К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Кропотливый труд швей»: почему именно женщины занимаются монтажом в кино

Монтажер Салли Менке и режиссер Квентин Тарантино (Фото DR)
Монтажер Салли Менке и режиссер Квентин Тарантино (Фото DR)
В этом году «Оскар» за монтаж «Оппенгеймера» взяла Дженнифер Лэйм. Вполне закономерно: мало кто знает, но именно женщины стоят у истоков этой профессии в Голливуде. Вместе со студией видеопродакшена Yes, today! Film рассказываем, почему монтаж кино был и во многом остается женской профессией

Первые кинокартины снимались одним целым куском, без разбивки на отдельные кадры. Но довольно быстро стало понятно, что это сильно ограничивает творцов. Тогда придумали резать на пленку кадры, а затем их «склеивать» — этот процесс и назвали монтажом.

В первое время монтажеров — а они были преимущественно женщинами — называли «резальщицами» (cutters). «Женщины же хорошо шьют — почему бы не отдать им эту, в чем-то похожую деятельность?» — примерно так рассуждали владельцы студий. И действительно, вырезание и стыковка кадров в темной комнате тогда были кропотливым трудом, требующим усидчивости, внимательности и терпения. Но женщины с удовольствием схватились за эту возможность повлиять на мир кино, ведь из более престижных профессий режиссеров и операторов их всячески выдавливали.

Однако и монтаж не остался «чисто женским» занятием навсегда. Как только в индустрии осознали, что это важная деятельность, где можно получить творческое самовыражение, мужчины хлынули в профессию. Одним из первых поводов отстранить женщин от монтажа стало появление звукового кино: их стали убеждать, что «резать» звук слишком сложно и нужно оставить это занятие мужчинам. По словам одного из самых известных монтажеров, Энн Коатс, когда она начинала карьеру в Англии в 1947 году, она была окружена коллегами-женщинами. А когда эмигрировала в США в 1986-м, в стране осталась только одна женщина, монтировавшая крупные картины. По ее мнению, этому способствовало как раз то, что профессия стала престижной — и мужчины «выдавливали локтями» женщин. 

 

В 2019 году режиссер Сью Фридрих создала сайт Edited By, увековечивающий достижения женщин-монтажеров в кино. Она собрала 206 из них. Forbes Woman рассказывает о великих женщинах-монтажерах, чьи имена стоит запомнить. 

Виола Мэллори Лоуренс
Wikimedia Commons

Виола Мэллори Лоуренс

Виола Лоуренс — одна из первых «резальщиц» Голливуда, дважды номинированная на «Оскар».

Начала карьеру в кино в 12 лет — держала в кадре таблички с надписями, которые активно использовали в эпоху немого кино. А свой дебютный фильм смонтировала в 1912 году, когда ей было 18.

Лоуренс сотрудничала с крупнейшими студиями, такими как Universal и Samuel Goldwyn Studio, но основным местом ее работы была знаменитая Columbia Pictures. Там Виола Лоуренс стала монтажером-супервизором и провела около 30 продуктивных лет.

На «Оскар» претендовали ее фильмы «Мексиканец в Голливуде» (1960) и «Приятель Джои» (1957). И хотя заветную статуэтку она так и не получила, это было невероятным признанием для женщины в кино тех лет.

«Думаю, женщин в монтаже недостаточно… На мой взгляд, мы вкладываем больше чувств и эмоций в эту работу, чем мужчины. Я уже предвижу, как они будут кричать, когда услышат эту цитату!» — говорила Лоуренс.

Энн Баученс

Энн Баученс

Энн Баученс стала первой женщиной, которая получила «Оскар» за монтаж — это была награда за картину «Северо-западная конная полиция» (1940).

Более 40 лет она работала с режиссером Сесилем Де Миллем, для которого за свою карьеру сделала 41 фильм. Еще 20 картин она смонтировала для других режиссеров.

Первую номинацию на профессиональную награду Баученс получила в 1934 году — тогда была основана Academy Award for Film Editing, премия для монтажеров. Энн Баученс отметили за фильм «Клеопатра». Позже она также была номинирована на премию киноакадемии за «Величайшее шоу мира» (1952) и «Десять заповедей» (1956).

«Наша работа очень индивидуальна — нет двух одинаковых монтажеров. Опираясь на инстинкты и предыдущий опыт, мы учимся формировать паттерны. Наша задача — сделать целое чем-то большим, чем сумма всех его частей», — рассказывала о профессии Энн Баученс.

Диди Аллен
AMPAS

Диди Аллен

Знаменитая женщина-монтажер, которая работала в период расцвета Голливуда — 1960-е и 1970-е.  Аллен получила три номинации на «Оскар» за фильмы «Мошенник» (1961), «Бонни и Клайд» (1967) и «Собачий полдень» (1975; за эту ленту  она получила награду BAFTA).

Свой профессиональный путь Диди Аллен начала в 23 года в Columbia Pictures, где сначала была помощницей монтажера. Серьезного прорыва она добилась только через 15 лет с фильмом «Ставки на завтра» (1959), где уже полноценно смонтировала картину. А далее последовало признание.

«Режиссер Роберт Россен был фанатом моего стиля монтажа. Когда его упомянули в журнале Time, он приписал его себе. Он, видимо, считал, что это он изобрел этот стиль», — вспоминала Диди Аллен.

Валентина Янковская

Валентина Янковская

Про Янковскую известно немного, но сами за себя говорят фильмы, к которым она приложила руку. В их число входят легендарные произведения советского кино: «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» и другие.

Тельма Шунмейкер

Тельма Шунмейкер

Легендарная Тельма Шунмейкер с 1980 года — с фильма «Бешеный бык» — монтировала все фильмы Мартина Скорсезе.

На «Оскар» Шунмейкер номинировали семь раз. Из них три раза монтажерка получила заветную статуэтку: за фильмы «Бешеный бык», «Авиатор» и «Отступники». Это сделало ее самой оскароносной женщиной в своей сфере.

«Монтаж окутан таинственностью. Вы должны чувствовать, что у фильма есть ритм, темп, нарастает драма, — но при этом не должны осознавать, как именно достигается этот эффект», — говорила Шунмейкер.

 Мари-Джозеф Йойотт
Tous Droits archive

Мари-Джозеф Йойотт

Она стала первой темнокожей женщиной-монтажеркой во Франции. За свою карьеру поработала над 74 фильмами, включая «400 ударов» Франсуа Трюффо, «Завещание Орфея» Жана Кокто и несколько картин титулованной режиссерки Эзан Пальси.

«Фильм — это изначально фантазия. Свою окончательную форму он принимает только при монтаже», — говорила Йойотт.

Салли Менке

Салли Менке

Салли Менке — легенда Голливуда и любимый монтажер Квентина Тарантино. Дважды номинантка на премию «Оскар» за фильмы «Криминальное чтиво» (1994) и «Бесславные ублюдки» (2009).

Салли Джоэнн Менке с 1977 года была монтажером документальных фильмов на канале CBS. В 1990-м она смонтировала ленту «Черепашки-ниндзя» и тогда же познакомилась с Тарантино, еще только начинающим режиссером, который искал монтажера для своего первого фильма.

У них была забавная традиция — во время съемок в начале или в конце некоторых дублей актеры передавали привет Салли. Последние фильмы Тарантино Салли уже не монтировала, так как в 2010 году, в 56-летнем возрасте, скончалась от теплового удара — для фанатов их тандема ее внезапная смерть стала шоком.

Дженнифер Лэйм
Phillip Faraone·Getty Images for Vanity Fair

Дженнифер Лэйм

Дженнифер Лэйм получила «Оскар» за «Оппенгеймера» — самый титулованный фильм 2024 года.

Впервые она заявила о себе с картиной «Милая Фрэнсис» 2012 года, затем отметилась в марвелловском фильме «Черная Пантера: Ваканда навеки». Кристофер Нолан пригласил монтажерку поработать над «Доводом» (2020) — и, вероятно, сотрудничество было успешным, поскольку оно продолжилось «Оппенгеймером». Последний и принес Дженнифер Лэйм самую престижную кинонаграду.

«Однажды мне нужно было сделать 12-минутный документальный фильм из 40 часов снятого материала. Меня заворожило то, что этот процесс — как собирание пазла. Я могла сделать 30 разных фильмов, но получилась в итоге единственная версия. Так я и влюбилась в монтаж», — поделилась Лэйм в интервью после получения премии киноакадемии.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+