Детство на съемках
Алисия Кристиан Фостер, взявшая псевдоним Джоди в честь подруги своей матери, родилась и росла в Лос-Анджелесе. Она была младшей из четырех детей. Ее мать работала актерским агентом в Голливуде и воспитывала детей в одиночку. Однажды она взяла трехлетнюю дочь на кастинг — просто потому, что не с кем было ее оставить, — и так Джоди, покорившая кастинг-директоров, попала в кино. Она начала сниматься в рекламных роликах, а с семи лет появлялась в фильмах Disney и различных телешоу.
Первой заметной работой Фостер стала роль в приключенческом фильме для всей семьи «Наполеон и Саманта» (1972), где она сыграла главную роль. По сюжету 10-летние Саманта и Наполеон заводят дружбу с ручным львом и отправляются в захватывающее путешествие. Участие в картине оказалось для Джоди настоящим испытанием: лев набросился на юную актрису прямо на съемках.
Начинающая актриса полностью зависела от своей матери, которая соглашалась на любые предложения режиссеров. «Мне казалось, что я родилась только для того, чтобы быть партнером моей матери. Вся моя жизнь строилась вокруг нее: мы вместе путешествовали, смотрели французские и немецкие фильмы и обсуждали, почему одни можно считать удачными, а другие — нет. Мама заставляла меня делать то, что у нее в в свое время не получилось, делилась Фостер. — Это были интересные, но в то же время болезненные отношения. В юности я не выбирала себе роли. Этим занималась моя мама. Иногда я даже не читала сценарий — я всецело полагалась на ее мнение». Детство Джоди закончилось, не успев начаться: бесконечные пробы сменялись бесконечными съемками и наоборот.
Съемки в кино актриса совмещала с учебой в частной французской школе Lycée Français de Los Angeles. Хотя она прекрасно успевала по всем предметам, завести друзей среди одноклассников ей не удалось.
Поворотным моментом в карьере девушки стала трагикомедия Мартина Скорсезе «Алиса здесь больше не живет» (1974). Фильм рассказывал о женщине, которая начала новую жизнь после смерти мужа. 12-летняя Джоди сыграла Одри, самостоятельную и не по годам мудрую пацанку, с которой дружит сын главной героини. Скорсезе разглядел в юной актрисе серьезный потенциал, и два года спустя Фостер появилась в его криминальной драме «Таксист» (1976) в роли 12-летней секс-работницы Айрис, чей образ сценарист Пол Шредер писал с реальных проституированных девушек.
За самую спорную роль в своей карьере Фостер получила номинацию на премию «Оскар». «Это был золотой век американского кино, и я очень гордилась тем, что снялась в артхаусном фильме. Я думаю, это была судьба и мне очень повезло. В индустрии многие думали, что я слишком молода, чтобы играть проститутку. Юристы из правительства Калифорнии хотели убедиться, что я психологически готова к подобной роли. Мне пришлось пройти несколько тестов», — рассказывала она позже. Хотя во всех сценах с сексуальным подтекстом Джоди дублировала ее 19-летняя сестра Конни, в некоторых интервью актриса признавалась, что испытывала дискомфорт на съемках «Таксиста». «Скорсезе говорил что-то вроде «расстегни ширинку» и просто начинал смеяться. Иногда он не знал, как со мной работать, поэтому делегировал это Роберту Де Ниро, и уже Роберт говорил мне, что делать», — делилась актриса.
Насколько болезненным этот опыт был для несовершеннолетней Джоди, можно только догадываться. Но токсичной была не только атмосфера на съемочной площадке «Таксиста». В 14 лет некий продюсер пригласил ее на встречу по поводу роли, долго разговаривал и внезапно попросил актрису снять куртку и показать тело. К счастью, встречу прервал агент Фостер.
За ролью Айрис тянулся мрачный шлейф: актрису начал преследовать поклонник по имени Джон Хинкли. Он писал ей сотни писем, поступил в тот же университет, что и она. А в 1981 году совершил покушение на президента Рональда Рейгана, во время которого пострадали несколько человек (один получил инвалидность). На суде Хинкли назвал это преступление выражением любви к Фостер.
Женщины, пострадавшие от насилия
Помимо «Таксиста», в 1976 году Джоди Фостер появилась еще в трех картинах. В детской пародии на гангстерское кино «Багси Мэлоун» она сыграла остроумную и бойкую Таллулу — подружку одного из юных бандитов. В фильме Джоди много пела, танцевала и шутила, доказывая, что комедийные роли даются ей так же легко, как и драматические. Год спустя она получила две премии BAFTA за «Лучшую женскую роль второго плана» — одну за игру в «Таксисте», другую — за «Багси Мэлоуна».
Другой комедией с участием Фостер в том году стала «Чумовая пятница». По сюжету вечно ругающиеся мать и дочь загадывают одно желание: поменяться местами, чтобы друг друга понять. 14-летняя Джоди Фостер играет школьницу-бунтарку Аннабель, в чье тело переселяется душа ее родительницы. Искрометная роль принесла актрисе первую номинацию на «Золотой глобус». В 2003 году вышел удачный ремейк «Чумовой пятницы» с Линдси Лохан и Джейми Ли Кертис.
Наконец, тогда же Джоди воплотила главную героиню психологического хоррора «Девочка из переулка». Она сыграла замкнутую девочку-подростка Ринн, хранящую пару страшных секретов. Съемки в картине оказались для Джоди не менее тяжелыми, чем в «Таксисте». Продюсеры включили в фильм сцену секса с участием 13-летней героини, для которой Фостер должна была раздеться. Актриса отказалась, ее снова дублировала старшая сестра. Джоди все равно переживала из-за провокационного эпизода и попросила его вырезать, но ей отказали. Сегодня фильм критикуют за сексуальную объективацию подростков.
Вплоть до конца 1980-х Джоди играла проблемных девушек-подростков, роковых оторв и женщин, пострадавших от сексуализированного насилия. В «Кэрни» (1980) она перевоплотилась в безбашенную Донну, которая сбегает из дома и выбирает между двумя парнями. В «Лисах» (1980) — несчастную школьницу Джинни, чьи родители совершенно не беспокоятся о судьбе дочери. В «Отеле Нью-Хэмпшир» (1984) — Фрэнни, которую домогается родной брат. В «Пяти углах» (1987) — тревожную Линду, которую преследует мужчина, отсидевший в тюрьме за попытку ее изнасилования. «В моей жизни был период, он длился 15 или 20 лет, в течение которого в каждом сценарии, который я читала, мотивация женских персонажей заключалась в том, что они пережили сексуализированное насилие, будучи взрослыми или детьми», — говорила Джоди.
При этом с 1980-го по 1985 год актриса умудрялась совмещать съемки с учебой в Йельском университете, где она в итоге получила степень бакалавра в области литературы. «Я училась в Йеле целых пять лет. Все, включая мою мать, твердили мне: «Твоя карьера закончится». Но мое образование очень пригодилось для того, чем я занималась позже. В университете я научилась по-настоящему погружаться в текст, и это помогло мне в актерской профессии», — делилась Фостер.
Сделать сильных героинь еще сильнее
В 1988 году Фостер снялась в драме «Обвиняемые», где сыграла Сару Тобиас, которая подверглась групповому изнасилованию и, невзирая на общественный виктимблейминг, собиралась отправить насильников за решетку. В борьбе за торжество правосудия пострадавшей девушке помогает прогрессивная прокурор Кэтрин Мерфи (Келли МакГиллис). Роль Сары во многом определила типаж будущих героинь Джоди Фостер: травмированных, но сильных женщин. Правда, за сложность своего персонажа в «Обвиняемых» актрисе пришлось побороться.
По словам Фостер, продюсер Стэнли Р. Джаффе «властвовал на съемочной площадке» и контролировал каждую мелочь — от длины ее мини-юбки до того, как Джоди следует курить в кадре. Он опасался, что Сара Тобиас получится «слишком крутой», ведь, несмотря на свою беспечность, она готова идти до конца, чтобы наказать виновных. «Я чувствовала, что действительно поняла героиню. Я приняла решения относительно ее развития и не собиралась отказываться от своего взгляда из-за возражений продюсера. Я не могла поступить иначе», — рассказывала позже актриса.
Фостер удалось передать всю многогранность Сары, показав ее в разных ситуациях — от нервного срыва до яростного отстаивания своих прав в суде. За драматический триумф в «Обвиняемых» Джоди получила премии «Оскар» и «Золотой глобус» за лучшую женскую роль и статус одной из главных актрис своего поколения. Позже Фостер скажет: «Героинь, которые были недостаточно сильными, я делала сильнее. Я не думаю, что смотреть фильм о женщине, у которой нет своего мнения, так уж интересно».
В 1991 году состоялась премьера культового триллера Джонатана Демме «Молчание ягнят». Экранизация одноименного романа Томаса Харриса разделила жизнь Джоди Фостер на «до» и «после». Образ амбициозной студентки ФБР Клариссы Старлинг мгновенно стал визитной карточкой актрисы, у многих она ассоциируется исключительно с этой феноменальной ролью.
Кларисса Старлинг, которая охотится за одним маньяком и для этого сотрудничает с другим, изменила образ женщины-детектива в кино. Так героиню описывала сама Фостер: «Что мне действительно нравится в Клариссе, так это то, что я впервые вижу героиню, которая не является женской стероидной версией Арнольда Шварценеггера. Кларисса очень компетентна и очень человечна. Она борется со злом, проявляя эмпатию, интуицию, хрупкость и уязвимость. Я не думаю, что когда-либо существовала такая женщина-детектив».
Старлинг действительно выделялась на фоне предшественниц: она демонстрировала не физическую, а внутреннюю силу, уверенно отстаивала свое мнение в патриархальном мире ФБР и строила карьеру вопреки секскистским стереотипам. Она отважно преодолевала собственные травмы и сомнения, чтобы доказать, что она — настоящий профессионал.
Фостер признается, что проникнуться Старлинг ей помогла сцена в начале фильма, где героиня едет в лифте в окружении высоких мужчин из академии ФБР. «В Клариссе ощущалась некая кротость. Она как будто стыдилась того, что не выглядела такой же крупной и сильной. Она пыталась свыкнуться с габаритами тела, в котором родилась. И я осознала, что во внешней хрупкости заключалась сила Клариссы. В некотором смысле она напоминала девушек, которых хотела спасти. То, что Кларисса понимала жертв маньяка, и сделало ее героиней», — рассказала Фостер. За удивительное слияние с агентом Старлинг актриса получила вторую премию «Оскар» за главную женскую роль. Сыграть Клариссу в «Ганнибале» (2001), сиквеле «Молчания ягнят», Фостер отказалась, потому что над фильмом работал не Джонатан Демме.
Чуткие женщины
Фостер связывает свои главные актерские достижения с «Молчанием ягнят» и драмой «Нелл» (1994), где она также дебютировала как продюсер. Она со всем трепетом подошла к роли девушки, выросшей в изоляции от цивилизованного мира. Ее героиня разговаривала на выдуманном языке и тонко чувствовала природу. В какой-то момент девушке пришлось приспосабливаться к реалиям современного общества, и это было самым увлекательным в фильме: Фостер на глазах зрителей переживала мощную физическую трансформацию и вновь удивляла безграничностью актерского таланта. Она получила номинацию на премию «Оскар» за лучшую женскую роль, но уступила награду Джессике Лэнг.
В 1997 году Фостер сыграла радиоастронома Элли Эрроуэй в научно-фантастическом «Контакте» Роберта Земекиса. Ее героиня выходит на связь с внеземной цивилизацией, преодолевая страх неизведанного и сопротивление коллег. Прототипом была женщина-астронавт Джилл Тартер, в том числе занимавшаяся поиском внеземных цивилизаций. За ювелирную роль в «Контакте» Фостер получила премию «Сатурн» и номинацию на «Золотой глобус». 14 лет спустя актриса, влюбившаяся в астрономию, помогала восстановить антенны радиотелескопов для Института поиска внеземного разума (SETI) в Калифорнии. «Радиотелескопы могут превратить научную фантастику в научный факт, но только если с их помощью будут активно исследовать небо», — рассказывала актриса.
«Я хотела стать режиссером с тех пор, как мне исполнилось шесть»
Попробовать себя в режиссуре Фостер решила сразу после «Молчания ягнят». По ее словам, стать кинематографистом она мечтала с шести лет, но ее мать настояла на актерской карьере. В 1991 году Фостер представила свой режиссерский дебют — трогательную драму «Маленький человек Тейт», в которой сама же исполнила главную женскую роль. Фильм рассказывал об отношениях матери-одиночки Деде и ее шестилетнего сына Фреда (Адам Хэнн-Берд) — гениального ребенка, испытывающего трудности с социализацией. Критики тепло приняли первую картину актрисы и сочли ее отчасти автобиографической — в образе ребенка-вундеркинда, который играет на пианино, читает газеты и учится в колледже наравне со студентами, проглядывала сама Фостер. В домашнем прокате камерный «Маленький человек Тейт» собрал приличные $25 млн.
В 1995-м Фостер выпустила трагикомедию «Домой на праздники». Клаудия, работающая реставратором в музее Чикаго, в одиночку вырастила дочь, с которой у нее сложились очень близкие отношения. На День благодарения Клаудия отправляется в гости к родителям и оказывается в центре семейных конфликтов. Вторую картину Фостер критики оценили хуже, чем ее дебют, но среди положительных сторон выделили «живой портрет эксцентричной семьи» и умение постановщицы «выворачивать наизнанку человеческие характеры».
Фостер признавалась, что сама никогда не снималась в картинах, которые показывали бы мир «глазами женщины». Поэтому в двух своих первых работах она сделала акцент на историях молодых матерей. А вот в драме «Бобер» (2010) с Мэлом Гибсоном режиссер обратилась к теме мужской депрессии. Его герой, руководитель компании по производству игрушек, чтобы справиться с одиночеством, семейными проблемами и выгоранием, общается с миром через игрушечного бобра. Этот гротескный фильм Фостер назвала «вероятно, самым большим испытанием в своей профессиональной карьере». Фильм собрал плохую кассу (возможно, потому что вышел в сезон блокбастеров), критики оказались не в восторге от картины и назвали ее «разочаровывающей». «Сначала я рассматривала режиссуру как своего рода провал, потому что я не снимала огромные фильмы с огромными кассовыми сборами. И, к сожалению, Голливуд и Лос-Анджелес это не устраивало», — делилась она.
Показать себя с лучшей стороны Фостер удалось в популярном сериале Netflix «Оранжевый хит сезона» (2013). Прочитав книгу, которая легла в его основу, она через своего агента добилась возможности стать одним из режиссеров шоу. «Оранжевый хит сезона» стал культурным феноменом благодаря максимально разнообразной репрезентации женщин на экране. Героини разных национальностей, сексуальных ориентаций, гендерных идентичностей и социальных статусов оказались заперты вместе и пытались друг друга понять. Идея объединения таких непохожих персонажей и видимость меньшинств понравились Фостер больше всего. Сама Джоди совершила каминг-аут, как лесбиянка, прямо во время церемонии вручения наград «Золотой глобус» в 2013 году.
После этого опыта Фостер поставила один из эпизодов второго сезона «Карточного домика» (2013). А в 2017 году состоялась премьера четвертого сезона сериала-антологии «Черное зеркало» (2011), куда вошел срежисированный Джоди эпизод «Аркангел». По сюжету мать-одиночка вживляет своей дочери чип, чтобы контролировать каждый ее шаг, и в какой-то момент родительская гиперопека превращается в угрозу. Критики, в основном хвалившие эпизод, отмечали «чуткую режиссуру» Фостер. Для нее самой «Аркангел» был своего рода рефлексией об отношениях с собственной матерью.
«Когда я была молодой, в Америке практически не было женщин-режиссеров. Я не думала, что мне вообще позволено быть режиссером. И это уже неправда. Я очень горжусь тем, что в прошлом году посмотрела «Барби» Греты Гервиг. Мало того, что эта замечательная постановщица получила признание, но это произошло потому, что за ее спиной стояли люди, говорящие: «Ты не представляешь угрозу». Когда-то в киноиндустрии женщин считали риском. Теперь это мышление изменилось», — говорит Фостер.
Падения и взлеты
К середине нулевых карьера Фостер пошла на спад. Свои главные роли она уже сыграла, статус одной из самых высокооплачиваемых актрис Голливуда получила. Фостер растрачивала себя на проходное кино. В 2005 году она появилась в триллере «Иллюзия полета». Изначально это должна была быть история мужчины, чей сын пропал во время авиаперелета, но в итоге сценарий переписали под Фостер (оставив ей, правда, мужское имя — Кайл). Критики назвали «Иллюзию полета» «банальной и предсказуемой», но высоко оценили игру Фостер, которая вытягивала неудачное кино своим «авторитетом».
С «Иллюзии полета» у актрисы началась полоса неудач с выбором ролей. В остросюжетном триллере «Не пойман — не вор» (2006) она сыграла стереотипную женщину-загадку, которая, естественно, не та, кем кажется. В провальном боевике «Отважная» (2007) Фостер перевоплотилась в классическую revenge girl: расправлялась с преступниками, убившими ее мужа. Через год вышла фэнтезийная драма «Остров Ним» (2008), где актриса исполнила скромную роль путешествующей писательницы. В 2013 году — научно-фантастический «Элизиум — рай на земле», в котором Фостер сыграла хладнокровного министра обороны космической станции госпожу Делакур. Критики назвали эту роль «худшей» в карьере актрисы. После она не снималась восемь лет.
Триумфальное возвращение Фостер произошло в драме «Мавританец» (2021). В фильме, основанном на реальных событиях, 59-летняя актриса сыграла адвоката Нэнси Холландер, которая защищала Мохаммеда Ульда Слахи, без доказательств арестованного за связь с «Аль-Каидой» (признана в России террористической организацией и запрещена) и проведшего 14 лет в тюрьме Гуантанамо. Готовясь к съемкам, Фостер много общалась с самой Холландер: «Я предупредила ее: «Моя Нэнси будет намного злее, чем твоя. Более грубой и резкой, более грозной». Нэнси прекрасна. Я позволила себе некоторую вольность, чтобы создать персонажа, который менялся со временем и развивался благодаря отношениям с Мохаммедом». Роль принесла Фостер «Золотой глобус» и доказала: в 60 лет в карьере может наступить ренессанс. «Есть исследования, показывающие, что люди в возрасте 60 и 70 лет испытывают такое счастье и удовлетворенность, которые просто недоступны им в молодости. Происходят нейробиологические изменения, и вы гораздо спокойнее смотрите в будущее», — комментировала это сама актриса.
Спустя два года она блестяще воплотила тренера Бонни Столл в байопике «Дайана Найэд» (2023). По сюжету героиня Фостер готовит свою лучшую подругу, 60-летнюю пловчиху Дайану Найэд, к рекордному заплыву. Чтобы добиться плоского живота Бонни, 61-летняя Фостер шесть месяцев тренировалась, как настоящая спортсменка. Джоди выступает за естественное старение, но обожает кардиотренировки и пилатес. В фильме большую часть времени она ходит в обрезанных шортах, размахивает планшетом, носит свисток на шее и напоминает самого энергичного учителя физкультуры в мире. Актриса жаловалась, что ее «всегда изображали ботанкой». Сейчас же она довольна, что люди «обсуждают ее подтянутое тело».
Последняя на данный момент актерская работа Фостер — роль детектива Лиз Дэнверс в четвертом сезоне «Настоящего детектива» (2024), продюсером которого она выступила. Свою героиню Фостер называет «циничной и измученной», подчеркивая, что та является полной противоположностью Клариссы Старлинг. «Она скорбит и не хочет встречаться с внутренними демонами, которые влекут за собой страдания. Все мы не хотим страдать. В случае Лиз, я думаю, это то, что скрывается за жесткой внешностью: она просто не хочет развалиться», — объясняет Фостер. Актриса считает эту роль одной из лучших в своей карьере.
Недавно Фостер призналась, что 50-летие стало для нее трудным переходным периодом. В течение 10 лет она пыталась разобраться, каково это — быть женщиной старшего возраста в Голливуде. Ответ нашла в дружбе. «У меня есть подруга, которую я обожаю. Ей сейчас 80 лет. Она профессор колледжа и просто необыкновенный человек. Глядя на нее, я вижу, что у меня еще все впереди и нет ничего невозможного. Несмотря на все свои достижения, подруга постоянно говорит (и я думаю, что это действительно правда): самое важное — это помогать сообществам других женщин», — делится Фостер.