Это мэтч: как Елизавета Слезкина помогает развивать женский бизнес через коллаборации
«Инструмент коллабораций популярен среди крупных компаний, и они им активно пользуются. Малый и средний бизнес часто пренебрегают этой возможностью, и мы решили эту ситуацию изменить», — рассказывает основательница сервиса W2W Match Елизавета Слезкина. У малого бизнеса часто нет бюджетов на продвижение, общение с блогерами. Коллаборации позволяют брендам расширить свою аудиторию и привлечь новых клиентов при небольших вложениях, говорит Слезкина.
По дизайну сервис W2W Match, который Елизавета Слезкина запустила в феврале 2024 года, схож с известным приложением для знакомств Tinder (сейчас недоступен в России). Клиенту нужно сначала зарегистрировать свой бренд на сайте W2W Match, заполнив анкету, после чего появляется возможность настроить фильтры по маркетинговым показателям и начать изучать потенциальных партнеров с точки зрения их ценностей, целевой аудитории и других параметров. После регистрации представитель бизнеса может ставить лайки, выбирая бренды, с которыми можно было бы посотрудничать для совместного продвижения.
Если два бренда лайкнули друг друга — происходит мэтч, но чтобы у компаний точно получился совместный проект, с ними связывается «Служба заботы» сервиса и помогает договориться: специалисты отвечают на вопросы клиентов на сайте или создают отдельный чат в Telegram.
Бизнес из комьюнити
Елизавете Слезкиной 32 года, она родилась в Саратовской области, но почти всю жизнь живет в Москве. Будущая предпринимательница 10 лет проработала в коммуникациях, в том числе возглавляла направление бизнес-девелопмента в одном из коммуникационных агентств. Ее работа заключалась в привлечении спонсоров на разные форумы и фестивали. Родив ребенка в 2022 году, она решила не возвращаться в наем, тем более что уже чувствовала тягу к собственному делу.
Елизавета решила создать женскую группу в Telegram, чтобы собрать вокруг себя мам-карьеристок. Выяснив, что в новом сообществе много предпринимательниц, Слезкина вспомнила свою старую идею, которая возникла у нее еще до родов. Изначально она задумывала сервис, с помощью которого бренды могли бы становиться партнерами мероприятий, но теперь решила помогать им делать проекты друг с другом.
На сегодняшний день коллаборации — популярный инструмент развития бизнеса для многих компаний, замечает в разговоре с Forbes Woman основательница агентства PR Development Алла Аксенова. «Среди наших клиентов больше представителей рынка недвижимости и строительства, и здесь тоже широкое поле для партнерств, — говорит Аксенова. — Как пиар-агентство мы активно используем коллаборации и решаем с их помощью множество задач, в том числе запуская совместные инфоповоды и проводя мероприятия. Также этот инструмент помогает в период оптимизации бюджетов».
Если еще 1–1,5 года запросов на подобный формат партнерства было немного, а пиарщики часто не имели релевантного опыта, то сейчас каждый второй клиент просит рассмотреть для него возможности совместных проектов, обращает внимание основательница агентства PR Integral Юлиана Шунина. «Я вижу огромный потенциал этого инструмента, тренда или стратегии — кому как нравится называть коллаборации, — рассказывает Шунина. — С их помощью можно обеспечивать кратный рост аудиторий, медиапотенциала, цитирований и приобрести много других коммуникационных «плюшек».
«В качестве исследования актуальности модели будущего бизнеса я придумала такую фишку: мы с девушками из комьюнити заполняли анкеты, чтобы было понятно, кому, как и с кем можно повзаимодействовать, кто чем может помочь друг другу. Так я пришла к идее адаптировать мою платформу для представительниц малого и среднего бизнеса», — вспоминает Слезкина.
В июле 2023 года она провела онлайн-опрос с помощью Google-формы — просила респондентов указать сферу бизнеса, количество подписчиков в соцсетях и выбрать подходящие форматы коллабораций. Приглашение поучаствовать в исследовании публиковала в различных чатах и сообществах для предпринимательниц. В них же получала многочисленные восторженные сообщения от владелиц бизнеса об актуальности идеи, рассказывает Слезкина.
В октябре того же года она пошла в акселератор МГУ в качестве студента MBA, где собрала команду из однокурсников. Вместе они и разработали W2W Match, а затем стали с ним финалистами конкурса студенческих проектов. Cайт W2W Match запустили в феврале 2024-го.
Женские партнерства
Зарегистрироваться на W2W Match могут только женщины, хотя в числе владельцев бизнеса может быть и мужчина. Команда лично просматривает анкеты и фотографии зарегистрировавшихся клиентов.
Акцент на женские коллаборации сделан в первую очередь потому, что сервис возник именно из женского сообщества. «Мы хотим поддержать женское предпринимательство. На нашей платформе представлены определенные категории: товары для дома, детские товары, fashion и beauty, HoReCa, wellness и спорт. В основном это бренды, созданные женщинами для женщин», — поясняет автор проекта. Похожая аудитория — главный критерий для поиска партнеров.
Первым клиентом W2W Match в декабре 2023 года стал бренд детской одежды KRISTOMS. Клиент пришел через ту самую Google-форму, а пару ему подобрала команда сервиса — сайта тогда еще не было. Коллеги Слезкиной предложили интегрировать в съемку коллекции KRISTOMS адвент-календарь бренда текстиля для детей «Ваша Николаша». «Оба бренда получили [новых] подписчиков и продажи», — рассказывает Елизавета.
Одна из ее любимых коллабораций — партнерство салона красоты на Цветном бульваре «Текстура» с тем же брендом «Ваша Николаша»: «Мы придумали проект к 8 Марта. В салоне есть услуга для беременных женщин, а «Ваша Николаша» отшили косметички к празднику, в которые положили образцы продукции от салона красоты и промокод на текстиль. Информация была распространена в соцсетях «Ваша Николаша», так как именно там среди подписчиков много мам и беременных женщин. Салон закрыл запись на услугу для беременных на несколько месяцев вперед, а марка детского текстиля получила новых клиентов».
Среди похожих на W2W Match сервисов можно назвать российскую платформу обмена аудиторией между брендами Кросспромо.рф или австралийский сайт collabosaurus.com. Но аналогов, ориентированных именно на женский бизнес, у сервиса нет, утверждает Елизавета Слезкина. Впрочем, она не исключает, что в будущем откроет доступ к сервису и для мужчин.
Работа по подписке
Основательница W2W Match рассказывает, что на старте в проект было инвестировано примерно 500 000 рублей из ее личных средств, из которых треть ушла на новый сайт и услуги консультантов, помогавших ей запускать проект, еще треть — на зарплаты команды (сейчас в ней удаленно работают 10 человек), а остальная часть — на регистрацию товарного знака и различные эксперименты, в том числе организацию небольших мероприятий. Основные статьи расходов сегодня — налоги, ФОТ и выплаты фрилансерам, подписки на необходимые интернет-сервисы, услуги дизайнера, выпуск мерча, проведение мероприятий, SMM, поддержка сайта.
Сервис зарабатывает прежде всего на подписках. Он предоставляет доступ к базе брендов, которая регулярно обновляется. Тарифы различаются длительностью доступа к базе брендов и объемом помощи от команды сервиса. За 1000 рублей можно приобрести пробный доступ на месяц. За 6000 рублей (тариф «Лайт») — на три месяца. За 15 000 рублей («Бизнес») — не только доступ к базе, но две гарантированные коллаборации, которые подготовят сотрудники сервиса. «Мы интервьюируем клиента, делаем шорт-лист подходящих ему брендов под те задачи, которые мы выявили, затем выясняем, есть ли мэтч. Потом делаем чат на троих и как консультанты начинаем модерировать коммуникацию, помогаем договориться о партнерстве и запустить его», — поясняет Елизавета Слезкина. В среднем один совместный проект можно организовать за один-три месяца. Пока аудитория «Бизнеса» не такая большая — чуть больше десятка компаний, остальные пользуются тарифом «Лайт».
С февраля 2024 года у W2W Match уже больше 200 регистраций. Органический прирост — около 30 брендов в месяц: Елизавета рассчитывает, что к концу 2025 года число брендов на платформе достигнет 5000. Проект уже живет в режиме самоокупаемости. Ожидается, что оборот за 2024 год составит от 800 000 до 1 млн рублей.
Компания работает с брендами по всей России. Новых клиентов находят через социальные сети, на мероприятиях, где Елизавета выступает спикером, а также на бесплатных обучающих семинарах, которые проводит команда W2W Match. На рекламу пока еще не потрачено ни копейки, но у команды в планах запуск рекламной кампании.
Сервис не просто дает возможность найти партнера по коллаборациям, но и учит, как сделать так, чтобы совместный проект был эффективным. Пока команда консультирует клиентов в формате вебинаров и индивидуальных встреч, но в будущем приложении, которое сейчас готовится к запуску, разработчики предусмотрели отдельный раздел с уроками и инструкциями.
Жизнь как коллаборация
Слезкина не исключает, что с увеличением базы клиентов компания будет предоставлять бесплатный доступ к базе клиентов, а доход получать от дополнительных опций — например, возможности для бренда видеть, кто его лайкнул.
Сама она задумывается о поиске инвестора, потому что ей хочется расширить штат и вывести проект на зарубежный рынок для русскоязычной аудитории. Предпринимательница рассчитывает, что это случится в перспективе трех лет.
На самом деле, привлечение инвестора для Елизаветы тоже своего рода коллаборация, так как она ищет не просто деньги, а надежного партнера, который будет двигаться в одном направлении с командой. «Мы будем искать, скорее, технологичного партнера, который поможет усилить продукт не только с финансовой точки зрения, но и поможет нам с интеграцией AI-технологий. У нас большие планы и много идей», — рассказывает Слезкина.
Елизавета признается, что из маркетингового термина слово «коллаборация» превратилось для нее в образ жизни, который позволяет объединяться с другими людьми для взаимовыгодной пользы, в том числе вне бизнеса. Неудивительно, что и мобильное приложение, которое будет запущено в бета-версии этой осенью, тоже создается в рамках такого совместного проекта — его в рамках стажерской программы делают участники хакатона Skillfactory.