Прокладывая путь: как София Ионеску стала первой в мире женщиной-нейрохирургом
1944 год, Румыния, Вторая мировая война. Во время бомбардировки Бухареста в городскую больницу №9 вместе с множеством других раненых поступает восьмилетний мальчик в коме с тяжелыми травмами, полученными в результате взрыва. У маленького пациента экстрадуральная гематома — в голове разорвался сосуд, и в пространстве между мозгом и черепом начала скапливаться кровь. Счет при таком ранении идет не на часы, а на минуты — без срочного хирургического вмешательства сознание начинает постепенно угасать, и избежать летального исхода становится все труднее.
Из-за большого количества раненых во время бомбардировок в больнице постоянно не хватает свободного персонала. Одним из немногих врачей с хирургическим опытом в клинике на тот момент оказывается 24-летняя доктор София Ионеску. В тот день она провела мальчику срочную операцию на открытом головном мозге — первую в своей карьере, став таким образом единственной на тот момент в мире женщиной-нейрохирургом. «Эта операция изменила мою жизнь на следующие 47 лет. Когда я стала нейрохирургом, судьба развернулась на 180 градусов от того маршрута, который я наметила себе раньше, — тихой жизни терапевта в моем родном городе», — рассказывала позже Ионеску.
София Огрезяну (фамилию Ионеску она взяла после замужества) родилась в Румынии в 1920 году. Девочка выросла в семье банковского служащего Константина Огрезяну и его жены, домохозяйки Марии Огрезяну, любивших называть свою дочку Гергиной — так по-румынски звучит название цветка георгина. Стать врачом София решила еще в детстве, потеряв одного из своих самых близких друзей: мальчик, которого она знала еще с начальной школы, умер из-за инфекции после операции на головном мозге.
Чтобы поступить на медицинский факультет, она из родного города Фалтичени переехала в Бухарест, чтобы после выпуска подать заявление в столичный университет. Хотя карьера в медицине уже не была закрыта для женщин, ее отец мечтал, чтобы она просто стала образованной женщиной, «умеющей петь, свободно говорить на нескольких языках», и впоследствии удачно вышла замуж и растила детей. Решение Софии поддерживала мать.
С 1939 года София училась на медицинском факультете Бухарестского университета. Здесь в то время работали патолог и физиолог Франциск Райнер, профессор биологии Джордж Эмиль Паладе и другие именитые ученые. Сначала Ионеску планировала специализироваться на офтальмологии. Однако начало Второй мировой войны изменило ее жизнь, как и жизни миллионов людей.
«В 1940 году во время летних каникул, приехав в родной Фалтичени, я увидела, что две школы, в том числе та, в которой училась я, стали госпиталями. Там было около 400 раненых», — вспоминала Ионеску. Во время войны между семестрами она вызвалась помогать им. Первый опыт проведения хирургических операций она получила в больнице Стамате. А в 1943 году начала работу интерном в нейрохирургическом отделении Центральной больницы психических, нервных и эндокринных заболеваний Бухареста — больницы №9. В 1935 году под руководством профессора Димитру Багдасара здесь было основано первое в стране нейрохирургическое отделение.
Доктор Багдасар советовал хирургам играть на музыкальных инструментах или шить на ткацком станке, чтобы тренировать ловкость рук. «Он заметил, что у меня есть эта ловкость, я этого не осознавала, хотя в детстве я занималась рисованием и играла на фортепиано. Выходит, у меня была эта сила кисти», — вспоминала Ионеску позже в интервью румынскому телеканалу TVR.
В больнице в те годы оперировал первый отряд врачей-нейрохирургов. Позже они стали известны как «Золотая нейрохирургическая команда». Присоединиться к звездному составу Ионеску помог тот самый случай с раненым мальчиком — все хирурги на тот момент были заняты другими пациентами, а профессор Багдасар не мог провести операцию из-за раны на руке. «Ребенок умирал на наших глазах. И тогда Багдасар спросил: «Пожалуйста, кто сможет выполнить эту операцию?», — вспоминала позже Ионеску. Вызвалась она, хотя ранее была только свидетелем проведения таких операций, но не практиковалась.
Спустя год после этого — в 1945-м — София получила степень доктора медицины и хирургии и начала самостоятельно работать в больнице №9. В том же году она вышла замуж за врача Ионела Ионеску — еще одного члена «звездной» команды хирургов Димитру Багдасара.
Первые семь лет брака молодая пара жила прямо в больнице, постоянно дежуря в отделении неотложной помощи. Отпуска у Софии не было более 15 лет. Даже накануне рождения своего первого ребенка — сына Константина — она стояла у операционного стола. А когда родилась ее дочь Иоанна, взяла всего один месяц декретного отпуска, на время восстановления после родов. «У моих детей не было матери. Я всегда была измотана, брала смены в детской клинике, чтобы подзаработать», — признавалась позже София.
В течение 25 лет она заведовала отделением церебральных опухолей, а потом еще 22 года — отделением патологии позвоночника в больнице №9. В перерывах между утренними операциями на головном мозге и дневными на позвоночнике, заботой о муже и детях Ионеску находила время для исследований и научных публикаций, которые, как она говорила, писались по строгому графику — «между двумя и четырьмя часами ночи». «Борьба, которую я веду со смертью, последняя битва за моих пациентов, очень помогла укрепить мой характер», — говорила нейрохирург.
В 1970 году Ионеску впервые пришлось доказывать окружающим, что она действительно нейрохирург. Сопровождая одного из своих пациентов — сотрудника посольства Франции — в Париж, она встретила команду французских врачей, которые не поверили, что женщина перед ними могла быть хирургом, оперирующим на мозге. Чтобы доказать, что она профессиональный врач, Софии даже пришлось пройти «испытание щипцами» — продемонстрировать, как она владеет хирургическими инструментами, и показать характерные мозоли на безымянном пальце от их использования.
В том же 1970-м к Ионеску обратился шейх Абу-Даби — Зайд бин Султан аль Нахайян (позже он стал основателем и первым президентом Объединенных Арабских Эмиратов), попросив доктора срочно помочь одной из его жен. Дело в том, что религиозные ограничения не позволяли ни одному врачу-мужчине осмотреть женщину-мусульманку и провести ей операцию. София была на тот момент единственной в мире женщиной — специалистом должного уровня подготовки.
Официальное признание как первая женщина-нейрохирург Ионеску получила только в 2005 году на 13-м Конгрессе Всемирной федерации нейрохирургических обществ (WFNS). До этого первой женщиной-нейрохирургом считалась Диана Бек из Великобритании. Первое задокументированное нейрохирургическое вмешательство, проведенное Дианой Бек, датируется 1952 годом, — это на восемь лет позже операции, которую Ионеску провела мальчику из Бухареста.
Медицине Ионеску посвятила почти 47 лет своей жизни, прекратив оперировать только в 1990 году. Даже после выхода на пенсию она продолжала писать статьи для медицинских журналов, рассказывая о своем опыте, и преподавать. 87-летняя Ионеску умерла в 2008 году. Ее работа, страсть и смелость открыла двери в медицину и нейрохирургию для тысяч женщин-врачей.
«Я всегда входила в операционную в хорошем настроении. Даже если я не в духе — разве пациенты виноваты в моих проблемах? А кто-то скажет, что это лицемерие: улыбаться больным, когда на душе негативные эмоции. Но я должна была их подбодрить и дать им увидеть, что я рада им, тому, что они мне доверяют, приходят на операцию», — говорила она.