«Злобные маленькие письма»: как брань приводит женщин к внутренней свободе
В бесконечном потоке контента легко потеряться небольшим малобюджетным драмам, которые не могут завлечь аудиторию яркими спецэффектами или масштабной рекламной кампанией. Если подобный проект не привлек внимание фестивальной публики и не смог урвать себе заметную награду, он заканчивает свои дни незамеченным в каталоге какого-нибудь очередного стриминга. Именно к таким фильмам можно отнести комедийную драму британского режиссера Тэа Шеррок «Злобные маленькие письма» с Оливией Колман и Джесси Бакли.
Картина основана на реальных событиях. После Первой мировой войны многие английские семьи пытаются восстановить образ более или менее нормальной жизни, что по понятным причинам особенно тяжело дается одиноким матерям. Именно в таком незавидном положении оказывается ирландка Роуз Гудинг (Джесси Бакли), которая после гибели мужа на войне переехала в Британию. Положение Роуз никак не улучшает ее любовь к крепкому слову, полное безразличие к соблюдению приличий и наличие чернокожего любовника, с которым она живет вне брака.
Роуз делит двор и уборную с чопорной британской семьей — старой девой Идит Свон (Оливия Колман), ее тираном-отцом Эдвардом и слабохарактерной матушкой Викторией. Вдобавок некая таинственная личность начинает атаковать Идит невероятно неприличными анонимными письмами, где смачно высказывается в адрес всей семьи Свон. Постепенно весь небольшой городок Литтлхэмптон начинает подозревать Роуз, а местная полиция, не особо вдаваясь в детали, решает арестовать мать-одиночку и посадить ее в тюрьму.
В российской кинематографической традиции принято рефлексировать на тему Великой отечественной войны — ей посвящен огромный пласт российского кино — в то время как в Европе больше внимания уделяют Первой мировой и ее последствиям. Почти каждый год выходит проект, посвященный трагическим событиям начала XX века: «На западном фронте без перемен» Эдварда Бергера, «1917» Сэма Мендеса, «Перед рассветом» Джордана Принса-Райта.
На недавно прошедшем Каннском фестивале, где обычно определяются главные тренды мирового кино, показали необычный и неуютный триллер «Девушка с иголкой» норвежского режиссера Магнуса фон Хорна о Дании на закате Первой мировой войны. Формально страна соблюдала нейтралитет, но отголоски катастрофы добрались даже до тех, кто вел относительно мирную жизнь, и поставили женщин в не менее незавидное положение, чем солдат на передовой.
Болезненность тех исторических событий для европейского кино — отдельный вопрос, но интерес режиссеров именно к этому отрезку времени можно рассмотреть и с точки зрения его схожести с тем, что происходит сейчас. В какой-то степени 1920-е годы прошлого века если и не отражают, то, по крайней мере, становятся неким кривым зеркалом современности. Сразу же после окончания Первой мировой войны общество должно было вернуться на довоенные рельсы, которые были почти полностью уничтожены, — жить как раньше было уже невозможно, а новой жизни еще не построили. Продолжали набирать силу женские движения, требовавшие радикальных социально-экономических изменений в обществе, и случай со «злобными маленькими письмами» ярко показал, что эти изменения неизбежны.
Фильм Тэа Шеррок точно не стоит смотреть как детектив. Любой, кто хоть чуть-чуть любопытнее британской полиции, может разобраться в не такой уж сложной интриге. Да и желание посадить человека за решетку просто потому, что он никому не нравится, тоже не вызывает доверия к правоохранительной системе того времени. За дело берется еще одна женщина — полицейская в исполнении Анджаны Васан, которую коллеги-мужчины воспринимают как секретаршу в форме. К счастью, режиссеру важно не кто совершил преступление, а почему и зачем. И здесь фильму невероятно помогает динамика блестящего актерского дуэта Оливии Колман и Джесси Бакли.
И без того блестящая карьера Колман с каждым годом только набирает обороты — после «Оскара» за фильм «Фаворитка» британскую актрису снова номинировали на главную кинопремию мира в 2021-м и 2022 году. Джесси Бакли идет по ее стопам, превращаясь в одну из главных актрис авторского кино. Не зря и Колман, и Бакли в 2022-м номинировали на премию Американской киноакадемии за один и тот же фильм — «Потерянную дочь» Мэгги Джилленхол. Только если в «Потерянной дочери» у актрис не было общих сцен (они играли одну и ту же героиню в разном возрасте), то в «Злобных маленьких письмах» их химия становится центром всей драматургической конструкции.
Фильм Шеррок можно назвать конъюнктурным и предсказуемым — это очередная бравурная история о торжестве женщин, основанная на реальных фактах, с которых специально смахнули пыль истории в угоду повестке. Действительно, его нарратив вполне традиционен, и в художественном плане картина также не предлагает ничего удивительного. Однако важнее всего контекст происходящего и отношения, которые складываются между всеми женскими персонажами.
Идит и Роуз — жертвы одной и той же системы, заставляющей женщин бороться друг с другом вместо того, чтобы направить свою энергию на источник своих бед. Фильм «Злобные маленькие письма» рассказывает о случае, когда справедливость действительно восторжествовала и женщины наконец-то сами смогли отвечать за собственную судьбу. И, как показывает остроумная кульминация фильма, наручники — небольшая цена за возможность наконец-то быть самой собой.