К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Дети Sephora»: почему девочки злоупотребляют взрослой косметикой и опасно ли это

Фото Getty Images
Фото Getty Images
В соцсетях новый тренд: девочки-подростки и младше записывают видео о том, как делать полноценный макияж взрослой косметикой. У маленьких любительниц макияжа даже появилось особое обозначение — Sephora kids («дети Sephora»). Forbes Woman рассказывает о популярном тренде и о том, почему он насторожил дерматологов и косметологов

Раннее взросление

«Мама спрашивает, куда я опять потратила столько денег, а я только что закупилась в «Золотом яблоке», — рассказывает в одном из своих роликов юная представительница поколения альфа (рожденные с 2010 по 2024 год). Остальные видео любительницы декоративной косметики посвящены лайфхакам для макияжа и ухода за лицом. И это далеко не единственный случай раннего интереса к бьюти-сфере у нового поколения: в соцсетях, в основном в TikTok и Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена), можно найти тысячи таких начинающих или уже довольно популярных девочек-блогеров. Они делятся своей утренней или вечерней бьюти-рутиной, в которую входит использование множества уходовых средств и не менее основательный слой макияжа. 

Чрезвычайная озабоченность юных инфлюенсеров видами гелей для бровей, блесков для губ, кремов и масок для лица привела к тому, что их окрестили Sephora kids. Именно на магазины этой сети в основном совершают набеги девочки в США. Так, в магазине Sephora в Нью-Йорке, по словам сотрудников, часто можно заметить подростков, которые, не спрашивая совета или рекомендаций у консультантов, направляются прямиком к полкам с модными и дорогими брендами по уходу за кожей, таким как Drunk Elephant, Glow Recipe или Laneige, пишет CNN. Продукция этих марок чаще всего появляется в видеороликах юных бьюти-инфлюенсеров. 

Фото Jennifer O’Brien

На сайте компании Drunk Elephant, цены на товары которой варьируются от $38 до $62, есть раздел часто задаваемых вопросов от молодых покупателей. На один из них — «Могут ли дети использовать Drunk Elephant?» — ответ звучит так: «Да, однако не все продукты в нашей линейке подойдут юным поклонникам бренда 12 лет и младше. В целом мы не рекомендуем использовать продукты, содержащие высокую концентрацию активных ингредиентов для решения проблем, отсутствующих в этом возрасте». Далее компания призывает родителей контролировать использование детьми их продукции. 

 

Немалую роль в создании тренда на увлечение косметикой сыграли маркетологи самих компаний (в том числе и Drunk Elephant), уверена врач-дерматолог, косметолог Анна Смольянова. Буквально в каждом рекламном ролике подчеркивается безопасность такой косметики, баланс между химическими и натуральными компонентами, а также говорится о том, что базовых основ ухода обязательно нужно придерживаться во всем, начиная от умывания и использования легкого крема до применения солнцезащитной косметики. И эти принципы действительно важны даже для детей 11–12 лет. 

«У нас сместился порог полового созревания, и зачастую различные воспалительные элементы либо повышенная жирность кожи, которые требуют дополнительного внимания, сегодня проявляются в раннем подростковом возрасте, начиная с 10 лет. Раньше это могло казаться удивительным, но теперь у нас такая реальность», — отметила Смольянова в разговоре с Forbes Woman.

 

Вред для кожи

Однако использование подобной косметики несет серьезные риски для кожи девочек. Перед приобретением любого продукта необходимо в первую очередь проверить, разрешено ли его применять до 14 лет. Роспотребнадзор устанавливает специальные требования к детской косметике. Например, норма значения водородного показателя (pH) для детей имеет более узкий диапазон, чем у взрослых, — 6,0–8,0. Средство с неправильно подобранным pH может разрушить защитный слой кожи и спровоцировать возникновение дерматита, акне и инфекций.

«В плане умывания это не настолько жестко, потому что большая часть средств имеет pH приблизительно 5,5 — это нейтральный показатель для нашей кожи. Для детской кожи pH должен быть 6, но в плане очищения, если это не кислотный гель или тоник, тут ничего страшного не случится. Однако мало кто обращает внимание на то, кислотный ли это гель, и это проблема», — подчеркивает врач-дерматолог Анна Смольянова.

Фото Getty Images

Но есть и более опасные средства, которые часто используют в своих видеороликах девочки-инфлюенсеры. Например, солнцезащитные, которые содержат тонирующую основу: юной аудитории хочется иметь не только суперувлаженную сияющую кожу, но еще и замаскировать все недостатки. Поэтому очень важно обучить подростков правильно смывать подобную косметику, которую уже можно отнести к разряду декоративной, отмечает Смольянова. В случае, если девочка забыла о снятии макияжа или не сделала это правильно (то есть с использованием мицеллярной воды либо молочка для снятия макияжа), проблемы с кожей и характер воспалений могут лишь усугубиться со временем. Смывать декоративную косметику обычной водой специалисты не рекомендуют.

 

Один из опасных для детской кожи компонентов, которые могут оказаться в составе такой косметики, — ретинол. Это форма витамина А и популярный ингредиент в уходовых средствах, который используется для борьбы с морщинами и другими признаками старения. Специалист по косметической дерматологии Стейси Тулл в интервью CNN бьет тревогу: по ее мнению, подростки поддаются шумихе, не понимая, что, например, ретинол может серьезно навредить их здоровью.

Чтобы в детской косметике не оказалось таких агрессивных компонентов, нужно внимательно проверять состав, добавляет Анна Смольянова и отмечает, что чаще всего встречала у девочек чрезмерный интерес к маскам для домашнего ухода: они просты в использовании и вызывают у детей любопытство. «Не могу сказать, что косметические маски хуже, чем страшные рецепты домашних масок от тиктокеров, которые я видела: в них замешивался порошок активированного угля, перекись водорода, сода, лимонный сок и прочее безобразие, все это накладывалось на детскую кожу, так как именно дети — основная аудитория этих роликов. Сертифицированные средства, конечно, более безопасны. Но должна быть система ухода, маски тоже нельзя использовать беспорядочно», — говорит Смольянова

Ни сами юные инфлюенсеры, ни их столь же молодая аудитория, ни даже их родители зачастую недостаточно осведомлены о правильном подборе средств для детской кожи. И здесь им необходимы обучающие видеоролики не от девочек 12 лет и младше, а от профессиональных дерматологов, считает Смольянова.

«Чтобы продукт не был комедогенным (то есть приводил к закупорке пор и провоцировал подкожные высыпания. — Forbes Woman), чтобы не получилось так, что вместо хорошо увлажненной кожи девочка получила нарушение липидного слоя и в результате прыщи, нужно знать, что искать. Подобных обучающих видеороликов не хватает, а ведь компании как раз могли бы размещать их на своих ресурсах и тем самым сделать применение своих продуктов более безопасным для детей. Но очень немногие из производителей всерьез озабочены рисками», — говорит врач-дерматолог.

Мир взрослых стереотипов

На видео с тегом #SephoraKids девочки иногда находятся в кадре не одни, а вместе с мамами: они одновременно красятся на камеру, используют уходовые средства. И обычно можно заметить, что они берут одну и ту же косметику по очереди. Сначала мама показывает, как наносит румяна, а через секунду ту же кисточку берет у нее из рук дочка.

 

Под видео, где дети красятся или наносят уходовую косметику со взрослыми или самостоятельно, немало обеспокоенных комментариев. Многие люди считают, что такой тренд может не только повлиять на здоровье кожи, но и разрушить самооценку детей.

По мнению детского психолога Александра Покрышкина, такое беспокойство можно понять — ведь это то, чего точно не было в детстве современных взрослых, которые стали сегодня родителями. Девочки 10–12 лет и младше оказываются во взрослом мире, к которому они не готовы, и в результате их начинают оценивать по взрослым стандартам красоты. Эти девочки пытаются соответствовать стереотипам в очень раннем возрасте. И высока вероятность того, что такая ситуация повлияет на их отношение к своему телу и психологическое благополучие в будущем, считает Покрышкин.

Фото Getty Images

Но бить тревогу в каждом случае, когда ребенок просматривает популярные видеоролики бьюти-инфлюенсеров, тоже не стоит. Как и насильно отбирать у юных девочек косметику, считает психолог: «Если маленькая девочка сейчас участвует в таком тренде, это не означает, что она обязательно попадет в сложную ситуацию и станет более негативно относиться к своей внешности, к самой себе. Если родители обсуждают с ней просмотренный контент, учат критически оценивать его, замечать проплаченные ролики, где хотят просто продать косметический продукт, то плачевных последствий можно избежать. При этом важно помочь девочке найти этому уходу место в своей жизни, если ей это интересно, объяснить, что можно делать, а не только запрещать».

Ничего противоестественного в желании девочек подражать мамам нет, отмечает в разговоре с Forbes Woman детский психолог Александра Чмуж: «Это нормально, что в школьном возрасте у них появляется интерес к косметике. Стремление подражать маме и краситься, экспериментировать со своим лицом — это в том числе способ формирование собственной идентичности». Через копирование образцов поведения и наблюдение за бьюти-видео девочка осознает, что ей нравится и не нравится. У нее возникает интерес к себе, к собственной внешности, а затем — попытки искать свой стиль, подчеркнула психолог.

 

Специалисты сходятся в том, что само по себе использование уходовой косметики и подражание матери в макияже не представляет серьезных рисков для девочки, но в отдельных случаях ситуация может быть опасной. Замечая такой интерес дочери, родителям стоит позаботиться о ее физическом и ментальном здоровье.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+