«Великая Лиллиан Холл»: байопик с Джессикой Лэнг о бродвейской актрисе с деменцией
Легендарная бродвейская актриса Лиллиан Холл (Джессика Лэнг) готовится сыграть Любовь Раневскую в «Вишневом саде». Она полностью отдается репетициям и пытается понять свою героиню. Однако чем ближе премьера, тем хуже чувствует себя Лиллиан. Сначала актриса, известная своим перфекционизмом, забывает реплики, а затем и вовсе падает в обморок прямо на сцене. По настоянию режиссера Лиллиан обращается к врачу и узнает, что у нее деменция. Болезнь стремительно прогрессирует, вызывая провалы в памяти и нарушения координации. Но Лиллиан Холл живет одним лишь театром и не отделяет свою личность от сцены. Она бросает вызов болезни и собирается играть, пока хватает сил.
Над театрализованным байопиком «Великая Лиллиан Холл» (The Great Lillian Hall) работал Майкл Кристофер, подаривший нам трагическую «Джию» (1998) с Анджелиной Джоли о манекенщице Джии Каранджи. На этот раз внимание постановщика привлекла судьба бродвейской актрисы Мэриэн Селдес, которая до последнего выступала на сцене, несмотря на быстро прогрессирующую деменцию. Если из биографии Каранджи, употреблявшей наркотики и скончайвшейся от ВИЧ, Майкл Кристофер старался вытащить на экран все самое провокационное, то с историей легенды американского театра обошелся более деликатно, и на то были веские причины.
Великая Мэриэн Селдес
Спустя три года после смерти Мэриэн Селдес вышел документальный фильм Р.Э. Роджерса «Мэриэн» (2017), который близкие друзья и поклонники актрисы сочли попросту «оскорбительным». По их мнению, картина фокусировалась исключительно на прогрессирующей болезни звезды Бродвея, оставляя за кадром ее блистательную карьеру. Сама Мэриэн едва ли хотела, чтобы ее показывали в подобном свете, уверены ее коллеги по театру.
Некоторые знакомые и вовсе называли серию интервью с Селдес, которые составляют большую часть фильма, «откровенной эксплуатацией» психологического состояния актрисы — та во время записи периодически теряла связь с реальностью и с трудом разговаривала. «Я всегда верила, что будущее будет таким же прекрасным, как и мое прошлое, которое, как вы знаете, я очень люблю. Но теперь я могу сказать честно: я боюсь будущего», — говорит потерянная Мэриэн. В документалке также присутствует дочь актрисы от первого брака, которая обличает многолетнее равнодушие матери: «Она могла быть ужасной. Если я была чем-то недовольна и говорила об этом, она всегда замолкала и отстранялась. И теперь она молчит вечно».
Документальная картина «Мэриэн» напрочь забывает о профессионализме Селдес, которая, между прочим, вошла в Зал театральной славы и попала в книгу Книгу рекордов Гиннесса — с 1978-го по 1982 год она 1809 раз сыграла в спектакле «Смертельная ловушка» по пьесе Айры Левина, ни разу не взяв выходной или больничный. Селдес впервые заявила о себе в бродвейской постановке «Медея» в 1948 году, а затем продолжила удивлять зрителей мощными перевоплощениями и каждый раз выходила за пределы своих возможностей. Актриса выступала на сцене, пока деменция не сломила ее окончательно.
Мэриэн Селдес не только была одной из главных звезд Бродвея, но и активно снималась в кино, где чаще всего была королевой эпизода. В сериале «Секс в большом городе» она сыграла статную мать Мистера Бига, а в феминистской «Улыбке Моны Лизы» воплотила бескомпромиссную Джозелин Карр — президента консервативного женского колледжа.
К сожалению, документальный фильм о выдающейся актрисе обходил стороной ее достижения в театре и кино, словно их никогда и не было. Добиться достойной репрезентации феноменальной Мэриэн на экране решила ее племянница Элизабет Селдес. Она написала сценарий, по которому Майкл Кристофер и снял свой фильм «Великая Лиллиан Холл». И хотя создатели картины заменили настоящее имя бродвейской актрисы, девичья фамилия ее матери, Холл, подтверждает, что это история именно о Мэриэн Селдес.
Жизнь в иллюзиях
Драма сосредотачивается на поздних годах знаменитой актрисы Лиллиан Холл, когда она вовсю готовится к роли Любови Раневской в бродвейской постановке пьесы Чехова «Вишневый сад». Зрителю сразу дают понять, что главная героиня, подобно самой Мэриэн Селдес, существует в театральной реальности и не замечает, что творится вокруг. Лиллиан ведет себя так, словно каждая минута ее жизни — акт в очередной пьесе. Рано утром она вальсирует по своей роскошной квартире на Манхэттене, как будто играет романтическую роль в водевиле. Идя по шумным улицам Нью-Йорка, несет себя гордо и величественно, воображая, что находится в центре внимания. «За мной всю жизнь наблюдали», — признается героиня. Неудивительно, что Холл ни на секунду не выходит из образа звезды, ведь к ней непременно должны быть прикованы все взгляды.
Зритель видит известную артистку Бродвея в четырех ипостасях, каждую из которых чутко раскрывает обладательница театральной премии «Тони» Джессика Лэнг. Энергичные репетиции сцен с участием Раневской, с которой Лиллиан роднят тоска по прошлому и эскапизм, чередуются с интервью для документального фильма и линиями взаимоотношений героини с помощницей Эдит и дочерью Маргарет.
Героиня пытается сблизиться со взрослой и самодостаточной дочерью, пока не стало слишком поздно, но не собирается вникать в ее проблемы. Всегда находит безусловную поддержку и опору у своей помощницы и подруги Эдит, но едва ли может отплатить той тем же. Тем не менее, создатели фильма не спешат обвинять актрису в эгоцентризме. Они скорее показывают Лиллиан фанатиком своего дела, для которой не существует ничего, кроме актерства. В интервью для документального фильма (отсылка к скандальной картине Р.Э. Роджерса «Мэриэн») Лиллиан Холл признается, что уже долгое время борется с болезнью. Но на сцене она предстает перфекционисткой, которая не отделяет себя от ролей.
Стремительно прогрессирующая болезнь героини становится двигателем сюжета. Забытые реплики и путанница в актах на репетициях, дрожащие руки, рассеянность и дезориентация в пространстве складываются в огромную трагедию женщины, которая отчаянно цепляется за профессию, потому что у нее больше ничего нет. Правда, в какой-то момент тон картины становится воодушевляющим, и это настораживает.
Лиллиан убеждает себя и зрителя в том, что таблетки для улучшения сна и памяти вскоре замедлят деменцию, да и вообще она готова к новым триумфам. Известно, что 80-летняя Мэриэн Селдес наведывалась в театр даже после того, как сломала плечо, поэтому боевой настрой главной героини объясняется характером ее прототипа. И все же жизнь в иллюзиях не похожа на реальную картину болезни. Как на самом деле выглядит деменция, можно судить, например, по российской драме «Время года зима» (2022), основанной на личном опыте Светланы Устиновой, — истории заботы дочери о матери, у которой диагностировали болезнь Альцгеймера.
«Великая Лиллиан Холл» же существует в эфемерной реальности, вероятно, обусловленной театральным антуражем. Стоит актрисе сбиться с пути, ей на помощь непременно приходит преданная ассистентка. Брошенная дочь, которая еще недавно заявляла, что «ее матери давно не стало», отпускает все обиды, как только видит Холл на сцене. Складывается впечатление, что с болезнью Лиллиан больше приобретает, чем теряет: зрители и единственный ребенок восхищаются ее храбростью и не собираются отпускать. Однако реальная Мэриэн Селдес, с которой списана главная героиня, так и не смогла примириться с дочерью, да и последние годы на сцене едва держалась.
Джессика Лэнг в роли звезды
Драма Майкла Кристофера по сценарию Элизабет Селдес никак не может определиться с основной идеей. Фильм разрывается между трагедией женщины, которая рискует потерять карьеру, и вдохновляющей историей с посылом «никогда не сдавайся». Упрямая и гордая Лиллиан Холл совмещает циничный юмор с ощущением тотальной безнадежности. Безусловно, фильм повышает осведомленность о деменции (в мире от нее страдают более 55 млн человек), но так и не подбирает правильной интонации для разговора о болезни.
С другой стороны, «Великая Лиллиан Холл» выделяется мощным перформансом Джессики Лэнг. После культовых ролей в «Американской истории ужасов» (роковой вдовы, монахини, ведьмы, хозяйки «цирка уродов») актриса посвятила себя театру, но с триумфом вернулась на экраны в образе Джоан Кроуфорд в первом сезоне «Вражды» (2017). В роли Лиллиан Холл 75-летняя Лэнг тонко совмещает трудоголизм и уязвимость, создавая образ, достойный «Золотого глобуса» и «Эмми».
Не менее органично в кадре смотрятся и второстепенные героини — помощница Эдит, которая не расстается с Холл вот уже 20 лет, и дочь Маргарет. Этих женских персонажей играют коллеги Лэнг по «Американской истории ужасов» — Кэти Бейтс и Лили Рэйб. В отношениях с ассистенткой Лиллиан показывает себя беспомощной подопечной, а с дочерью — эмоционально отсутствующим родителем.
Байопик о Мэриэн Селдес не гонится за сенсационными откровениями о жизни актрисы. Однако поверхностный и немного сентиментальный подход фильма к сторителлингу вряд ли отпугнет поклонников Джессики Лэнг, которая достигает актерского совершенства в каждой сцене.