«Голубоглазый самурай»: японская анимация о женщине, которая притворяется воином
Анимационный сериал «Голубоглазый самурай» две недели продержался в международной десятке самых популярных проектов от Netflix, собрав около 4,8 млн просмотров, что, по утверждению платформы, сделало его одним из самых популярных шоу за последнее время. Несмотря на то что проверить слова стриминга, который любит манипулировать данными себе во благо, никак нельзя, популярность сериала вполне заслужена. «Голубоглазый самурай» — одно из тех шоу, которое хочется проглотить целиком. Причины: уникальность героев, качественная анимация в экзотической обстановке Японии XVII века и изобретательные схватки, которым бы позавидовали корейские боевики.
Япония эпохи Эдо полностью закрылась от внешнего мира и выгнала из страны всех белых людей, активно прибиравших к рукам местные богатства. Результатом присутствия белых стали в том числе дети-полукровки, считавшиеся хуже самого грязного животного. Браки между японцами и иностранцами с Запада были строго запрещены. Плодом такого нежелательного союза стала Мизу (Майя Эрскин). С раннего детства она была вынуждена скрывать свою настоящую личность, прикидываясь мальчиком. Лишенная матери, она прибилась учеником к легендарному слепому кузнецу Эйджи, который научил ее своему мастерству. У Мизу нет увлечений или мечты. Она жаждет мести, поэтому отправляется в путешествие в поисках четырех белых мужчин, которые были в Японии в момент ее рождения, чтобы их убить. Выдают ее только яркие голубые глаза.
Создатели сериала — семейная пара: опытный сценарист Майкл Грин («Логан» и «Бегущий по лезвию 2049») и его жена Эмбер Ноизуми. И хотя «Голубоглазый самурай» визуально похож на аниме, это стилизация, так как производство у него вполне себе западное. Вместе с двумя американскими шоураннерами над сериалом работала канадская анимационная студия Blue Spirit, а все герои говорят на английском языке. Так что несмотря на большое внимание к японским традициям и глубокий поклон в сторону японских мастеров типа Акиры Куросавы, «Голубоглазого самурая» невозможно определить в какую-то конкретную категорию. Это особенное шоу, как и его героиня. Более того, сериал максимально реалистичен и, как и другой знаменитый проект Netflix «Конь БоДжек», предназначен исключительно для взрослой аудитории, которая должна быть готова к графическому насилию, откровенным сексуальным сценам и в целом к довольно жестокому миру, в котором жили люди XVII века.
«Голубоглазый самурай» идет по давно проторенной дорожке: одинокий воин ищет мести, постепенно полностью сжигающей его душу и всех тех, кому не посчастливилось оказаться на его пути. В первой же серии для Мизу находится полный энтузиазма ученик — с рождения лишенный кистей рук оптимистичный Ринго (Маси Ока). В первой же серии героиня сможет показать, на что способна, кучке самоуверенных воинов. Даже факт того, что ее учитель — слепой кузнец, создающий уникальные самурайские мечи, вызывает улыбку из-за свой стереотипности. Шоураннеры создают беспроигрышный образ, доказавший свою работоспособность в сотне фильмов, — одинокого, но при этом практически непобедимого воина, который способен перехитрить абсолютно всех. Единственное отличие «Голубоглазого самурая» от других подобных фильмов состоит в том, что его главный герой — женщина.
Западный кинематограф все последние годы пытается преодолеть гендерный дисбаланс несколько топорными способами. Например, вводит квоты на присутствие женщин как перед камерой, так и за ней. Более того, сейчас мы находимся на той стадии проявления феминизма в кино, когда сценаристы и режиссеры повторяют с героинями-женщинами все то, что делали с героями-мужчинами. Отсюда — боевики, триллеры и комедии с женским актерским составом, в которых нет ничего нового, кроме гендера главных персонажей.
У «Голубоглазого самурая» получается продвинуть повестку, но при этом заставить ее работать на себя — и без скучного морализаторства. В этом Netflix гораздо мастеровитее других стримингов. Например, по одному только сериалу «Сексуальное просвещение» можно было бы смело составить пособие по инклюзии и репрезентации. А в «Голубоглазом самурае» хоть озвучка и происходит на английском языке, актеры подобраны с большим вниманием. Например, полуяпонку Мизуми озвучивает актриса Майя Эрскин американо-японского происхождения.
Шоураннерам удается сбалансировать обилие предсказумых тропов большим вниманием к историческому периоду, в котором происходит действие сериала, специфике японской культуры, фольклора и традиций. Все это отличается от стереотипов о Японии, которые прочно впечатались в массовое сознание. Грин и Ноизуми разбавляют линейный нарратив и незамысловатую историю о мести художественными приемами в виде, например, бунраку — традиционной формы кукольного театра. Таким образом, обычный флешбэк превращается в многоуровневую метафору. Более того, к линии Мизу, избравшей для себя путь мужчины, добавляется линия принцессы Акеми (Бренда Сонг), глазами которой мы можем увидеть, как в Японии жилось женщинам. Если кратко — жилось не очень, но дьявол, как покажет нам сериал, кроется в деталях.
Также «Голубоглазый самурай», благодаря своей концепции, эффектно переворачивает все с ног на голову — теперь белые люди могут ознакомиться с тем, как себя чувствует тот, кого дискриминируют исключительно из-за его внешнего вида. Цвет глаз не может определять характер или социальный статус, но общество считает по-другому. Эта вполне очевидная мысль делает действительность еще нелепее, и главная героиня, которая именно благодаря обществу превратилась в социопата, прочувствует всю эту нелепость на себе.
Шоу уже продлили на второй сезон, и в какой-то степени успех «Голубоглазого самурая» является его недостатком. Сериал гораздо лучше бы смотрелся как законченная история. Однако желание Netflix поэксплуатировать популярность шоу заставило создателей поставить многоточие вместо убедительной точки. И здесь только остается уповать на мастерство сценаристов, которым удастся всем персонажам придумать хороший внутренний конфликт, а обстоятельствам — задать внешний.