«Эхо»: как сериал Marvel рассказывает историю неслышащей супергероини
Мастер боевых искусств Майя Лопес (Алаква Кокс), обладающая смертоносной силой, отрекается от своего наставника, короля преступного мира Нью-Йорка Кингпина (Винсент Д'Онофрио). Устав от манипуляций и тотального контроля, неслышащая девушка бросает ему вызов. Героиня, больше известная под именем Эхо, собственноручно расправляется с преступниками и наемными убийцами, работающими на Кингпина. Потребность в переосмыслении прошлого приводит Майю в родную Тамаху, штат Оклахома. Там девушка пытается восстановить утраченную связь с индейскими корнями и примириться с семьей. Однако криминальные разборки не дают Майе покоя.
Предыстория: безграничные способности и ограниченная роль
Супергероиня Майя Лопес, больше известная под личностью Эхо, дебютировала в комиксах Marvel еще в декабре 1999 года. Она появилась во втором томе «Сорвиголовы» (Daredevil vol. 2 #9) о незрячем адвокате и борце с преступностью Мэтте Мердоке и изначально была всего лишь «приложением» к главному герою. Сценарист Дэвид В. Мак и художник Джо Кесада решили, что ему явно не хватает соратницы, которая разделит его жизненные трудности, и создали Майю Лопес — неслышащую девушку индейского происхождения.
Коренная американка, позже взявшая имя Эхо, компенсировала врожденную потерю слуха невероятной физической выносливостью. Майя безупречно копировала боевой стиль противников, благодаря чему выходила невредимой из всех потасовок, стала выдающейся спортсменкой. Если незрячий Сорвиголова ориентировался в пространстве с помощью эхолокации, то Эхо научилась понимать людей благодаря чтению по губам.
Но, невзирая на безграничные таланты, Майя Лопес долгое время оставалась всего лишь любовным интересом Мердока и не получала должного развития. Первоначальной мотивацией Эхо в комиксах была месть за убийство отца. Опекун Майи, один из главных антагонистов комиксов Marvel Кингпин (Уилсон Фиск), внушил девушке, что того убил именно Сорвиголова, и Эхо, движимая неукротимой яростью, объявила охоту на Мердока. План мести провалился: Сорвиголова оказался невиновен, а Майя стала его верной союзницей.
За 20-летнее существования в комиксах Эхо прошла большой путь. Она обрела настоящую любовь, освободилась от власти Кингпина, из суперзлодейки перевоплотилась в супергероиню, познакомилась с Мстителями, получила Силу Феникса, сделавшую ее самым могущественным персонажем вселенной Marvel (та же трансформация произошла в свое время и с другой героиней киновселенной — Капитаном Марвел). Несмотря на внушительную биографию, экранное воплощение Майя Лопес впервые получила только в 2021 году, выступив антагонистом мини-сериала «Соколиный глаз».
Новая вселенная
Героиню, безупречно владеющую всеми видами боевых искусств, сыграла глухая от рождения актриса Алаква Кокс. Информация о том, что Кокс вернется к роли Эхо в сольном проекте, появилась в ноябре 2021 года. Шоураннером сериала значились Марион Дэйр («Лучше звоните Солу»), а режиссерами — Катриона МакКензи («Пацаны», «Сверхъестественное») и Сидни Фриланд («Нэнси Дрю», «Анатомия страсти»).
Ожидалось, что команда женщин, знающих толк в остром юморе, мрачной супергероике и феминизме, вдохнет новую жизнь в киновселенную Marvel. Создатели шоу намеренно отказались от вечных тем спасения мира и самопожертвования ради человечества и сосредоточились на сюжетах о женской эмансипации и примирении со своими корнями.
«Эхо» вышел на Hulu и Disney+ под эгидой нового подразделения Marvel Studios — Marvel Spotlight. Теперь студия будет выпускать фильмы и сериалы, не требующие от зрителя погруженности в сложный мир киновселенной — так руководство студии намерено расширить аудиторию и привлечь тех, кто не может назвать себя фанатом комиксов.
Кроме того, проекты Marvel Spotlight будут отличаться мрачной атмосферой, которая больше свойственна другой вселенной комиксов — DC. «Эхо» неслучайно получил «взрослый» рейтинг TV-MA (для зрителей от 17 лет) из-за сцен насилия. Впрочем, сериал больше удивляет общим трагизмом, а не кровавыми разборками (их не так уж и много).
Неположительная героиня
«Эхо» — не первый сериал Marvel, посвященный непростым судьбам супергероинь. В «Ванда/Вижн» Алая Ведьма создает иллюзорный мир, поскольку не может справиться с потерей возлюбленного. В «Мисс Марвел» девушка-подросток пакистанского происхождения Камала Хан сталкивается с трудностями взросления и враждебностью общества. В «Женщина-Халк: Адвокат» сильная и независимая Дженнифер Уолтерс борется с сексизмом в профессиональной сфере. В «Эхо» Майя Лопес переживает одну утрату за другой: мать умирает, отца убивают, бабушка отказывается от внучки, которую берет на попечение босс преступного мира Кингпин. После этого Майя окончательно разрывает связь с индейским народом чокто, к которому принадлежит.
Пятисерийный сериал напоминает детальный психологический портрет: каждый эпизод из прошлого Эхо резонирует с ее настоящим. Одиночество героини объясняется паническим страхом потери близких. Агрессия — защитной реакцией на несправедливость. Пренебрежение нормами морали — воспитанием опекуна, которому Майя говорит: «Насилие всегда было нашим языком. Я привыкла».
Майю Лопес нельзя однозначно назвать злодейкой или супергероиней — она застряла где-то посередине. Неоднозначность персонажа, которую убедительно воплощает Алаква Кокс, гипнотизирует с первых минут. С малых лет Кингпин учит ее быть безжалостной, но за близких она легко отдаст жизнь, если придется. Этот дуализм притягивает и в то же время отталкивает.
Ориентируясь на оскароносный «Звук металла», постановщицы Катриона МакКензи и Сидни Фриланд периодически разбавляют сериал полностью беззвучными сценами, чтобы зритель ощущал то же, что и главная героиня. Постоянное использование персонажами жестового языка также подчеркивает социальную значимость «Эха». Возможно, проект даже оттолкнет аудиторию, которая ждала чисто развлекательного сериала.
Провалы и достижения
Наблюдать за развитием героини по-настоящему интересно, а вот остальные персонажи на ее фоне совершенно теряются. Исключение составляет только бабушка Майи Чула (Танту Кардинал), у которой не менее сложная история, в которой есть и горевание по дочери, и затаенные обиды на внучку, и сложные отношения с бывшим мужем, и желание передать традиции чокто следующим поколениям.
В стремлении максимально раскрыть Майю Лопес на экране, не упустив из виду ни одного важного факта из ее биографии (за исключением романтических отношений с Сорвиголовой), авторы как будто забывают о существовании второстепенных персонажей. Как следствие — плоское и безжизненное взаимодействие между героями, которое постепенно превращается в большую проблему. Если исключить из сериала некоторые линии, которые развиваются параллельно основному действию, ничего не изменится. Сюжетные дыры постановщики заполняют виртуозно снятыми сценами потасовок, явно вдохновленных «Пацанами». Впрочем, невиданный для Marvel круговорот жестокости едва ли отвлечет внимательного зрителя от незавершенных сюжетных линий. Редкий черный юмор с этой задачей тоже не справляется.
Свою миссию авторы «Эха» скорее видели в том, чтобы привнести разнообразие и инклюзивность в киновселенную Marvel, создание образцового сериала-блокбастера в их планы явно не входило. Зато благодаря стараниям продюсеров и шоураннеров актриса Алаква Кокс стала первой коренной американкой, сыгравшей главную роль в проекте Marvel. Важное достижение сериала — представление культуры коренных американцев без стереотипов. В недавних «Убийцах цветочной луны» Мартина Скорсезе традиции осейджей в основном служили украшением фильма. В «Эхе» культура народа чокто, проживающего в Тамахе, штат Оклахома, пронизывает все повествование. Сказания о бесстрашных девушках-воинах и магии птиц тонко переплетаются с семейными преданиями. Майю с детства преследуют видения о женщинах индейского племени, а настоящую суперсилу она обретает, когда надевает традиционный костюм чокто и возвращается к корням. Чтобы изобразить обычаи чокто аутентичными, режиссер Сидни Фриланд тесно сотрудничала с представителями народа.
Мини-сериал «Эхо» не вписывается в каноны мультивселенной Marvel. Проект предлагает альтернативный взгляд на супергероику: меньше громких подвигов, больше личной драмы. Камерная история о женщине, исследующей свою идентичность, развивается без привычного межгалактического размаха. И все же «Эхо» цепляет социальной направленностью и смелыми решениями. Возможно, это не самая удачная попытка переосмыслить комиксы, но точно запоминающаяся.