К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Дева и дракон» в беде: почему фэнтези с Милли Бобби Браун оказалось неудачным

Кадр из фильма «Дева и дракон»
Кадр из фильма «Дева и дракон»
8 марта на Netflix состоялась премьера фэнтези-боевика «Дева и дракон». В нем юная принцесса выходит замуж по расчету и становится жертвой древней традиции — ее отдают на растерзание ужасному дракону. Forbes Woman рассказывает, почему фильм, разрушающий миф о «деве в беде», не оправдывает ожиданий — и какие картины еще пытались переосмыслить этот сюжет

Принцесса Элоди (Милли Бобби Браун) соглашается исполнить волю отца и выйти замуж за принца Генри (Ник Робинсон) из процветающего королевства Орея, чтобы спасти свою страну от голода: «Мое счастье — не большая цена за будущее нашего народа». Вместе с мачехой (Анджела Бассетт) и младшей сестрой Флорией (Брук Картер) Элоди отправляется в морское путешествие, чтобы добраться до сказочной Ореи. Девушка быстро очаровывается благородным принцем, но побаивается его строгой матери, королевы Изабель (Робин Райт). И не зря: королевская семья приносит Элоди в жертву дракону (озвучивает Шохре Агдашлу), чтобы оплатить древний долг. Принцессе, сброшенной в логово чудовища, предстоит проявить невиданную смелость и смекалку, чтобы выжить. 

Режиссером фэнтези-фильма «Дева и дракон» (оригинальное название картины Damsel переводится как «Девица») выступил испанский режиссер Хуан Карлос Фреснадильо, в основном работавший над хоррорами («28 недель спустя») и научно-фантастическими триллерами («Падающая вода»). Сценаристом стал Дэн Мазо, написавший «Форсаж 10». Этот творческий союз не внушал доверия, но сюжет о девушке, которая решает поставить точку в традиции фемицида, и деконструкция типичных сказочных тропов, заявленные еще в трейлере, вызывали зрительский интерес. Более того, многие ждали «Деву и дракона» из-за звезды «Очень странных дел» Милли Бобби Браун: актриса, способная своей харизмой зажечь даже плоское кино, как это было в случае с приключенческой дилогией «Энола Холмс», идеально подходила на роль взбунтовавшейся принцессы. 

Мифы и легенды

Для стриминговой платформы Netflix «Дева и дракон» — не первый масштабный проект в жанре темного фэнтези с сильной главной героиней. В 2020 году состоялась премьера сериала «Проклятая», переосмысляющего легенды о короле Артуре — там бесстрашная девушка Нимуэ возглавила сопротивление против вооруженных отрядов, уничтожающих фей, и завладела легендарным мечом Экскалибуром. Создатели «Девы и дракона» вдохновились примером «Проклятой» и решили низвергнуть архетипический образ «девы в беде» (Damsel in distress) из сказок о принцессах, заточенных в башнях и ожидающих своего спасителя. 

 

Консервативные традиции южной страны Ореи, куда Элоди отправляется для замужества, создатели связывают с популярным мифологическим сюжетом о жертвоприношении чудовищу, которому в легендах и ритуальных практиках разных народов отдают детей и взрослых. Этот сюжет, например, необычно обыграли в российской мелодраме «Он — дракон» (2015), героиня которой влюбляется в чудовище. В фэнтези Netflix договор с драконом приводит к многовековому фемициду, жертвой которого чуть было не становится и Элоди.

Сделка, много лет назад заключенная людьми с драконом, означает, что чудовище гарантирует стране мир и покой в обмен на потомков первого правителя Ореи. Здесь можно увидеть отсылки к уходящим в древность представлениям о жертве из царского рода. Но создатели сериала не размышляют о том, почему в этой роли выступают исключительно женщины — для них это просто обычай выдуманной страны. Они лишь объясняют, как принцессы-иностранки становятся представительницами местной королевской семьи: через свадебные клятвы, которые скрепляются кровью.

 

Нефеминистский боевик

«Существует много историй о благородстве и отваге, где рыцарь без страха и упрека спасает деву в беде. Эта история не об этом», — сообщает закадровый голос Милли Бобби Браун. Но дальше повествование выстраивается по лекалам классических преданий о женском самопожертвовании и смиренности. 

Юная принцесса Элоди ставит благополучие своей холодной страны, страдающей от неурожаев, превыше личного счастья. Отец учит ее нести ответственность за будущее народа, а мачеха, авторитарным характером напоминающая приемных матерей из диснеевских «Белоснежки» (1937) и «Золушки» (1950), предъявляет множество завышенных требований. Главная героиня безропотно соглашается выйти замуж за незнакомого принца и перебраться в чужое королевство. Зато в солнечной стране Орее принцесса поначалу чувствует себя свободнее, чем дома, — в общении с принцем держится раскованно, говорит, что думает, и даже предлагает жениху сбежать от королевской стражи, чтобы отправиться в небольшое конное путешествие. Авторы «Девы и дракона» показывают, как Элоди ведет себя в разных обстоятельствах. Однако с того момента, как героиня попадает в логово дракона, кино стремительно превращается в посредственный survival-блокбастер.

«Деве и дракону» отчаянно недостает непредсказуемости и визуальной изобретательности. Стилизация под старые видеоигры и скудная компьютерная графика в фильме раздражают не так сильно, как стремление героини подражать мужским персонажам из боевиков конца 1980-х. Создатели фильма даже цитируют некоторые сцены из «Хищника» и «Крепкого орешка», словно для того, чтобы стать крутой героиней, нужно пройти путь стереотипно брутальных персонажей Арнольда Шварценеггера и Брюса Уиллиса. На этом фоне меркнут неплохие линии отношений девушки с сестрой, примирения с отцом (тот опрометчиво играет в спасителя) и мачехой.

 

К роли Элоди Милли Бобби Браун, очевидно, подходит с огромной самоотдачей. Она с головой бросается в опасные приключения и без колебаний выполняет сложные трюки. Браун тонко улавливает перемены, произошедшие с героиней, и переживает трансформацию из робкой девочки в непобедимую воительницу. Обидно, что актриса разменивает свой талант на фильм, который во многом ограничивается мужскими представлениями о сильной принцессе. К финалу Элоди и вовсе сливается с обезумевшей Дейенерис Таргариен из заключительного сезона «Игры престолов». 

Создатели «Девы и дракона» пытаются сгладить вторичность картины, цепляясь за феминистскую повестку, но выходит все равно фальшиво. Они, к примеру, говорят о проблеме фемицида, но не анализируют мотивы королевы Изабеллы, которая поддерживает убийства девушек. Без критического взгляда, без размышлений о том, почему женщины присоединяются к гендерному насилию, эта часть сюжета остается мизогинным тропом. Обрести свободу юной девушке предлагается за счет низвержения женщины старшего поколения.

Фильм Хуана Карлоса Фреснадильо едва ли может похвастаться непредсказуемыми поворотами и слишком часто засматривается на чужие работы. Взрослую аудиторию картина наверняка разочарует плоским сценарием, а зрителей от 13 лет (возрастная категория фильма) собьет с толку противоречивой репрезентацией женщин. Разве что взгляд на персональную историю дракона оказывается неожиданным. 

Дева больше не в беде

В прошлом году на Hulu вышла прямолинейная «Принцесса», где юную наследницу престола заперли в башне после ее отказа выходить замуж за узурпатора. Героиня Джои Кинг, в совершенстве владеющая боевыми искусствами, не только самостоятельно выбралась из заточения, но и спасла свою страну. Правда, все это только для того, чтобы заслужить одобрение отца, что в итоге разочаровало и критиков, и зрителей. Авторы «Принцессы» будто вдохновлялись классическими мультфильмами студии Disney («Русалочка», «Аладдин», «Мулан»), героини которых стремились доказать что-то консервативным отцам. Даже в прогрессивной, казалось бы, «Принцессе и лягушке» (2009) официантка Тиана хотела претворить в жизнь именно отцовские мечты, а не свои собственные. 

Из нового фэнтези Netflix могла бы получиться образцовая история о превращении «девы в беде» в могущественную правительницу, если бы авторы картины не загоняли себя в патриархальные рамки. Тем более что в кино есть успешные примеры. 

 
«Хищные птицы»: Потрясающая история Харли Квинн»

«Хищные птицы»: Потрясающая история Харли Квинн»

Последние пять лет классических «дев в беде» в кино все чаще сменяют женщины, обретающие независимость. В кинокомиксе DC «Хищные птицы» (2020) антигероиня Харли Квинн разорвала абьюзивные отношения с Джокером, собрала свою команду выдающихся суперзлодеек и бросила вызов патриархальному миру Готэма.

«Звездные войны»

«Звездные войны»

В оригинальных «Звездных войнах» Джорджа Лукаса («Новая надежда», «Империя наносит ответный удар», «Возвращение джедая») принцесса Лея прошла путь от девушки, которую надо спасать, до одного из лидеров Сопротивления. В Оригинальной трилогии она постоянно оказывалась в плену — то на боевой космической станции «Звезда смерти», то у гангстера Джаббы Хатта (символом ее несвободы был вызывающе сексапильный золотой костюм, ставший культовым). В новой трилогии «Звездных войн» героиня добилась звания генерала и возглавила Альянс за восстановление Новой Республики.

«Пираты Карибского моря»

«Пираты Карибского моря»

В приключенческой франшизе «Пираты Карибского моря» дочь губернатора Элизабет Суонн из «девы в беде» в «Проклятии Черной жемчужины» доросла до опасной пиратки. А в фильме «На краю света» и вовсе стала капитаншей корабля, которой беспрекословно подчинялись мужчины.

«Терминатор»

«Терминатор»

Сюжет первого фильма серии разворачивался вокруг соперничества пришельцев из будущего, один из которых должен был убить ничего не подозревающую официантку Сару Коннор, другой — спасти. В последующих картинах мужественная Коннор уже сама пыталась предотвратить ядерный апокалипсис.

«Братья Супер Марио в кино»

«Братья Супер Марио в кино»

В 1985 году в игре Super Mario Bros. появилась героиня по имени Принцесса Пич Тоудстул, которую нужно было спасти от похитителя — короля Боузера. Только спустя 20 лет в игре Super Princess Peach она стала главной героиней. А в мультфильме «Братья Супер Марио в кино» (2023) отказалась выходить замуж за завоевателя Боузера и сама пришла на помощь главным героям — Марио и Луиджи.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+