«Мисс Остин»: почему сестра писательницы сожгла практически все ее письма

В 2025 году исполняется 250 лет со дня рождения английской писательницы Джейн Остин (также Остен — оба написания допустимы), из-под чьего пера вышли «Гордость и предубеждение», «Эмма», «Доводы рассудка» и другие романы, ставшие мировой классикой. Одним из первых проектов, чей выход приурочен к этой круглой дате, стал выпущенный Би-би-си мини-сериал «Мисс Остин». Вопреки ожиданиям он посвящен не столько Джейн, сколько ее старшей сестре Кассандре, о жизни которой известно не так уж и много. Пожалуй, главный факт из биографии старшей Остин связан с тем, что она сожгла практически всю свою переписку с сестрой, около 3000 писем, которые могли бы дать историкам и биографам ценную информацию о жизни писательницы.
Обстоятельства произошедшего доподлинно неизвестны, а о содержании уничтоженных писем можно только гадать, и это дает поклонникам Джейн Остин свободу для интерпретаций. Принято считать, что Кассандра таким образом хотела сберечь право уже умершей на тот момент сестры на личную жизнь и защитить ее честь и репутацию. Но как на самом деле складывались отношения двух сестер и какие секреты скрыл огонь, не знает никто. Авторы нового сериала предлагают зрителям собственную версию произошедшего — трогательную и трагичную, с заметной долей вымысла.
Действие сериала происходит в 1830 году, когда со смерти Джейн Остин прошло уже больше 10 лет. Кассандра (Кили Хоуз) спешно выезжает к знакомой семье Фаулзов, когда узнает, что глава семейства, местный пастор, при смерти, а его младшая дочь Изабель (Роуз Лесли) может остаться без крыши над головой, когда в дом заедет новый священник. На самом деле, Кассандрой движет не только желание помочь друзьям: покойная мать Изабель была близкой подругой сестер Остин, и в доме Фаулзов наверняка остались письма, которые Кассандре во что бы то ни стало нужно забрать. За перепиской охотится не только она, но и ее своенравная невестка Мэри (Джессика Хайнс), которая намерена использовать письма Джейн в качестве дополнения к биографии собственного мужа Джеймса (старший брат Джейн Остин тоже был писателем, но совсем не таким успешным, как сестра).
Найденные письма сестры становятся для пожилой мисс Остин поводом для воспоминаний. Так, в сериале появляется вторая временная линия, рассказывающая о близости двух сестер, которых смогла разлучить только смерть. В красочных флешбэках описываются жизнь незамужних Остин (молодых героинь играют Синнёве Карлсен и Пэтси Ферран) в родительском доме, трагическая смерть жениха Кассандры, после которой та зареклась выходить замуж, первые литературные успехи Джейн и ее помолвка, продлившаяся меньше суток, а также многочисленные перипетии судьбы, которые сестры неизменно преодолевали рука об руку.
В основе мини-сериала лежит одноименный роман британской писательницы Джилл Хорнби. Его адаптацией занималась сценаристка Андреа Гибб, известная по работе над сериалами «Вызовите акушерку» и «Сэндитон». Режиссером выступила Эйслинг Уолш, которую зрители знают по проектам «Визит инспектора» и «Бархатные пальчики». Гибб и Уолш обе имеют большой опыт работы с историческими проектами и умеют рассказывать сильные женские истории, а кроме того, уже работали вместе — над биографической мелодрамой «Моди» о канадской художнице Мод Льюис.
«В своей удивительной книге, которую мы адаптировали, Джилл Хорнби собрала воедино все исторические факты, которые нам известны о Джейн и ее семье, и превратила их в потрясающую историю о связи между двумя сестрами и их важности друг для друга», — говорит о книге «Мисс Остин» Андреа Гибб. Авторы нового сериала не настаивают на его достоверности и исторической точности, скорее, пользуются пробелами в биографии семьи Остин, чтобы превратить его в занимательную драму. Поэтому в проекте, где локации подробно воссозданы, а известные события точно воспроизведены, есть место вымышленным персонажам и деталям.
Дистанция между игровым сериалом и реальными событиями играет на руку «Мисс Остин», поскольку позволяет воспринимать его как самостоятельное художественное произведение, а не проект с претензией на документальность. Созданные авторами героини и сюжетные линии по-остиновски глубокие и в то же время легкие, способные найти в повседневности место иронии, любви и искренности. Кассандра, которую подчас обвиняют в одном из главных актов литературного вандализма, не похожа на антагониста. За четыре серии невозможно не проникнуться тем, как женщина, которая посвятила свою жизнь служению близким, пытается защитить свою младшую сестру даже после ее смерти. Сожженная переписка из деструктивного действия превращается в самое искреннее выражение любви и преданности.
Следуя канонам современных шоу Би-би-си — допуская исторические неточности и придавая драматизма любому событию, — сериал «Мисс Остин» предлагает проникновенную историю о сестринской любви, которая способна победить несправедливость, горе и даже смерть. Многоуровневое повествование удерживает внимание зрителя, пока авторы сериала тасуют сюжетные линии, а исполнительницы главных ролей заставляют верить в их истории безоговорочно.