К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

По лезвию бритвы: почему волосы на женском теле стали способом манипуляций и контроля

Фото Getty Images
Фото Getty Images
В среднем за жизнь женщины тратят $10 000 и восемь недель на борьбу с «нежелательными волосами». Отношение к растительности на женском теле менялось на протяжении истории и до сих пор остается темой, вызывающей споры. Forbes Woman рассказывает, как бритье стало не просто косметической процедурой, но еще одним способом контроля женских тел

Неприятная личная проблема

Практика удаления волос была распространена еще в Древнем Египте: растительность была только у рабынь и служанок, а женщины из высших слоев общества убирали волосы даже с головы, чтобы предотвратить заражение вшами (на бритых головах носили парики). Основными инструментами древних египтян были ракушки и пчелиный воск. Во времена Римской империи «гладкость» кожи тоже была признаком принадлежности к высшему классу — иметь лишние волосы считалось признаком нецивилизованности. 

В Средние века общество уже не было так одержимо кожей без волос: отросшие волосы, по мнению общества, демонстрировали женственность католичек — но на людях их показывать было нельзя. Единственным местом на теле, где наличие волос не приветствовалось, было лицо. Английская королева Елизавета I в XVI веке выступала за сбривание женщинами бровей и волос со лба, чтобы он казался визуально больше. Добивались идеалов красоты девушки с помощью орехового масла, уксуса или повязок, пропитанных скипидаром.

В конце XVIII века бритье все еще не было необходимостью среди европейских и американских женщин. Хотя, когда в 1760 году французский парикмахер Жан Жак Перре создал первую бритву для мужчин, ею пользовались и некоторые женщины. Перре установил на острый клинок деревянный кожух, который защищал лезвие от повреждений и коррозии, а кожу — от порезов.

 

Только в XIX веке женщины по обе стороны Атлантики сделали удаление волос практически обязательной косметической процедурой. Чарльз Дарвин в 1871 году предположил, что у людей стало меньше волос на теле в результате полового отбора, когда гладкая кожа стала признаком привлекательности. Общество решило, что теперь оставлять волосы — значит, «откатываться» в развитии.

Молодая женщина, делающая эпиляцию в Нью-Йорке, 1938 год (Фото Keystone-France/Gamma-Keystone via Getty Images)

Другие ученые XIX века связывали чрезмерное количество волос на теле с сексуальной инверсией, патологическими заболеваниями, невменяемостью и склонностью к насилию, пишет автор книги «Ощипанные: история удаления волос» Ребекка Херциг. В основном эти слова относились к женщинам. По словам автора книги Perfect Me: Beauty as an Ethical Ideal («Совершенное я: красота как этический идеал») Хизер Уиддоус, общество заставляло женщин думать, что они должны иметь гладкую кожу, чтобы контролировать их тела. Она подчеркивает, что удаление волос стало уже не просто процедурой по желанию, а настоящим требованием, которому нужно соответствовать. В начале XX века представители американского высшего и среднего класса стали считать волосы на женском теле отвратительными, а их удаление — «способом отделить себя от более грубых людей, представителей низшего класса и иммигрантов», писала Ребекка Херциг.

 

В 1915 году появилась первая бритва для женщин Milady Decolletée от компании Gillette. Реклама гласила: «Прекрасное дополнение к туалетному столику миледи — к тому же способное решить неприятную личную проблему». Дальше компания убеждала потребительниц в том, что волосы на теле «неженственны и ненормальны», а бритье необходимо для красоты и привлекательности. В том же году Harper’s Bazaar впервые в истории опубликовал рекламу, на которой была изображена девушка с гладкими подмышками.

Отношение к бритью изменили и две мировые войны. Из-за нехватки ткани и нейлона, которые шли на парашюты, подолы у юбок стали короче, а чулки практически вышли из обихода — теперь девушкам чаще приходилось оголять ноги. К 1964 году 98% американок регулярно брили ноги. 

Символ борьбы и мужская эпиляция

Тем не менее после Второй мировой волосы считались приемлемыми, и на обложках журналов можно было увидеть негладкое тело. «В конце 1960-х и в 1970-х годах густые заросли не были чем-то необычным даже в Playboy. Примерно в то же время началась вторая волна феминизма и распространялась культура хиппи, которые отвергали безволосые тела. Для многих женщин растительность на теле была символом их борьбы за равноправие. Это не считалось противоестественным», — писала Уиддоус.

 
Фото Tim Whitby·Getty Images

По мнению Уиддоус, в последующие десятилетия поп-культура стала заметно откровеннее, а модная индустрия все больше обнажала женские тела. В 1990-х и начале 2000-х глянцевые журналы и рекламные кампании пропагандировали эстетику лобковых волос у женщин. Пример тому — реклама бренда Gucci 2003 года, в которой девушка демонстрирует лобковые волосы, выстриженные в форме буквы G. Но уже спустя несколько лет в поп-культуре начинают высмеивать небритых женщин. Как, например, в фильме «Секс в большом городе» 2008 года, где Кэрри, Саманта и Шарлотта были шокированы, когда заметили растрепанные рыжие волосы, выглядывающие из-под бикини Миранды.

С тех пор СМИ и реклама продолжали тиражировать идею удаления волос. Причем только в 2018 году бренд Billie впервые выпустил рекламу, в которой женщина действительно сбривала волосы с подмышек, а не проводила станком по гладкой коже. По словам соучредителя компании, так удалось, во-первых, показать реальную эффективность бритвы, а во-вторых, сделать акцент на том, что не надо стесняться волос или щетины на женском теле. 

Сексуализация детей и стереотипы

Немалый вклад в насаждении женского бритья внесла порнография. Профессор Университета штата Юта Робин Э. Дженсен проанализировала 2600 случайно выбранных обложек порнографических фильмов с 1995-го по 2007 год и выявила, что более 20% из них изображало женщин в качестве сексуализированных девушек-подростков. Они были одеты в школьную форму, на голове у них были косички, у некоторых в кадре были даже плюшевые игрушки. Она пришла к выводу, что женское тело без волос ассоциируется у мужчин одновременно с детскостью и сексуальностью. Имея постоянный доступ к подобному типу контента, мужчины формируют для себя неправильное ожидание относительно того, как должно выглядеть тело взрослой женщины.

Другое исследование, проведенное в Университете Коменского в Братиславе в 2016 году, показало, что мужчины-респонденты в возрасте от 19 до 38 лет считают лобковые волосы гораздо менее привлекательными, чем бритые женские гениталии. Причем в основном небритое тело вызывало отвращение у респондентов более юного возраста. Ученые связывают это с тем, что у этой возрастной группы волосы ассоциируются с нечистоплотностью и болезнями. При этом гигиеническая польза удаления волос на лобке не подтверждена медицинскими исследованиями. Наоборот, бритье может спровоцировать негативные последствия, например сильное раздражение кожи или появление вросших волос.

Не только мужчины, но и женщины воспринимают девушку с волосами с предубеждением. Проведенное американскими учеными исследование 1998 года показало, что большинство людей описывает девушек с волосами на теле как менее общительных, менее счастливых и менее умных, но более агрессивных и сильных. Эти выводы они сделали, посмотрев два видео: на одном была бритая женщина, а на втором — модель, которая отращивала волосы на ногах и подмышках в течение двух месяцев. 

 

Короткая стрижка — это вызов

В то время как волосы на теле многие считают чем-то неприятным, волосы на голове, по мнению британского антрополога Эдмунда Лича, в глазах людей являются признаком здоровья, силы, молодости и привлекательности. Короткие стрижки и бритые головы представляются как противоположность женственности. По словам профессора социальной антропологии Эдинбургского университета Александра Эдмондса, волосы служат маркером гендерной идентичности, и, когда женщины стригутся коротко, общество воспринимает это как нарушение норм и угрозу. Преподаватель Университетского колледжа Лондона Виктория Шоунми даже предполагает, что некоторые мужчины чувствуют себя неполноценными, если их волосы оказываются длиннее, чем у их партнерш. А по результатам опроса профессоров из Печского университета в Венгрии, который они провели в 2006 году, женщины с длинными волосами кажутся мужчинам умнее, а с короткими — эмоциональнее. 

Рынок в тупике

Сегодня женщины в среднем за жизнь тратят $10 000 и восемь недель на борьбу с нежелательными волосами. Однако к эпиляции достаточно часто прибегают и мужчины. Лондонская аналитическая компания Mintel провела исследование в 2018 году и выяснила, что британские мужчины 16–24 лет удаляют волосы на теле почти так же часто, как и женщины того же возраста. При этом число мужчин, которые сбривают волосы не только на лице, увеличивается. Этому способствует популяризация гладких тел в соцсетях и медиа.

Вместе с ростом популярности эпиляции рос и рынок средств для бритья — это подтверждают данные Statista. Спад произошел в 2020 году во время пандемии коронавируса, когда потребители перестали ходить на процедуры по удалению волос и вообще выходить в публичное пространство. Люди стали намного спокойнее относиться к растительности на теле, когда оказались запертыми дома. Кроме того, на их поведение влиял рост цен.

С того момента, по мнению исследователей рынка, начали меняться тенденции: люди все чаще отказываются от бритья, поскольку выступают за бодипозитив. 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+