«Черные голуби»: триллер с Кирой Найтли о том, как совместить шпионаж с материнством
Хелен Уэбб (Кира Найтли) прекрасно справляется с ролями деятельной жены министра (Эндрю Бьюкен) и образцовой матери двух маленьких близнецов. Однако эта всегда приветливая женщина — на самом деле участница шпионской организации «Черные голуби, которая продает секреты британского правительства тем, кто готов хорошо заплатить. Хелен 10 лет безупречно справлялась с работой — читала переписки мужа, прослушивала тайком его переговоры, — пока роман на стороне не втянул ее в паутину заговоров и интриг, в которых замешаны правительства разных стран и преступные группировки. Ее любовника убивают, на саму Хелен начинается охота, и ее куратор миссис Рид (Сара Ланкашир) вызывает в Лондон бывшего наставника и близкого друга Хелен — Сэма (Бен Уишоу), который должен обеспечить ее безопасность.
Над шпионским триллером «Черные голуби» трудился дуэт двух постановщиков: матерого профессионала Алекса Габасси («Корона», «Воспитанные волками») и дебютантки Лизы Ганнинг, у которой за плечами многолетний опыт монтажа («Пятьдесят оттенков серого», «Семь психопатов», «Стать Джоном Ленноном»). Шоураннером же нового проекта Netflix выступил Джо Бартон, ответственный за сценарий к хитовому dark-фэнтези-сериалу «Дьявол-полукровка» (2022).
«Черные голуби» не пытаются переизобрести жанр шпионского триллера, а скорее, осмысляют его в ироничном ключе. Личные драмы центральных персонажей, связанные с травматичным прошлым, здесь разбавляются саркастичными диалогами и сценами, пародирующими фильмы о секретных агентах. Шпионы и киллеры в «Черных голубях» промахиваются, принимают плохие решения, медленно соображают и чуть не проваливают миссии.
Создатели сериала совершенно не стесняются того, что вдохновляются творчеством Квентина Тарантино и Мартина МакДоны: эффектная сцена с поединком двух женщин на ножах отсылает к «Убить Билла», а праздничный сеттинг (действие происходит в предрождественском Лондоне) неизбежно ассоциируется со сказочно-тревожной атмосферой «Залечь на дно в Брюгге» (2008). Однако авторы «Черных голубей» настолько лаконично вплетают визуальные и смысловые оммажи в повествование, что это совершенно не портит ни сюжет, ни картинку.
Настоящее сокровище сериала — героиня Киры Найтли. Актриса не впервые играет секретного агента: например, в биографической драме «Опасные секреты» (2019) воплотила сотрудницу британской разведки Кэтрин Ган, которая обнародовала электронное письмо, доказывающее, что вторжение США и Великобритании в Ирак было незаконным. В «Черных голубях» ее героиня снова сливает правительственные секреты — но теперь не ради принципов.
Поначалу кажется, что для опытного агента Хелен Уэбб слишком часто действует на эмоциях. Ее импульсивность и непредсказуемость со временем становятся понятны, когда слой за слоем, как в матрешке, раскрываются ее истинные мотивы. Хелен Уэбб, у которой когда-то давно было другое имя, на протяжении всех шести эпизодов балансирует между двумя противоположными ипостасями: шпионки, проникшей в самое сердце британского правительства, и матери семейства, готовой умереть ради своих детей. От мгновенных превращений обходительной домохозяйки в хладнокровную убийцу под стать Вилланель из «Убивая Еву» (2018) захватывает дух. Красной линией через весь сериал проходит мотив выбора женщины между карьерой и семьей, между желанием любить и привычкой никому не доверять.
Преданность героини делу разделяет ее хитрая руководительница миссис Рид, еще один удачный женский персонаж сериала, чем-то напоминающий начальницу Джеймса Бонда. Тема женской взаимопомощи раскрывается в образах наемных убийц Уильямс и Элинор — их связывает прежде всего профессиональное партнерство, к которому постепенно добавляется дружеская привязанность. И, конечно, стоит упомянуть героя Бена Уишоу — киллера Сэма, в дуэте с которым ярче всего раскрывается характер обычно замкнутой и сдержанной главной героини.
Как шпионский триллер «Черные голуби» не блещут оригинальностью: шоу в очередной раз напоминает, что агент, работающий под прикрытием, никому не может доверять. И все же, несмотря на скудность детективной линии, британский сериал способен очаровать зрителя сочетанием мрачной, промозглой атмосферы с духом Рождества, нетривиальными персонажами и язвительной интонацией. Создатели шоу высмеивают многочисленные жанровые клише, так что зрителям будет, над чем посмеяться — и придется не раз вспомнить лучшие криминальные комедии Гая Ричи и братьев Коэн.
В сравнении с недавним «Днем Шакала» (2024), который рассказывает историю киллера со звериной серьезностью, «Черные голуби» и вовсе выглядят настоящим новогодним подарком для ценителей жанра. Уже известно, что сериал с Кирой Найтли продлили на второй сезон, а значит, история шпионки Хелен Уэбб только начинается.