«Кропотливый труд швей»: почему именно женщины занимаются монтажом в кино
Первые кинокартины снимались одним целым куском, без разбивки на отдельные кадры. Но довольно быстро стало понятно, что это сильно ограничивает творцов. Тогда придумали резать на пленку кадры, а затем их «склеивать» — этот процесс и назвали монтажом.
В первое время монтажеров — а они были преимущественно женщинами — называли «резальщицами» (cutters). «Женщины же хорошо шьют — почему бы не отдать им эту, в чем-то похожую деятельность?» — примерно так рассуждали владельцы студий. И действительно, вырезание и стыковка кадров в темной комнате тогда были кропотливым трудом, требующим усидчивости, внимательности и терпения. Но женщины с удовольствием схватились за эту возможность повлиять на мир кино, ведь из более престижных профессий режиссеров и операторов их всячески выдавливали.
Однако и монтаж не остался «чисто женским» занятием навсегда. Как только в индустрии осознали, что это важная деятельность, где можно получить творческое самовыражение, мужчины хлынули в профессию. Одним из первых поводов отстранить женщин от монтажа стало появление звукового кино: их стали убеждать, что «резать» звук слишком сложно и нужно оставить это занятие мужчинам. По словам одного из самых известных монтажеров, Энн Коатс, когда она начинала карьеру в Англии в 1947 году, она была окружена коллегами-женщинами. А когда эмигрировала в США в 1986-м, в стране осталась только одна женщина, монтировавшая крупные картины. По ее мнению, этому способствовало как раз то, что профессия стала престижной — и мужчины «выдавливали локтями» женщин.
В 2019 году режиссер Сью Фридрих создала сайт Edited By, увековечивающий достижения женщин-монтажеров в кино. Она собрала 206 из них. Forbes Woman рассказывает о великих женщинах-монтажерах, чьи имена стоит запомнить.