Я знала, что должна доказать тому человеку, что он неправ. Поймите, что вы больше, чем автор песен. Вы писатель, поэт и мечтатель. Вы можете делать все что угодно, пока не позволите людям загнать вас в рамки», — рассказывала она изданию Songwriter Universe в 2012-м.
Novа Wаv: написали песни для альбома Бейонсе Renаissаnce
Novа Wаv это две американки — Бриттани «Чи» Кони и Денизия «Блю Джун» Эндрюс. Они написали песни, которые неоднократно выигрывали «Грэмми», и спродюсировали треки для Рианны, Арианы Гранде, Jay-Z, Кейлани, Бейонсе и других известных артистов. В их дуэте Блю — автор песен, а Чи — продюсер. Они живут и работают вместе и носят одинаковые татуировки с надписью Crzy — в честь платинового сингла Кейлани, который они спродюсировали в 2016 году. В 2022-м они написали половину песен для альбома Бейонсе Renаissаnce — участие в создании этого альбома сделало их известными даже за пределами закулисья продюсирования.
«Долгое время я чувствовала, что мы невидимы, — говорила Блю в интервью Thegentalwoman 2023 года. — И поэтому просто быть видимыми сейчас и быть представленными как женщины-продюсеры — это действительно круто».