Из хорошей девочки в Круэллу: как Эмма Стоун вернула моду на эксцентричных героинь
План покорения Голливуда
Решение стать актрисой пришло к 14-летней Эмили Джин Стоун прямо на уроке истории. После школы она составила стратегический план покорения Голливуда в PowerPoint: в нем значился переход на домашнее обучение, переезд в Калифорнию с мамой и посещение прослушиваний. Стоун эффектно презентовала проект родителям — например, во время выступления раздавала попкорн — и произвела столь сильное впечатление, что те полностью ее поддержали. Когда Эмме исполнилось 15, она вместе с матерью перебралась в Лос-Анджелес. Но вот другие пункты плана выполнить оказалось не так просто.
На кастингах Эмили Джин, взявшая имя Эмма, слышала отказ за отказом, а если и получала предложения, то они расходились с ее представлениями о самой себе. «Мой первый агент решил, что поскольку я натуральная блондинка, я могу играть только чирлидерш», — рассказывала Стоун. Актриса протестовала, а продюсеры заявляли, что из «этой странной 15-летней ничего не получится». Из-за несговорчивости Эмма шла к дебюту в кино целых четыре года, совмещая бесконечные кастинги со всевозможными подработками (успела даже побыть пекарем в кафе для собак, откуда ее уволили из-за жалоб посетителей на несъедобную еду для питомцев). В конце концов свою первую роль она получила после того, как перекрасилась в шатенку.
Актриса сыграла в ситкоме «Новая семья Партридж», но в эфир шоу так и не вышло. Затем мелькала в эпизодах сериалов, как «Малкольм в центре внимания» (2000), «Медиум» (2005), «Все тип-топ, или Жизнь Зака и Коди» (2005) и «Счастливчик Луи» (2006). В кино Стоун дебютировала в 2007 году, снявшись в комедии «SuperПерцы». Для роли она снова перекрасилась — на этот раз в рыжий цвет, вскоре ставший ее визитной карточкой.
Стоун полностью устраивал образ «веселой девчонки», к которому она вернулась в комедиях «Голый барабанщик» (2008), «Мальчикам это нравится» (2008) и «Призраки бывших подружек» (2009). В этих мейнстримных картинах Стоун могла быть собой: «В повседневной жизни я очень много улыбаюсь и смеюсь. Когда я снималась в «Мальчикам это нравится», я думала: «Боже мой, я могу смеяться, я могу улыбаться, и у меня не будет с этим проблем!» В итоге именно комедия — «Отличница легкого поведения» (2010) — принесла ей мировую и первую номинацию на «Золотой глобус».
Оригинальное название фильма «Easy А» отсылает к скандальному роману Натаниеля Гордона «Алая буква» о женщине из Новой Англии конца XVII века, которая родила дочь вне брака и оказалась в тюрьме за прелюбодеяние. В «Отличнице легкого поведения» действие происходит в наши дни, а жертвой общественного порицания за «распутство» становится отличница Олив, сыгранная Стоун. Школьница, оклеветанная одноклассниками, не отчаивается и с гордостью носит титул сексуально активной девушки. Эмма Стоун посчитала историю Олив достаточно прогрессивной и, не раздумывая, согласилась на первую главную роль в своей карьере. «Когда читаешь хорошо написанную комедийную роль для женщины, то чувствуешь себя так, будто нашла золото или что-то в этом роде. В киноиндустрии это такая редкая вещь», — говорила актриса о сценарии.
Авторское кино
В 2011 году Эмма Стоун начала отходить от образа беззаботной звезды комедий. В фильме «Прислуга» она сыграла прогрессивную белую девушку Скитер из Миссисипи 1960-х, которая мечтает стать журналисткой и надеется изменить мир, поэтому начинает записывать истории темнокожих домработниц, из-за расовой сегрегации не имеющих других способов реализовать себя. За эту роль, которую критики назвали «взрослой Скаут из книги «Убить пересмешника», Стоун получила номинацию на «Оскар». Но позже, в 2020 году на фоне протестов движения Black Lives Matter активисты и кинокритики раскритиковали фильм за стереотипную историю о «белом спасителе» и назвали его «пиратской версией расового примирения».
В мелодраме «Эта дурацкая любовь» (2011) Эмма Стоун перевоплотилась в запутавшуюся в своих желаниях девушку Ханну Уивер. Героиня сбегает от внутрисемейных конфликтов и токсичных отношений в головокружительный роман, но все больше отдаляется от себя. Критики уже тогда называли Стоун «одной из лучших американских актрис нового поколения» и сокрушались, что в фильме ее так так мало.
В 2014 году Эмма Стоун появилась в первом за карьеру авторском кино. Оскароносный «Бердмэн» Алехандро Гонсалеса Иньярриту представил актрису сломленной и озлобленной на весь мир девушкой, убежденной в собственной ненужности. Такой Стоун еще никто не видел. Эмма буквально слилась с несчастной Сэм, дочерью и личной помощницей великого актера Риггана Томсона, лечившейся от наркозависимости. Пока отец героини переживает творческий кризис, она вынуждена решать свои проблемы в одиночку.
Стоун признавалась, что съемки в «Бердмэне» были для нее «сплошным стрессом». Чтобы выдержать напряжение на площадке, актрисе пришлось проявить характер: «Сцену на крыше со мной и Эдвардом Нортоном мы снимали 30 раз, и Алехандро [Иньярриту] все не получал того, что хотел. Он сказал: «Может, ничего не получится». Я все повторяла: «Я не могу этого сделать. Я схожу с ума». Обычно я угождаю людям, но тут я подумала: «К черту это. Меня это больше не волнует». Я решила играть, как сумасшедшая. Я плюнула во время дубля. И тогда Алехандро сказал: «Красиво, вот оно!» Драматический триумф актрисы ознаменовала другая сцена фильма — циничный монолог Сэм про профессиональное выгорание отца, обеспечивший Стоун номинацию на «Оскар».
Роль в «Бердмэне» открыла Стоун дорогу в авторское кино. Вскоре она появилась в двух картинах Вуди Аллена: «Магии Лунного света» (2014) и «Иррациональном человеке» (2015) — в первой трогательно сыграла проницательную Софи Бейкер, то ли шарлатанку, то ли настоящего медиума, а во второй воплотила студентку Джилл Поллард, влюбившуюся в преподавателя философии (Хоакин Феникс). А в 2018 году вышла историческая драма Йоргоса Лантимоса «Фаворитка», действие которой разворачивается в начале XVIII века. Сюжет строится вокруг будней болезненной королевы Анны (Оливия Колман), за чье внимание не на жизнь, а на смерть бьются леди Сара Мальборо (Рэйчел Вайс) и ее бедная родственница Эбигейл (Эмма Стоун). Героиня Эммы Стоун шокирует тем, как из миловидной простушки превращается в изворотливую и беспринципную интриганку. За эту роль актриса получила номинацию на «Оскар». Стоун называет «Фаворитку» одним из своих любимых проектов: «Это первый фильм, во время съемок которого мне не приходилось постоянно звонить, писать, исправлять, умолять что-то поменять. Обычно я очень вовлечена в процесс, а здесь я просто ему доверилась».
Эксцентричные героини
В 2018 году состоялась премьера психологического сай-фай-сериала «Маньяк», исполнительным продюсером которого выступила Эмма Стоун. Уже на заре карьеры она заявляла о своем желании совмещать актерство с продюсированием: «Я бы хотела придумывать идеи и сотрудничать с режиссерами и сценаристами, которые мне нравятся, быть частью тех фильмов, идеи которых совпадают с моими взглядами». Актриса прямо во время съемок вносила изменения в сценарий о страдающей депрессией Энни Ландсберг, которая участвует в испытании нового лекарства. Оно обещает исцеление от любого недуга, но побочные эффекты только усугубляют эмоциональное состояние героини. Эмма Стоун виртуозно справилась с психологически сложной ролью, раскрыв разностороннюю личность персонажа.
С такой же самоотдачей она подойдет к «Круэлле» (2021). Фильм Крэйга Гиллеспи, спродюсированный актрисой, рассказывал предысторию одной из главных антагонисток вселенной Disney. Если в фильме «101 далматинец» (1996) Круэлла в исполнении Гленн Клоуз по определению была злодейкой, то героиня Стоун оказалась противоречивой и травмированной. Эмма давно мечтала сыграть неприятного персонажа, но долго не решалась из-за желания всем угодить: «Если вы привыкли никого не огорчать, то вас легко привлечь к персонажам, которые никого не расстраивают». В фильме из скромной швеи Эстеллы она перевоплощается в безумную фешен-икону, покорившую Лондон 1970-х. «В этой трансформации было что-то освобождающее», — говорит актриса. «Круэлла» собрала $233,5 млн в мировом прокате.
В одной из самых необычных ролей за всю карьеру Эмма Стоун появилась совсем недавно, сыграв воскрешенную из мертвых Беллу Бакстер в фантасмагорической комедии Йоргоса Лантимоса «Бедные-несчастные» (2023). Картина, переосмысляющая «Франкенштейна» Мэри Шелли, получила Гран-при 80-го Венецианского кинофестиваля. Героиня Стоун эволюционирует из наивного ребенка, чей мозг ей пересадили, в убежденную феминистку. По мнению критиков, экстраординарный процесс освобождения девушки от патриархального гнета — лучшее, что есть в кино Лантимоса.
Песни и трюки
Еще в 2012 году Стоун дебютировала в супергеройском кино — сыграла возлюбленную Питера Паркера в фильме «Новый Человек-паук». Несмотря на страх неудачи, она вернулась в этой роли в 2014 году в продолжении «Новый Человек-паук: Высокое напряжение». А когда в то время в прокат выходили картины Вуди Аллена с участием актрисы, сама она пела и танцевала в бродвейском мюзикле «Кабаре». По словам Стоун, он «вымотал ей все нервы» — она с детства страдает от проблем с голосовыми связками, из-за чего ее голос приобрел не только фирменную хрипоту, но и свойство пропадать на весь день, а брать высокие ноты может быть просто больно.
Исключением не стал «Ла-Ла Ленд» (2016) Дэмьена Шазелла, сыграть в котором Эмма согласилась не сразу — не была уверена, что после «Кабаре» «когда-нибудь снова сможет петь или танцевать». Однако на встрече с режиссером настолько прониклась печальной историей девушки, пытающейся найти баланс между мечтой и любовью, что уже спустя год вместе с Райаном Гослингом исполняла песни и порхала в фильме, который в итоге принес ей «Оскар» за главную женскую роль.
В следующем году вышел байопик «Битва полов», рассказывающий о легендарном теннисном матче 1973 года между Билли Джин Кинг и Бобби Риггсоном. Ожесточенный поединок доказал, что женщины имеют полное право участвовать в спортивных соревнованиях наравне с мужчинами. Чтобы убедительно смотреться на корте, Стоун усердно тренировалась в том числе и с самой Билли Джин Кинг.
Панические атаки и благотворительность
Со стереотипами о женщинах Эмма Стоун сталкивается не только на экране, но и в жизни. Например, постоянно получает публичную критику своей внешности. «Я видела много комментариев под своими фотографиями, в которых говорилось: «Съешь бутерброд» или «Она выглядит больной». Я смотрю на себя в зеркало и злюсь на себя. Я не больна, я ем бутерброды. Я пытаюсь разобраться в своем теле. Меня это беспокоит, потому что я беспокоюсь о ментальном здоровье молодых женщин. Занимаясь осуждением и травлей, мы просто позорим друг друга и позорим себя, и это отстой», — говорит актриса.
В 2012 году вместе с актрисой Оливией Уайльд Стоун выступила на ежегодном благотворительном забеге в Нью-Йорке Revlon Run/Walk для женщин, цель которого — собрать деньги на исследования и лечение рака и информационно-просветительские программы. Помогать онкобольным Эмму побудил диагноз ее матери. С 2013 года актриса является амбассадором Gilda's Club — общественной организации, которая оказывает психологическую и социальную поддержку больным раком и их близким. Стоун также проводит благотворительные акции для некоммерческой организации Child Mind Institute, чья деятельность направлена на адаптацию детей с ментальными расстройствами и нарушениями обучаемости.
Несмотря на успех и статус одной из самых высокооплачиваемых актрис Голливуда, Стоун ведет закрытый образ жизни. Она признается, что много лет боролась с тревожностью: «С восьми лет я страдаю паническими атаками. Я два года посещала психотерапевта, который помог мне составить четкое представление о себе и справиться с этим состоянием. Я все еще бываю строга к себе и слишком много волнуюсь».