Осматривая первый этаж четырехуровневой парковки неподалеку от штаб-квартиры Enterprise Mobility в пригороде Сент-Луиса, генеральный директор Крисси Тейлор указывает на полностью электрический Ford Mustang Mach-E и черный Rivian R1T, который она сейчас испытывает в деле. «На электромобилях ездят все наши сотрудники, ― говорит 48-летняя руководительница. — Для них мы сделали зарядные станции, но на всех их не хватает: так я пытаюсь заставить их приезжать пораньше».
По большей части она шутит, хотя в офис своей семейной компании по прокату автомобилей (недавно ее переименовали в Enterprise Mobility) почти каждое утро приезжает раньше 8:00. Но совершенно серьезно относится к испытанию новых технологий и не спешит сразу навязывать их клиентам. Особенно это касается электромобилей. Выяснив, что клиенты пока не готовы переходить на электрические двигатели, поскольку не уверены в длительности заряда и срока эксплуатации батареи, а также в удобстве инфраструктуры, фирма поубавила темпы реализации стратегии. «Мы понимаем важность перехода на электротранспорт, однако должны сделать это так, чтобы клиенты двигались в одном темпе с нами», ― признает Тейлор. В своей семье она представляет уже третье поколение, управляющее компанией.
Ее подход сильно контрастирует с происходящим у конкурента — Hertz. В 2021 и 2022 годах компания попала в заголовки новостей, объявив о планах приобрести 100 000 автомобилей Tesla и к концу 2024-го электрифицировать 25% своего парка. Несмотря на огромные скидки, план себя не оправдал. В марте гендиректор Hertz ушел в отставку. Месяц спустя фирма сообщила, что на продаже половины всех своих электромобилей потеряет $440 млн.
«Это эволюция, а не революция», ― поясняет Тейлор стратегию Enterprise Mobility по внедрению электрического транспорта. Точно так же можно охарактеризовать и всю компанию в целом.
На протяжении 67 лет предприятие опережает конкурентов благодаря умению семьи Тейлоров продумывать маршрут надолго вперед. Что необычно для организации такого размера, бизнес на 100% остается в собственности семьи основателя, общее состояние которой достигает порядка $21 млрд. Это седьмая по величине частная компания в США, за прошлый год заработавшая $35 млрд (в основном на сдаче автомобилей в аренду, но также благодаря менее крупным направлениям, типа продаж и лизинга, а еще проката грузовиков). По сравнению с выручкой Enterprise Mobility, результаты публичных конкурентов вроде Hertz и Avis Budget Group ($9,4 млрд и $12 млрд соответственно) выглядят совсем скромными.
Безупречные финансовые результаты обеспечили семейному бизнесу кредитный рейтинг инвестиционного — в тройке отраслевых лидеров Enterprise Mobility такая единственная. «Мне не хочется закапывать голову в песок и говорить, что этих ребят не одолеть, ― говорит инвестиционный банкир, работающий на рынке автомобильной аренды уже почти два десятилетия. ― Но одолеть этих ребят и правда очень трудно».
Но вопреки всей мощи на домашнем рынке, за пределами США Enterprise Mobility занимают небольшую долю в сфере автомобильного проката. Еще меньше представлены их вспомогательные бизнесы. Наращивание веса на международном рынке и расширение побочных направлений деятельности попутно с дальнейшим перехватом клиентов у Hertz и Avis Budget Group будут для Тейлор, занявшей ключевую должность в январе 2020-го, непростой задачей. Самой же большой сложностью может оказаться просто поиск новых прибыльных ниш для развития разросшейся до огромных размеров корпорации.
Полагаться Тейлор может лишь на одно основное преимущество: ее бизнесом владеет семья, а потому он защищен от прихотей недальновидных акционеров.
Семейный бизнес
«Большинство частных предприятий могут похвастаться возможностью вкладываться в более долгосрочные цели, а не разбираться с квартальными отчетами в публичном поле, ― рассуждает председатель и генеральный содиректор коммерческого банка BDT & MSD Partners Байрон Тротт, заседающий в совете директоров Enterprise с 2000 года. ― Но семья Тейлоров и так отлично справляется. Они реинвестируют капитал снова и снова, чтобы развивать бизнес и планировать на десятилетия, а не кварталы вперед... [Это] действительно одна из лучших частных компаний в мире».
Тротт знает это не понаслышке. Он десятилетиями консультирует и вкладывается в фирмы под строгим контролем основателей и семей, типа Кохов, Прицкеров, Марсов и Коксов: сначала в стенах Goldman Sachs (там он дорос до должности вице-президента по инвестиционному банкингу), а затем — в собственной компании. Его самый именитый клиент, Уоррен Баффет, однажды хотел выкупить Enterprise у Джека Тейлора, деда Крисси (скончался в 2016 году). «Оракулу из Омахи», как называют Баффета за предпринимательскую дальновидность, ответили категорическим отказом.
Джек Тейлор был пилотом истребителя Военно-морских сил США, во время Второй мировой войны получил два Креста летных заслуг и медаль военно-воздушных сил. В 1957 году он учредил Executive Leasing Company, начав с семи автомобилей. С начала 1960-х он сместил фокус с лизинга на автомобильный прокат, переименовав фирму в честь авианосца USS Enterprise, на котором служил в военные годы. В 1973-м к нему присоединился сын Энди (с 1991 по 2013 год он занимал должность генерального директора). Не имея выхода на прибыльный рынок аэропортов, где бал правили отраслевые гиганты, Джек стал сдавать автомобили в аренду жителям пригородных районов, чьи транспортные средства находились в ремонте, по сути, создав таким образом целый рынок так называемых малых городов и «замены по страховке». К моменту, когда бразды правления взял на себя Энди, выручка уже превышала $1 млрд.
Утром в субботу — на работу
Крисси выросла в пригороде Сент-Луиса и отлично играла в хоккей на траве. Она выступала в составе сборной Университета Майами в Огайо, где ее удостоили звания спортсмена года. Ее сестра-близнец Пэтти, увлекавшаяся лошадьми, сегодня владеет конюшней и полем для конкура, где можно увидеть лошадей и всадников из шорт-листа Олимпийских игр. В семейный бизнес включились только Крисси и ее двоюродная сестра Кэролин Киндл, но все члены сплоченного клана знакомились с компанией с самых ранних лет.
Первое из множества приглашений на регулярные семейные собрания было отправлено примерно тогда же, когда гендиректором стал отец Тейлор. «Детям я хотел внушить мысль о том, что частный семейный бизнес ― это привилегия, и относиться к ней следует соответственно, ― рассказывает 76-летний Энди, который сегодня занимает кресло исполнительного председателя и приходит в свой кабинет прямо рядом с кабинетом Крисси шесть дней в неделю. ― Есть тысячи предприятий, где [передача полномочий между поколениями] прошла неважно: они потерпели крах, прогорели или в конце концов решили выйти на биржу. Мы старались учиться на таких примерах».
На собраниях часто выступали сторонние спикеры вроде писателя Джона Л. Уорда, который в ходе своих академических изысканий выяснил, что семейные компании обычно разваливаются к третьему поколению. Поначалу такие встречи никому не нравились. «Мы возвращались домой из колледжа на День благодарения, и выходные начинались с семейной встречи в 8:00 субботы. И это было на весь день. Мы все время спрашивали: «Папа, зачем это все?» ― говорит Тейлор.
После первого курса Крисси два месяца стажировалась в том же отделении Enterprise в Сент-Луисе, где карьеру начинал ее отец. В 2000 году она вернулась в компанию стажером-управленцем начального уровня. «Я отношусь к делу как к командному виду спорта, ― признается Крисси Тейлор. ― Если я усердно тружусь, делаю то же самое, что остальные, все должно получиться».
Любой сотрудник Enterprise (в том числе Тейлоры) начинает с самого низа: моет машины и общается с клиентами. Повышение дают, только если работник достаточно высоко поднялся во внутреннем корпоративном индексе качества обслуживания, который Энди внедрил 30 лет назад для измерения удовлетворенности клиентов.
Кузина и наставница
Двоюродная сестра Крисси, Кэролин Киндл, пришла в семейный бизнес за год до кузины, в 1999-м. «Было здорово, что есть партнер, потому что хоть мы и были в разных отделах, так мы могли обсуждать работу и спрашивать что-нибудь типа: «А это ты поняла?» ― делится Киндл, за восемь лет выросшая до вице-президента по прокату в юго-восточных штатах. ― Но на самом деле Крисси была очень увлечена операционной деятельностью, а у меня, честно говоря, пыл был послабее».
В 2010 году Киндл пошла по стопам матери, Джо Энн Тейлор Киндл, и занялась благотворительным направлением семейного бизнеса. Она помогает управлять Фондом Кроуфорда — Тейлора и Фондом Enterprise Mobility. Обе организации занимаются улучшением общественного благосостояния за счет развития медицины, образования, экологических инициатив и других проектов. Когда в 2019 году семья приобрела контрольный пакет акций футбольного клуба «Сент-Луис Сити», Энди сделал Кэролин его генеральным директором в знак признания ее работы в НКО, которые совокупно реализовали благотворительных проектов более чем на $1 млрд.
Пока Кэролин начинала новую карьеру, Тейлор продолжала подниматься по лестнице Enterprise: развивала рынок аренды в Европе, проводила финансовую реструктуризацию лизингового бизнеса, управляла отделом продаж автомобилей и к 2013 году курировала всю деятельность корпорации на территории Северной Америки.
«Крисси вызывалась делать все, и у нее всегда получалось, ― подтверждает ее отец Энди. ― Когда [в 2013-м] я был готов двигаться дальше, нам хотелось, чтобы семейный бизнес продолжался с новым поколением, и Крисси была самым логичным кандидатом. Но она была очень молода, поэтому на должность гендиректора мы назначили Пэм Николсон, которая оказалась идеальным связующим звеном».
Николсон, устроившаяся в Enterprise сразу после колледжа, тогда была президентом, помогала Энди развивать компанию за рубежом и интегрировать услуги по прокату автомобилей под поглощенными в 2007 году брендами Alamo и National Car Rental. Самой важной задачей Николсон на посту главы фирмы была подготовка Крисси, которую в 2016-м повысили до операционного директора. «Пэм была первым гендиректором не из семьи, но она была им как родная и высоко ценила Крисси, будучи для нее наставником», ― объясняет Триша Гриффит, генеральный директор страхового гиганта Progressive, одного из крупнейших клиентов Enterprise.
Кризисное управление
К ключевой роли в компании Крисси готовилась десятки лет, но подготовиться к пандемии она никак не могла. Кресло генерального Тейлор заняла в январе 2020-го. К середине марта бизнес Enterprise велся в кризисном режиме, ведь из-за всеобщего карантина в одних только Соединенных Штатах у клиентов оставался почти миллион автомобилей.
«Никаких инструкций на случай пандемии просто не было, ― говорит Тейлор. ― Это были учения по командной работе и выстраиванию коллектива в лихорадочной обстановке. Помимо всего прочего, мы быстро поняли, что я должна говорить банальные, казалось бы, вещи, потому что, когда я выходила и говорила: «Я знаю, что сейчас многое неясно, но мы работаем над планом...», это помогало каждому немного подуспокоиться».
Благодаря уверенным финансовым показателям и доминирующему положению на рынке вне аэропортов (он пострадал от транспортных ограничений гораздо меньше) Enterprise не пришлось сокращать парк автомобилей, как это произошло со многими конкурентами. Но предприятие вынуждено было продать большое число машин за короткий срок. Кроме того, фирма временно закрыла многие пункты аренды, особенно в аэропортах, сосредоточившись при этом на заказчиках в деловом секторе, включая 50 крупнейших страховых компаний и корпоративных клиентов вроде Walmart, которые, по оценкам Forbes, в общей сложности приносят более ⅔ выручки.
Даже когда вскоре снова вырос спрос на поездки, а из-за нехватки транспорта летом 2022 года расценки проката начали бить новые рекорды, руководство Enterprise решило остаться при своем, не пользуясь шансом получить сверхприбыль. «Это было решение на долгую перспективу, ― отмечает Тейлор. ― Мы любим своих розничных клиентов и хотим помогать каждому, но в тот момент просто не могли».
К середине 2021-го бизнесу потребовалось больше автомобилей. Тогда же сложности в цепи поставок привели к их общенациональной нехватке. Тут-то и пригодилась децентрализованная операционная структура компании. «Чтобы помочь нам [продавать автомобили в 2020-м], все наши ребята на местах воспользовались своими связями с региональными дилерами и аукционными домами», ― говорит финансовый директор Enterprise Mobility Расс Уилли. Год спустя они покупали автомобили у тех, кому еще недавно их продали.
Необходимость стала стимулом к изобретательности: подхватить COVID-19, стоя в очереди к стойке агента по аренде, никому не хотелось, поэтому фирма внедрила систему, позволившую клиентам забирать и оставлять автомобили, не заходя в само отделение. «Мы и так знали, что клиенты хотят более простого процесса аренды, ― объясняет Крисси. ― Но внезапно первостепенным приоритетом стала безопасность. Так что было как никогда важно наладить процесс и обезопасить клиента».
Пандемия завершилась для Enterprise весьма успешно, и по сравнению с 2019 годом выручка подросла на 35%. У конкурентов же дела обстояли не так здорово. «Когда в 2020-м нагрянул COVID, Hertz подали заявку на банкротство, а кредитный рейтинг Avis Budget Group был понижен, ― рассказывает Бетси Снайдер, уже три десятилетия исследующая отрасль для S&P Global. ― В этот период Enterprise смогла удержать и финансовые показатели, и кредитный рейтинг. Мне кажется, факты говорят сами за себя».
С учетом того, что фирма процветает, Тейлор начинает посматривать на новые горизонты: особенно за рубежом, где бренд знают хуже, а конкуренция — жестче. Согласно оценке Forbes, на зарубежный бизнес Enterprise Mobility приходится около пятой части от объема продаж, и львиную долю из них обеспечивают более старые предприятия в собственности корпорации, находящиеся в Канаде и пяти европейских странах. С 2012 года фирма открыла локации по модели франшизы в 80 странах, но существенного дохода они не приносят. На двух ключевых рынках ― в Китае и Бразилии, ― вместо того, чтобы инвестировать во франшизы, компания вложилась в двух крупнейших местных операторов автомобильного проката.
Также Тейлор уделяет большее внимание направлениям бизнеса, помимо непосредственной аренды авто, которые, по расчетам Forbes, приносят около трети выручки. Руководительница надеется, что новое название компании — Enterprise Mobility — поможет людям понять, насколько далеко она вышла за пределы автомобильного проката. «Enterprise Mobility лучше описывает то, чем мы занимаемся, ― говорит гендиректор. ― Но не меняет нашей сути».
Компания также сдает в аренду грузовики, продает и сдает в лизинг легковые автомобили и предлагает групповые перевозки пассажиров, но есть у нее и куда более неожиданные продукты. Взять, к примеру, фирменную платформу программного обеспечения Entegral, которой пользуются более 70 страховых компаний, производители автозапчастей и менеджеры автопарков, а также свыше 24 000 автомастерских, ― она позволяет наладить коммуникацию сторон после автомобильных аварий. Еще один пример: собственное венчурное подразделение Enterprise Mobility Ventures, которое инвестирует в предприятия вроде Moxion Power (изготавливает аккумуляторы для электромобилей и иных устройств) и Mobi (платформа на базе ИИ для планирования поездок и многого другого). «Крисси подвигла меня на то, чтобы думать еще масштабнее, ― отмечает Дэн Уэссел, старший вице-президент Enterprise Mobility по стратегическим инициативам. ― Она сказала: «Электрификация ― это здорово, но есть ли что-нибудь еще?» Так что мы начинаем думать о том, что может получиться с водородом и расщеплением атомного ядра».
В еще более далекой перспективе встает вопрос о том, кто станет преемником Тейлор в роли генерального директора. Пока что четвертое поколение Тейлоров представлено четырьмя девочками, и старшей (одной из двух дочерей Крисси) всего 13 лет. Ни одна из них на семейные собрания еще не ходит. «Зато они понимают, что их прадед, дед и я работали вместе, ― делится Тейлор. ― Старшая дочь определенно следит за моими успехами. Я это вижу и чувствую. Она знает, что каждое утро я при полном параде отправляюсь на работу и что я — генеральный директор».