«Нужды путешественника»: как южнокорейская драма создает портрет женщины в эмиграции
Француженка Ирис (Изабель Юппер) всего пару месяцев назад переехала в Южную Корею. Она начинает жизнь с чистого листа и пытается адаптироваться к реалиям азиатской страны. На корейском женщина знает только приветствия и названия некоторых блюд, поэтому изъясняется с местными жителями на английском. Она случайно знакомится с юношей Ин-гуком (Ха Сон-гук) лет 20, который предлагает ей кров и дружбу, а также советует заняться преподаванием французского. За неимением альтернативного заработка Ирис соглашается, хотя однообразные занятия не особо ее увлекают — она вечно норовит сделать перекур. Свободное время Ирис предпочитает проводить, наслаждаясь моментом, — лежит на больших камнях в парке, окунает ноги в прохладную воду пруда, смакует рисовое вино макколи, заказывает любимую закуску в забегаловке. Но зрителя не покидает ощущение, что за внешней умиротворенностью Ирис скрывается внутренняя драма, которая так и останется тайной.
Запутавшиеся героини
В феврале этого года южнокорейский режиссер Хон Сан-су привез созерцательную драму «Нужды путешественника» (международное название — A Traveler's Needs) на Берлинский международный кинофестиваль. На престижном европейском смотре картина с Изабель Юппер в главной роли удостоилась Гран-при жюри. Автор этого тихого фильма о трудностях эмиграции часто посвящает свое кино потерянным и запутавшимся в себе женщинам.
Например, в фильме «В другой стране» (2012) Изабель Юппер играет героиню по имени Анна, предстающую в разных амплуа на протяжении трех новелл, действие которых разворачивается на южнокорейском курорте. В первой истории Анна — кинопостановщица, привлекающая внимание женатого мужчины. Во второй она назло мужу закручивает интрижку с корейским режиссером. В третьей переживает развод и ищет способ забыться на морском побережье. Именно эту, последнюю инкарнацию Анны напоминает и неприкаянная Ирис из «Нужд путешественника».
В еще одном фильме Хон Сан-су, «Камера Клэр» (2017), Юппер изображает учительницу, которая воспринимает окружающий мир через объектив фотокамеры и в какой-то момент фокусируется на истории кореянки, потерявшей работу из-за романа с французским режиссером. От этой героини Ирис как будто унаследовала проницательность. Героиня «Нужд путешественника» с легкостью побуждает других людей заглянуть вглубь себя и разобраться в личных переживаниях — например, когда просит учеников рассказать о своих чувствах, переводит их ответы на французский и записывает на карточки для запоминания.
А оглядываясь на свой фестивальный хит «Женщина, которая убежала», взявший приз за режиссуру на Берлинале-2020, Хон Сан-су превращает будничные диалоги о предпочтениях в еде, работе и хобби в ритуал, который помогает Ирис адаптироваться. Но прошлое героини режиссер держит в строжайшем секрете. О причинах эмиграции Ирис и о роде ее занятий до переезда в Южную Корею зритель так ничего и не узнает. Но, как и в случае с «Женщиной, которая убежала», витающая в воздухе недосказанность становится главным украшением фильма. «Нужды путешественника» в режиме реального времени тонко описывают психологическое состояние женщины, переехавшей в другую страну без видимой цели.
Эмиграция как прыжок в неизвестность
Лирический фильм Селин Сон «Прошлые жизни» (2023) видел в эмиграции не только болезненный процесс потери корней, но и возможность для реализации писательских амбиций героини. В научно-фантастическом боевике «Всё, везде и сразу» (2022) 60-летняя иммигрантка из Китая Эвелин (Мишель Йео), путешествуя по мультивселенной, осмысляла свое прошлое и упущенные возможности, представляя, как бы сложилась ее жизнь, если бы она сделала другой выбор и не покинула родину.
Фильм «Нужды путешественника» неожиданно показывает переезд в другую страну как необъяснимый, но, вероятно, вынужденный шаг, а главную героиню делает беспомощной. Оказавшись в Южной Корее, француженка зрелого возраста буквально обитает на лавочке в парке, пока случайный знакомый не протягивает ей руку помощи. Но как бы он ни заботился о ней, эмигрантское будущее все равно пугает своей непредсказуемостью — и героиня Изабель Юппер в любой момент может почувствовать себя инопланетянкой, которую нигде не ждут.
Режиссер пишет честный портрет женщины, рискующей так и не обрести новый дом. Изабель Юппер очень точно улавливает перманентную тревожность героини, которую та маскирует за образом француженки в очаровательной шляпке: она вроде бы находит общий язык с учениками, игриво смеется, напившись макколи, но все время боится остаться одна.
В одной сцене Ирис порхает по солнечным улицам в босоножках, а уже в следующей предается меланхолии и налегает на вино, чтобы поскорее забыться и заснуть на земле прямо под открытым небом. История, обреченная на открытый финал, смотрится правдоподобно и попадает в самое сердце.
Тихая роль Изабель Юппер
Икона европейского артхауса Изабель Юппер всегда тяготела к творческим экспериментам и воплощала героинь сложной судьбы — психологически травмированных или, напротив, склонных к садизму. Она пронзительно сыграла секс-работницу, отравившую отца-насильника и равнодушную мать, в биографической драме «Виолетта Нозьер» (1978). В «Мадам Бовари» (1991) по роману Флобера страстно изобразила замужнюю женщину, подвергшуюся общественному осуждению за свою полигамность. В «Пианистке» (2001) Михаэля Ханеке прониклась трагедией профессора Венской консерватории Эрики, которая пыталась освободиться от власти нарциссической матери и получала удовольствие от селфхарма. В «Моей маленькой принцессе» (2011), основанной на детских воспоминаниях режиссера Евы Ионеско, Юппер хладнокровно воплотила безумную мать, которая заставляла свою 11-летнюю дочь работать эротической фотомоделью. В триллере «Она» (2016) Пола Верховена сыграла бизнесвумен, которая пережила сексуализированное насилие и собственноручно вершила правосудие.
За Юппер справедливо закрепился титул «одной из самых бесстрашных актрис в мире», и кроткая Ирис в «Нуждах путешественника» сильно выделяется на фоне большинства провокационных ролей. Однако тихая драма о женщине в эмиграции поражает не меньше, чем другие истории в ее фильмографии. Юппер словно берет зрителя за руку и проводит экскурсию по хрупкому миру Ирис, которая проживает каждый день так, будто он последний.
«Нужды путешественника» балансируют между философской притчей о непостоянстве бытия и психологической драмой о поиске себя на новом месте. Авторское кино Хон Сан-су развивается медленно и отказывается от неожиданных сюжетных твистов в пользу созерцательности. Полтора часа зритель наблюдает за тем, как героиня взаимодействует с людьми и к каждому находит подход. Одного поддерживает в проживании утраты, с другим флиртует, третьим слегка манипулирует. Все это работает как сеанс психотерапии: вслед за главной героиней зрителю предлагают научиться быть здесь и сейчас и не заглядывать в будущее. Пожалуй, в этом и заключается главная заслуга фильма Хон Сан-су.