«Расскажи, Снегурочка»: как на самом деле устроена работа внучки Деда Мороза
Лада Машарова
Актриса Московского театра юного зрителя, театральный режиссер, в 1990–2020-е годы подрабатывала Снегурочкой
— Мне всегда нравилось приносить и детям, и взрослым радость. И я, работая Снегурочкой, могла это делать. Можно сказать, я профессионально ей была каждый год в течение 30 лет.
Работа в роли Снегурочки обычно начинается в 20-х числах декабря и продолжается до 10 января, когда дети снова идут в школу. Как Снегурочка я и ездила на Рублевку, и выступала около супермаркетов. Мой рекорд — 39 «елок» за один новогодний сезон. Иногда приходилось выступать с температурой 39°, так как заменить меня было некому.
Зарабатывать в 1990-е удавалось достаточно много по тем временам. Я могла получить около $2000 за один новогодний сезон. Тогда это были невероятные деньги. Актеры в театрах мало зарабатывали — около $20 в месяц. Мы играли не ради денег. Сколько я зарабатывала [Снегурочкой] в последние годы, сложно подсчитать. Всегда по-разному. К тому же обычно я получу гонорар — потрачу его на подарки родным и близким. Я и бесплатно выступала. Иногда платили едой. Один раз мне заплатили куклой Барби.
Когда я ездила по домам к ребятам, всегда старалась найти подход к каждому ребенку, много импровизировала. Помню, нас с Дедом Морозом пригласили к четырехлетнему мальчику, а у него недавно родилась сестренка. Он ее ужасно ревновал к маме: воровал еду сестры, ложился на нее, пытаясь занять ее место. Его мама попросила нас поговорить с ним о его поведении. Этот мальчик, когда мы уже собирались уходить, подбежал к нам и сказал, что он будет себя хорошо вести.
Бывали и конфузные ситуации. Нас пригласили поздравить одного ребенка, а в гости приехала семья с мальчиком того же возраста. Для второго ребенка подарка не было. К счастью, я нашла у себя плюшевого зайца, подарила его тому мальчику и сказала: «Зайка передал нам, чтó ты просил у Деда Мороза, но подарок такой тяжелый, мы не смогли тебе его сейчас принести. Ночью, когда дедушка будет обходить все дома, он тебе обязательно все оставит под елкой».
У меня даже было такое, что дети не хотели меня отпускать. Тогда я им обещала позвонить. И правда звонила! Один раз девочка попросила Деда Мороза уйти, а меня взяла за руку и повела за собой. Дед Мороз тогда сказал: «А как же я попаду домой в сказочный лес?» Девочка, ей было около четырех лет, встала на стульчик рядом с окном и сказала: «Смотри, дедушка, выходишь из нашего подъезда, идешь туда-то». Все упали от смеха.
Бывало и такое, что я переходила от одного Деда Мороза к другому. Просто пересаживалась из одной машины в другую. Меня называли «гулящей Снегурочкой».
С одними Дедами Морозами было приятно работать, с другими не очень. Помню, меня попросили выступить на празднике с Дедом Морозом, который только посохом стучал, бороду разглаживал и практически ничего не говорил. Когда нужно было делить гонорар поровну, мне даже было неловко, так как все делала я. Но были у меня и три любимых Деда, работать с которыми — огромное удовольствие. Мы с ними вместе одинаково усердно трудились и старались развлекать детей.
Работа Снегурочкой не для каждого. Важно уметь импровизировать, находить подход к разным детям, обладать внутренним и внешним обаянием, энергией. Нужно выглядеть как Снегурочка, как девочка. Мне рассказывали, что на одной елке женщина, игравшая Снегурочку, спросила: «Дети, кто я?» Ей ответили: «Баба-Яга!»
Я думаю, что Снегурочку можно сравнить с балериной. Когда балерина оттачивает прыжок и мастерство, ей важно не потерять энергию. Те, кому удается это сделать, становятся великими. Здесь то же самое.
Ульяна Берендеева
Снегурочка, Кострома
— Кострома — это родина Снегурочки (так принято считать, поскольку писатель Александр Островский написал пьесу «Снегурочка» в своей костромской усадьбе. — Forbes Woman). Однажды я смотрела телевизор, и на региональном канале объявили, что в Терем Снегурочки набирают актеров. Я пошла на кастинг. Отбор проходил в три этапа, было более 100 претендентов на разные роли. Изначально я не собиралась претендовать на роль Снегурочки. У меня театральное образование, я педагог театральных дисциплин. Думала, примут на какую-то другую роль сказочного персонажа. Но директор Терема сказал, что я подхожу на роль Снегурочки, хотя внешне я была не похожа на стереотипную внучку Деда Мороза. Когда я спросила у него, почему он выбрал именно меня, он сказал: «Почувствовал, что мне с вами будет комфортно работать. К тому же у вас приятная энергетика». Действительно, Снегурочка должна излучать тепло.
Когда меня утвердили на роль, то в моей трудовой книжке написали: «работает Снегурочкой». Один раз 31 декабря, когда мы с Дедом Морозом объезжали детей, чтобы поздравить их дома, нас остановили сотрудники ГАИ. Нас повели в будку к полицейским, стали спрашивать, где и кем мы работаем. Я говорю: «В Тереме Снегурочки — Снегурочкой». Мы посмеялись, и нас отпустили.
Когда я работала в Тереме, к нам приезжали гости из разных городов и стран. Я их встречала, показывала Терем, рассказывала, как устроена жизнь Снегурочки, где и как я отвечала на электронные письма ребят, что я современная Снегурочка, показывала поделки ребят, которые они присылали. И так с 10 утра и до 18:00 вечера.
Приходила в Терем к 9:30, пила кофе с коллегами, надевала на себя костюм, кокошник и шла встречать гостей. Так я проработала шесть лет. В новогодние праздники, конечно, было гостей намного больше, чем в обычные дни. В ночь с 31 декабря на 1 января я приезжала домой только в четыре-пять часов утра, спала три часа. А уже 1 января в 8:00 надо было находиться в Тереме, чтобы встречать гостей.
За 10 первых январских дней мне удавалось заработать до 100 000 рублей. Когда выезжали на дом к детям, за час я получала 2500 рублей. В остальные месяцы, работая Снегурочкой, получала среднюю зарплату по Костромской области. Но для меня гораздо важнее другое — люблю дарить детям сказку. Каждому ребенку важно верить в чудеса.
Главная трудность в работе Снегурочкой — сохранить голос. Порой из-за того, что нужно много говорить, голос садился к концу дня, болели связки. Эмоционально это тоже бывало тяжело. В Тереме с утра до вечера нужно улыбаться гостям, что бы ни происходило. Однажды я даже разревелась, пошла к администратору Терема и попросила небольшой перерыв, я уже не могла всем постоянно улыбаться.
Для меня важно, чтобы Дед Мороз и Снегурочка работали в тандеме, дополняли друг друга. Например, в паре, в которой я работала, Снегурочка была заводной, а Дед Мороз степенный. Он замедлял ход, говорил какие-то мудрые слова, а я заряжала энергией. Плохо, когда один работает больше другого. У меня такого практически никогда не было. Когда приходилось работать с непрофессиональными Дедами Морозами, я говорила, что дедушка устал, ему нужно посидеть, так как он старенький, и развлекала ребят конкурсами. Спасало то, что Дед Мороз по образу может устать.
Я рада, что мне посчастливилось поработать в Тереме Снегурочки.
Альфия Самигулина
Снегурочка, Севастополь
— Мое первое мое место работы — педагог в Центре развития творчества детей и юношества в Ялте. В канун Нового 2020 года нам сказали, что нет Снегурочки и нужно кого-то срочно найти. Я никогда не участвовала в организации праздников, но решила попробовать. Тогда основным ведущим был Дед Мороз, так как у меня совсем не было опыта.
Потом я переехала из Ялты в Севастополь и продолжила работать уже в коммерческой фирме в сфере организации детских праздников аниматором. Потом началась моя, можно сказать, профессиональная карьера Снегурочки.
Зарабатывать получается всегда по-разному. Но больше, чем аниматором. За утренники ценник хороший — 1000 рублей в час. В день бывает по пять утренников. Поздравления по 15–30 минут стоят 700–800 рублей. Рабочий день начинается в 7:30 утра и заканчивается примерно в два часа ночи. Иногда бывают перерывы в графике. Например, мы можем провести два утренника в детском саду, поздравить кого-то в обед и вечером. На корпоративах у взрослых тоже работаем, когда какая-нибудь фирма отмечает Новый год в ресторане. В целом за сезон получается зарабатывать от 70 000 до 100 000 рублей.
Так как заказов очень много, мы с Дедом Морозом стараемся работать одинаково. Иначе мы быстро устанем. Сначала выходит Снегурочка, разговаривает с детьми, проводит игру, а потом мы все вместе зовем дедушку. После этого мы с Дедом Морозом дарим подарки, проводим конкурсы: один конкурс от него, другой — от меня. Мне кажется, Деда Мороза дети ждут намного больше, чем Снегурочку, так как именно он дарит подарки. У нас никогда нет конкретного сценария, мы смотрим, какие перед нами дети, много импровизируем. Если дети помладше, предлагаем более подвижные игры, ребятам постарше — интеллектуальные.
Мне нравится образ Снегурочки. Когда я работала в Ялте, у нас были простенькие костюмы, а теперь нам выдали шикарные наряды. Я очень люблю видеть улыбки и счастливые глаза детей. Ты еще не успела ничего сказать, но ребята просто тебя видят — и уже счастливы.
Анжелика Бондарь
Снегурочка, Москва
— Я стала Снегурочкой год назад, до этого подрабатывала детским аниматором-ситтером, пока мой приятель не предложил встать с ним в пару. У него актерское образование, он подрабатывает Дедом Морозом уже три года. Я же филолог, но не боюсь пробовать что-то новое. Быстро втянулась, у нас вышел отличный тандем.
В основном распорядок такой: мы встречаемся с Дедом Морозом уже на месте. Если это не домашний заказ, нам выделяют помещение. Там мы готовимся к выступлению: грим, костюмы, небольшой прогон танцев и фокусов — и в бой! Когда заказ на домашний адрес, мы готовимся прямо в подъезде. Это, конечно, не очень удобно, но мы же волшебники во всех смыслах, на все уходит где-то 10 минут.
Мы размещали заказы на сайте «Авито» и в группе во «ВКонтакте». Агентства забирают 50% выручки, зато через них заказов поступает больше. Поэтому в основном мы сейчас пользуемся услугами посредников.
Оплата почасовая, тарифы разные. Чем ближе к Новому году, тем дороже. Естественно, больше всего заказов выпадает именно на 31 декабря. До этого в основном утренники и школьные «елки», работа в ТЦ. А 31-го числа работа начинается в 9:00 и продолжается до двух ночи. Перерыва между заказами хватает, выдыхаешь, пока едешь от точки до точки. Все время на ногах, но оно того стоит!
Стоимость выступления — в среднем 5000 рублей за час на двоих. Мы могли переработать лишние 20 минут, но это никак не отражалось на сумме. Плата за заказы, полученные через агентство, могла достигать 15 000–20 000 рублей, наши собственные заказы дешевле — максимум 10 000 рублей. Некоторые заказчики могут дать чаевые.
В нашей паре Деда Мороза и Снегурочки все гармонично — нельзя сказать, что кто-то выполнял больше или меньше работы. Начинаю выступление я, подготавливаю детей к приходу Мороза, так как некоторые дети могут испугаться большого дедушку. Мы танцуем и поем, потом заходит Дед Мороз. Конкурсы в нашей паре придумывал Дед, но реализуем мы их вместе. Можно сказать, что Снегурочке отведена более активная часть программы, так как костюм дедушки более объемный. К тому же Дед Мороз старый по сюжету, не может он так порхать, как Снегурочка.
С трудностями мы почти не сталкиваемся, нам везет. Попадались очень хорошие организаторы и клиенты, никаких прецедентов не возникало. Вопреки стереотипам, мы не пьем алкоголь в рабочее время (хотя пару раз все-таки предлагали, особенно Дедушке), так как мы все-таки работаем с детьми и должны быть сконцентрированны и собранны.