«Космический кадет»: как фильм об эмпауэрменте оказался мизогинным приветом из 2000-х
Оторва Тиффани «Рекс» Симпсон (Эмма Робертс) с детства грезила о покорении космоса, но ее жизнь сложилась иначе. Узнав о болезни матери, девушка оставила мысли о карьере астронавта. Потом поддерживала овдовевшего отца и вместо колледжа устроилась на работу в бар на пляже. «Разве о такой жизни я мечтала?», — задается она вопросом спустя 10 лет. Рекс заполняет заявку на участие в программе подготовки астронавтов NASA и, к своему удивлению, получает приглашение пройти отбор. Воодушевленная героиня срывается в Хьюстон, но не подозревает, что из-за подлога кураторы программы ждут не просто классную барменшу Рекс, а физика с докторской степенью Тиффани Симпсон. Девушке придется проявить смекалку и выносливость, чтобы пройти все испытания и отправиться на МКС вместе с тремя лучшими кандидатами.
В последнее десятилетие жанр легкой комедии переживает ревизию — режиссеры обращаются к нему, предлагая нестандартный взгляд на привычные сюжетные ходы. Например, комедийный хоррор «Тело Дженнифер» (2009) в свое время стал неожиданным ответом на вечную сексуальную объективацию женщин. «Без обид» (2023) — сатира на романтические клише. «Космический кадет» же взял за основу некогда успешную формулу «Блондинки в законе» (2001) с Риз Уизерспун. Но хотя в свое время этот фильм воспринимался чуть ли не как феминистское высказывание, сегодня скроенное по тем же лекалам кино выглядят, мягко говоря, странно.
«Блондинка в законе» вышла в годы, когда гендерные предрассудки еще были сильны. Его главная героиня, модница и «Мисс Июнь» Эль Вудс собирается поступать на юридический факультет Гарварда, но отец осаживает ее: «Школа права предназначена для скучных, некрасивых и серьезных людей. А ты, милая, совершенно не такая». Тем не менее, девушке удается доказать, что интеллектуальные способности женщины не зависят от цвета волос и количества розового цвета в одежде. Она поступает в Гарвард, с легкостью решает запутанный кейс, над которым ломали голову ее однокурсники, и становится профессионалом вопреки стереотипам.
Как и героиня «Блондинки в законе», Рекс из «Космического кадета» преодолеет большой путь от профана до успешного стратега и даже научится управлять самолетом. Однако внутренняя трансформация героини не вызывает ни переживаний, ни восхищения.
С самого начала Рекс рассчитывает, что пройдет суровый отбор только благодаря своей конвенционально привлекательной внешности и позитивному настрою. Заполняя заявку для NASA, она игнорирует требования, касающиеся образования и профессионального опыта. По кампусу щеголяет в кроп-топе и коротких шортах, что выглядит неуместно. Но больше всего настораживает даже не объективация героини, а несерьезность ее намерений. Вместо того, чтобы сосредоточиться на прохождении подготовки и отбора, она думает о «горячих астронавтах» и буквально вешается на шею руководителю учебной программы Логана О'Лири (Том Хоппер), потому что тот «носит очки и говорит с британским акцентом». На фоне ответственных и мотивированных коллег по космической программе Рекс выглядит попросту нелепо.
Окружают ее не менее шаблонные персонажи, словно перекочевавшие из мизогинных фильмов 2000-х. Лучшая подруга — чудаковатая девушка-физик, которая считает себя «девятипалым уродом» (такие бодишейминг-комментарии в фильме — не редкость). Главная соперница — другая амбициозная блондинка, только с профессией врача. Противостояние героинь напоминает бесконечную перепалку двух претенденток на звание королевы выпускного бала. Когда очередное препирательство достигает кульминации, Рекс заявляет: «Я всячески за женщин, только если эти женщины не настроены против меня. Иначе я обрушусь на них всей мощью своей женственности».
Над фильмом работала постановщица Лиз В. Гарсиа. Ранее она написала сценарий к популярной, но банальной мелодраме Netflix «Пурпурные сердца» (2022). А в «Космическом кадете» создала поразительно плоского женского персонажа, неправдоподобного в своей успешности и неуязвимости. Наигранной кажется даже тоска Рекс по матери, которую она описывает в мотивационном письме.
Вроде бы Гарсиа снимает комедию об амбициозной девушке, которая всего достигла сама, и старается вдохновить девочек на самые смелые мечты. Однако режиссер запутывается в заезженных образах и принижает профессионализм других героинь — например, доктора Пэм (Гэбриэл Юнион), которая при самом высоком IQ среди астронавтов почему-то не способна продумать спасательную операцию.
У «Космического кадета» был шанс стать простой, но воодушевляющей историей в духе «You go girl!», но фильм эту возможность упустил. Ленту не спасает даже Эмма Робертс, завоевавшая титул королевы хоррора («Американская история ужасов», «Королевы крика»). Чтобы в историю эмпауэрмента хотелось верить, ее необходимо подкрепить личной историей — как, например, в фильмах о женщинах в космосе «Гравитация» (2013) и «Проксима» (2019). Комедию «Космический кадет», увы, в один ряд с ними поставить нельзя: в эту сказку поверят только самые наивные зрители.