К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Ничего особенного»: почему женщинам сложно говорить об успехах и как это изменить

Фото Unsplash
Фото Unsplash
Даже успешным женщинам бывает сложно презентовать себя, свои проекты и достижения. Виной тому гендерные стереотипы и особенности культуры. Тренер по публичным выступлениям Седа Каспарова рассуждает о том, как научиться говорить о себе и почему это важно

Навыки самопрезентации нужны, чтобы становиться заметнее для клиентов и работодателей и добиваться более высокой платы за свою работу: привлекать инвесторов, заключать удачные сделки и поддерживать профессиональную репутацию. Если не заявить о себе, для окружающих можно остаться просто «одной из». Но очень часто женщины не умеют говорить о своих достижениях.

Неуверенность в себе

Пример из практики: женщина в свои 32 года выкупила завод по производству железобетонных изделий, который обанкротился и находился в весьма плачевном состоянии, за три года подняла его и построила преуспевающую компанию. Когда мы встретились, она рассказывала об этом как о чем-то обыденном — как будто она выпила чаю или сходила в магазин. Такая проблема есть у многих успешных женщин.

Скромность в нас воспитывается с детства, зачастую нашими же сверстницами. Если в компании мальчиков присутствие одного-двух лидеров — совершенно нормальное явление, то отношения в компании девочек, как показывают исследования, чаще строятся на равенстве. Мальчики привыкают показывать свои достоинства и открыто заявлять о них, ведь другие члены группы никогда не порицают за это, наоборот, поддерживают и уважают, если достоинства действительны. Что касается девочек, здесь работает привычка быть скромной, которой годами их учат старшие.

 

Из-за подобных установок происходит подмена понятий. Нам кажется, что говорить о своих достижениях, проводить самопрезентацию — значит хвастаться. Кроме того, мы часто занижаем свои заслуги — бессознательно или боясь выставить в невыгодном свете своих коллег. И это тоже идет из детства, с возрастом распространяясь на все сферы жизни.

Это осложняется тем, что, вырастая и превращаясь в женщину, которая уже действительно чего-то добилась и через многое прошла, мы попадаем в условия, когда у нас нет времени, чтобы остановиться и осознать, «прощупать» свои достижения. Мы просто не успеваем проанализировать все то, что сделали.

 

Между тем люди оценивают нас не только по тому, что мы говорим, но и по тому, как мы говорим. Если в речи чувствуется неуверенность в себе, любые смыслы расцениваются как нечто несерьезное, недостойное внимания. Так и получается, что даже очень успешные женщины, если они с детства не привыкли «хвастаться» и выделяться, проигрывают мужчинам, которые привыкли быть лидерами и говорить о своих сильных сторонах напрямую. 

В России у этого явления свои особенности. Согласно исследованию, в котором приняли участие 11 000 респонденток из разных стран, важным драйвером уверенности женщин в России является поддержка семьи. При этом, согласно некоторым соцопросам, лишь 7,5% россиян поддерживают совмещение материнства и карьеры, 6,3% могут понять женщин, сосредоточенных исключительно на профессиональном росте. Впрочем, другие исследования показывают более позитивную картину: половина опрошенных считают, что женщине лучше добиться успеха в жизни и работе, а уже потом становиться матерью. 

Еще один фактор, влияющий на чувство уверенности российских женщин, — рутина (в хорошем смысле слова: как установленный распорядок), устойчивость и уверенность в завтрашнем дне. Насколько жизнь женщин в России является устойчивой — вопрос, но сами они таковой ее не ощущают.

 

Не слышат или не хотят слышать?

Неуверенность в себе — не единственная причина частых провалов в женской самопрезентации. Известный лингвист Дебора Таннен, много исследовавшая гендерные различия в речи, отмечает: женщинам неудобно много говорить на деловой встрече или мероприятии. Одна из причин этого — страх показаться многословными, ведь распространенный стереотип о женщинах приписывает им предрасположенность к долгим бессодержательным беседам. Пытаясь хоть как-то опровергнуть его, женщины оказываются максимально незаметными для партнеров и коллег.

Кроме этого, женщин невнимательно слушают и часто перебивают. Если собрать группу, в которой будет одинаковое количество мужчин и женщин, можно заметить, что последним дают слово куда реже. А в те редкие моменты, когда приходит их очередь говорить, найдется мужчина, который перебьет, чтобы высказать ту же самую мысль, отмечает Таннен. Из-за этого так часто встречается ситуация: принимается инициатива, исходящая именно от мужчины, а через некоторое время тем или иным образом становится известно, что она изначально исходила от женщины. 

Все на кон

Мужчины не так уверены в себе, как кажется: они тоже боятся, им тоже неловко, они тоже сомневаются в себе. Но, по моим наблюдениям, особенность женской коммуникации в том, что мы добавляем к своей неуверенности желание соответствовать каким-то стандартам, закрыть гештальты из прошлого, порадовать всех, кого мы знаем, не упасть в грязь лицом. Потому что цена ошибки для нас высока. 

На это еще накладывается заниженная самооценка и переживания по поводу внешности. Нам кажется, что мы как-то не так выглядим, не то говорим. Мы бесчисленное количество раз мысленно сравним себя с другими, подумаем, как нас видит и слышит целевая аудитория. Из-за этого еще больше волнуемся, что сказывается и на голосе, и на жестах, и на интонациях. 

Женщины часто возлагают на выступления слишком много ожиданий, поэтому с эмоциональной точки зрения им тяжелее выходить на публику и говорить о себе и своих достижениях. Например, предпринимательницы в питчах нередко стараются рассказать не только о своем проекте, но и упомянуть свою общественную деятельность, материнство, другие достижения и роли. Хотя ключевых показателей бизнеса, описанных сухим языком цифр, было бы достаточно.

 

Вне стереотипов

Чтобы не смотреть на ситуацию под одним углом, нужно сказать, что не все женщины следуют описанным выше моделям поведения. Есть и те, кто сознательно борется с гендерными стереотипами, и те, кто в принципе не соответствует им. Первые в неформальной обстановке могут быть мягкими и деликатными, но при этом на работе — настойчивыми и напористыми, прямолинейными и самоуверенными. А вторые и вовсе всегда находятся в состоянии «боевой готовности». Вопрос о том, помогает ли это в работе, остается открытым, поскольку реакция окружающих на нестереотипное поведение женщины может быть разной: ее могут начать замечать, а могут счесть конфликтной, неудобной, агрессивной.

Выработка спокойной уверенности требует времени. Есть несколько моментов, проработав которые, можно существенно улучшить положение. Например, перед собеседованием или другими важными переговорами, во время которых оппоненты будут оценивать вашу компетентность, можно сделать следующее:

  1. Выпишите все то, в чем вы хороши. При этом сделайте акцент не на том, что вы делаете лучше всех, а именно на своих навыках. Признайте их как свои заслуги, осознайте, что вы объективно хороший специалист.
  2. Подумайте, что конкретно вам даст эта беседа. Деньги и команду? Отлично! Но попробуйте реально оценить ее важность. Не относитесь к этой встрече так, как будто на кон поставлено все.
  3. Порепетируйте. Представьте, о чем вы будете говорить на собеседовании. Проговорите это несколько раз, чтобы почувствовать неподдельную уверенность в своих словах и голосе. Возможно, обратитесь к консультанту, который поможет вам смоделировать полноценный диалог с оппонентом. 
  4. Поработайте с дикцией, с голосом, с жестикуляцией и положением тела в пространстве. Задумайтесь, как вы войдете в помещение, с чего вы начнете разговор, как будет звучать ваш голос, с помощью чего вы будете доносить свою уверенность до оппонента и т. п. Прокрутите это все в голове, несколько раз отрепетируйте вслух, чтобы в даже в сложные моменты владеть голосом, контролировать интонацию и жесты.
  5. Невозможно совсем не волноваться. Однако можно поработать со своими мыслями: стремиться понравится в первую очередь самой себе. Ставьте перед собой не только крупные цели, но и выполнимые задачи вроде «сделать интересное для себя выступление», «отточить навыки самопрезентации», «выбить для себя условия получше». Сфокусируйте внимание на них, чтобы отодвинуть на второй план те моменты, которые от вас не зависят. Так вы как минимум получите от выступления удовольствие.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+