Свобода от покрытия: почему женщины начали массово отказываться от лака на ногтях

Древняя практика
Люди красили ногти еще несколько тысячелетий назад, причем делали это самые разные народы, и не только женщины, но и мужчины. В Древнем Китае уже в 3000 году до н.э. представители высших сословий наносили на ногти смесь из яичных белков, желатина, пчелиного воска и лепестков цветов. Покрытие красновато-розового оттенка было показателем высокого социального статуса — оно указывало на то, что человек не занимается тяжелым физическим трудом.
В Древнем Египте яркий маникюр также был признаком высокого социального положения. Чтобы сделать ногти насыщенно красными, использовалась хна. Окрашивание практиковали даже воины Древнего Вавилона. Чтобы продемонстрировать свое положение в военной иерархии, они наносили на ногти сурьму.
В конце XIX века уход за руками стал важным атрибутом бьюти-рутины многих людей. Активно открывались салоны красоты, а в 1916 году американская компания Cutex представила миру свое изобретение — первый прозрачный лак для ногтей. Уже спустя год производитель также выпустил цветную версию покрытия.
В 1932 году американская компания Revlon анонсировала современную формулу лака для ногтей. Такое покрытие быстрее сохло, а также отличалось стойкостью и разнообразием цветовой палитры. За несколько лет лак для ногтей завоевал признание во всем мире.
Революцию в маникюре произвело изобретение в начале XXI века гель-лака — гибрида сверхпрочного геля для наращивания и классического пигментированного лака. В 2010 году компания CND (Creative Nail Design) выпустила свой первый гель-лак — Shellac. Со временем свои аналоги предложили и другие производители, однако именно название «шеллак» ушло в народ и стало нарицательным для всех видов гель-лака.
Вопросы к безопасности
Как и многие бьюти-практики, окрашивание ногтей нередко порой требовало терпеть дискомфорт или использовать опасные средства. Например, еще в 1920-е некоторые девушки красили ногти светящейся краской на основе радия. Сегодня ведутся споры о том, как на здоровье влияет гель-лак. Входящие в их состав метакрилаты могут привести к расшатыванию и ломкости ногтей, а в случае аллергии — вызвать сыпь на коже, спровоцировать проблемы с дыханием и даже обострение астмы. По данным Британской ассоциации дерматологов, у 2,4% людей, использующих гель-лак, есть аллергия на метакрилаты. А в 2020 году польские ученые провели опрос среди 2113 женщин, предпочитающих маникюр с гелевым покрытием: около 48,3% респонденток заявили, что сталкиваются с болью, жжением, зудом и покраснениями при нанесении гель-лака, примерно 20% — во время носки покрытия и более 75% — при его снятии.
Группа ученых из США, чье исследование было опубликовано в журнале Nature в 2023 году, пишет, что угрозу могут представлять ультрафиолетовые лампы, которые мастера используют для полимеризации гель-лака. Предполагается, что излучение, исходящее от приборов, провоцирует развитие рака кожи и птеригиума ногтя (pterygium inversum unguis) — это редкое осложнение, характеризующееся аномальным ростом ткани кутикулы в области ногтевой пластины. В то же время Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США признало УФ-лампы абсолютно безопасными при использовании их в соответствии с инструкциями по применению.
«Результаты исследований разнятся, и нужно проведение более крупных испытаний на большой выборке для подтверждения данной взаимосвязи. Однако, в любом случае маникюр с гель-лаком будет противопоказан пациентам с истонченной кутикулой, экземой, псориазом, онихомикозом (грибковое поражение ногтя. — Forbes Woman), панарицием (гнойное воспаление тканей пальцев. — Forbes Woman), а также наличием аллергии на определенные компоненты геля», — отмечает в разговоре с Forbes Woman доцент кафедры Клиники кожных и венерических болезней имени В.А. Рахманова, врач-дерматолог кандидат медицинских наук Анфиса Лепехова.
Сегодня, чтобы обезопасить себя и избежать нежелательных последствий, специалисты советуют перед процедурой наносить на руки солнцезащитные средства с высоким фактором защиты (SPF 30 и выше). По словам врача-дерматолога Анфисы Лепеховой, чтобы минимизировать риски возникновения осложнений, важно делать перерывы между процедурами и обращаться только к высококвалифицированным мастерам, которые используют укрепляющие базы перед нанесением гель-лака. Кроме того, рекомендуется периодически осматривать ногтевую пластину после снятия геля и при малейших изменениях цвета, истончении, появлении болезненности и зуда обращаться к дерматологу.
Тренд на натуральность
По данным Data Bridge Market Research, среднегодовой темп роста мирового рынка лаков для ногтей (как обычных, так и гель-лаков) с 2024 по 2031 год составит 8,4%, его объем к 2031 году достигнет $23 млрд по сравнению с $12 млрд в 2023 году.
При этом все больше женщин отказываются от покрытия из-за тренда на все «натуральное». Покорившие соцсети «тихая роскошь» и выходы знаменитостей в свет без косметики, набравшая обороты популярность «макияжа без макияжа» и «голых» ногтей задали тренд на естественность.
Новая мода — одна из причин того, что сегмент маникюрных студий в России, по данным «Коммерсанта», становится все менее популярным среди предпринимателей. Этому также способствует рост цен на услуги салонов: за 2024 год стоимость маникюра с покрытием выросла на 12% и превысила 2500 рублей за один визит. Серьезное влияние на сферу также оказывает дефицит квалифицированных мастеров: все больше иностранок уезжает из России, а местные специалисты нередко уходят в домашний бизнес, пишет издание.
Еще одним фактором, повлиявшим на снижение популярности гелевого покрытия, стал тренд на экологичность. Гели для ногтей не разлагаются и не подлежат переработке. По данным организации Green Circle, только на территории Северной Америки бьюти-индустрия ежеминутно отправляет на свалку более 397 кг мусора. По оценкам Британского совета бьюти-индустрии (British Beauty Council, неправительственная отраслевая организация), только 14% косметической упаковки фактически попадает на завод по переработке, лишь 9% в итоге перерабатывается, а все остальное отправляется на свалку. И хотя сами производители продолжают говорить о все более безопасных и экологичных формулах, ученые относятся к таким заявлениям неоднозначно.
Выбрать, что подходит
Колумнистка New York Times Ванесса Барбара решила проанализировать названия оттенков лаков, которые давно стали частью маркетинга, и обнаружила среди них, например, «Потерялась без GPS», «Трофейная жена», «Замуж за миллионера», «Папочкина кредитка». «Нам настолько отчаянно нужно удержать парня, что мы вкладываем все свои усилия в один дорогой флакончик сверкающего волшебного зелья», — пишет Барбара и заключает, что бренды через средства для маникюра транслируют мизогинию. Маникюр в целом критике подвергают радикальные феминистки, которые считают его «адаптивным предпочтением» — то есть манипуляцией над внешностью, которая помогает соответствовать ожиданиям общества и получать одобрение мужчин. До сих пор в глянцевых изданиях появляются статьи о том, какие цвета в женском маникюре не нравятся мужчинам и какие оттенки выбрать, чтобы поразить парня на свидании.
С другой стороны, яркий маникюр может быть способом самовыражения, а мода на те или иные способы нанесения отражает более масштабные культурные тренды. Флэпперы — эмансипированные женщины 1920-х — делали себе «лунный» маникюр, оставляя непрокрашенными лунки и кончики ногтей (по некоторым версиям, чтобы продемонстрировать идеально ухоженные ногти, ничего не скрывающие под лаком). Френч, разработанный в 1975-м в США для голливудских актрис как универсальный дизайн, подходящий для любой роли, стал популярен после того, как год спустя его продемонстрировали манекенщицы на Неделе моды в Париже. А «героиновый шик» 1990-х ввел моду на темные оттенки.
Сам же рост популярности лаков в начале XX века был связан с постепенным отказом от перчаток. Женщины, выходившие на рынок труда, переставали носить их повсеместно, ведь в перчатках невозможно работать на конвейере или печатать на пишущей машинке. Лак не только стал статьей расходов и частью бьюти-рутины, но и ознаменовал важный социальный сдвиг. Отказ от лака сегодня происходит не из необходимости, а по личному выбору, и тоже отражает изменения — женщины все чаще принимают себя такими, какие они есть.