К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.
Теперь Forbes можно слушать

Свобода от покрытия: почему женщины начали массово отказываться от лака на ногтях

Фото Getty Images
Фото Getty Images
На протяжении многих лет цветной лак или сверхстойкий гель были неотъемлемыми атрибутами маникюра. Но за последние годы ситуация кардинально изменилась: все больше женщин отказываются от покрытия на ногтях. Forbes Woman разбирается, как в истории цветного маникюра отразились социальные изменения, затронувшие общество в XX веке

Древняя практика

Люди красили ногти еще несколько тысячелетий назад, причем делали это самые разные народы, и не только женщины, но и мужчины. В Древнем Китае уже в 3000 году до н.э. представители высших сословий наносили на ногти смесь из яичных белков, желатина, пчелиного воска и лепестков цветов. Покрытие красновато-розового оттенка было показателем высокого социального статуса — оно указывало на то, что человек не занимается тяжелым физическим трудом.

В Древнем Египте яркий маникюр также был признаком высокого социального положения. Чтобы сделать ногти насыщенно красными, использовалась хна. Окрашивание практиковали даже воины Древнего Вавилона. Чтобы продемонстрировать свое положение в военной иерархии, они наносили на ногти сурьму.

В конце XIX века уход за руками стал важным атрибутом бьюти-рутины многих людей. Активно открывались салоны красоты, а в 1916 году американская компания Cutex представила миру свое изобретение — первый прозрачный лак для ногтей. Уже спустя год производитель также выпустил цветную версию покрытия.

 

В 1932 году американская компания Revlon анонсировала современную формулу лака для ногтей. Такое покрытие быстрее сохло, а также отличалось стойкостью и разнообразием цветовой палитры. За несколько лет лак для ногтей завоевал признание во всем мире.

Революцию в маникюре произвело изобретение в начале XXI века гель-лака — гибрида сверхпрочного геля для наращивания и классического пигментированного лака. В 2010 году компания CND (Creative Nail Design) выпустила свой первый гель-лак — Shellac. Со временем свои аналоги предложили и другие производители, однако именно название «шеллак» ушло в народ и стало нарицательным для всех видов гель-лака.

 

Вопросы к безопасности

Как и многие бьюти-практики, окрашивание ногтей нередко порой требовало терпеть дискомфорт или использовать опасные средства. Например, еще в 1920-е некоторые девушки красили ногти светящейся краской на основе радия. Сегодня ведутся споры о том, как на здоровье влияет гель-лак. Входящие в их состав метакрилаты могут привести к расшатыванию и ломкости ногтей, а в случае аллергии — вызвать сыпь на коже, спровоцировать проблемы с дыханием и даже обострение астмы. По данным Британской ассоциации дерматологов, у 2,4% людей, использующих гель-лак, есть аллергия на метакрилаты. А в 2020 году польские ученые провели опрос среди 2113 женщин, предпочитающих маникюр с гелевым покрытием: около 48,3% респонденток заявили, что сталкиваются с болью, жжением, зудом и покраснениями при нанесении гель-лака, примерно 20% — во время носки покрытия и более 75% — при его снятии.

Группа ученых из США, чье исследование было опубликовано в журнале Nature в 2023 году, пишет, что угрозу могут представлять ультрафиолетовые лампы, которые мастера используют для полимеризации гель-лака. Предполагается, что излучение, исходящее от приборов, провоцирует развитие рака кожи и птеригиума ногтя (pterygium inversum unguis) — это редкое осложнение, характеризующееся аномальным ростом ткани кутикулы в области ногтевой пластины. В то же время Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США признало УФ-лампы абсолютно безопасными при использовании их в соответствии с инструкциями по применению. 

Фото Getty Images

«Результаты исследований разнятся, и нужно проведение более крупных испытаний на большой выборке для подтверждения данной взаимосвязи. Однако, в любом случае маникюр с гель-лаком будет противопоказан пациентам с истонченной кутикулой, экземой, псориазом, онихомикозом (грибковое поражение ногтя. — Forbes Woman), панарицием (гнойное воспаление тканей пальцев. — Forbes Woman), а также наличием аллергии на определенные компоненты геля», — отмечает в разговоре с Forbes Woman доцент кафедры Клиники кожных и венерических болезней имени В.А. Рахманова, врач-дерматолог кандидат медицинских наук Анфиса Лепехова.

 

Сегодня, чтобы обезопасить себя и избежать нежелательных последствий, специалисты советуют перед процедурой наносить на руки солнцезащитные средства с высоким фактором защиты (SPF 30 и выше). По словам врача-дерматолога Анфисы Лепеховой, чтобы минимизировать риски возникновения осложнений, важно делать перерывы между процедурами и обращаться только к высококвалифицированным мастерам, которые используют укрепляющие базы перед нанесением гель-лака. Кроме того, рекомендуется периодически осматривать ногтевую пластину после снятия геля и при малейших изменениях цвета, истончении, появлении болезненности и зуда обращаться к дерматологу.

Тренд на натуральность

По данным Data Bridge Market Research, среднегодовой темп роста мирового рынка лаков для ногтей (как обычных, так и гель-лаков) с 2024 по 2031 год составит 8,4%, его объем к 2031 году достигнет $23 млрд по сравнению с $12 млрд в 2023 году.

При этом все больше женщин отказываются от покрытия из-за тренда на все «натуральное». Покорившие соцсети «тихая роскошь» и выходы знаменитостей в свет без косметики, набравшая обороты популярность «макияжа без макияжа» и «голых» ногтей задали тренд на естественность.  

Новая мода — одна из причин того, что сегмент маникюрных студий в России, по данным «Коммерсанта», становится все менее популярным среди предпринимателей. Этому также способствует рост цен на услуги салонов: за 2024 год стоимость маникюра с покрытием выросла на 12% и превысила 2500 рублей за один визит. Серьезное влияние на сферу также оказывает дефицит квалифицированных мастеров: все больше иностранок уезжает из России, а местные специалисты нередко уходят в домашний бизнес, пишет издание.

Еще одним фактором, повлиявшим на снижение популярности гелевого покрытия, стал тренд на экологичность. Гели для ногтей не разлагаются и не подлежат переработке. По данным организации Green Circle, только на территории Северной Америки бьюти-индустрия ежеминутно отправляет на свалку более 397 кг мусора. По оценкам Британского совета бьюти-индустрии (British Beauty Council, неправительственная отраслевая организация), только 14% косметической упаковки фактически попадает на завод по переработке, лишь 9% в итоге перерабатывается, а все остальное отправляется на свалку. И хотя сами производители продолжают говорить о все более безопасных и экологичных формулах, ученые относятся к таким заявлениям неоднозначно. 

 

Выбрать, что подходит

Колумнистка New York Times Ванесса Барбара решила проанализировать названия оттенков лаков, которые давно стали частью маркетинга, и обнаружила среди них, например, «Потерялась без GPS», «Трофейная жена», «Замуж за миллионера», «Папочкина кредитка». «Нам настолько отчаянно нужно удержать парня, что мы вкладываем все свои усилия в один дорогой флакончик сверкающего волшебного зелья», — пишет Барбара и заключает, что бренды через средства для маникюра транслируют мизогинию. Маникюр в целом критике подвергают радикальные феминистки, которые считают его «адаптивным предпочтением» — то есть манипуляцией над внешностью, которая помогает соответствовать ожиданиям общества и получать одобрение мужчин. До сих пор в глянцевых изданиях появляются статьи о том, какие цвета в женском маникюре не нравятся мужчинам и какие оттенки выбрать, чтобы поразить парня на свидании. 

С другой стороны, яркий маникюр может быть способом самовыражения, а мода на те или иные способы нанесения отражает более масштабные культурные тренды. Флэпперы — эмансипированные женщины 1920-х — делали себе «лунный» маникюр, оставляя непрокрашенными лунки и кончики ногтей (по некоторым версиям, чтобы продемонстрировать идеально ухоженные ногти, ничего не скрывающие под лаком). Френч, разработанный в 1975-м в США для голливудских актрис как универсальный дизайн, подходящий для любой роли, стал популярен после того, как год спустя его продемонстрировали манекенщицы на Неделе моды в Париже. А «героиновый шик» 1990-х ввел моду на темные оттенки. 

Сам же рост популярности лаков в начале XX века был связан с постепенным отказом от перчаток. Женщины, выходившие на рынок труда, переставали носить их повсеместно, ведь в перчатках невозможно работать на конвейере или печатать на пишущей машинке. Лак не только стал статьей расходов и частью бьюти-рутины, но и ознаменовал важный социальный сдвиг. Отказ от лака сегодня происходит не из необходимости, а по личному выбору, и тоже отражает изменения — женщины все чаще принимают себя такими, какие они есть. 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости