«Сожженные девочки»: экранизация английского бестселлера про женщину-священника
В тексте могут содержаться спойлеры
Женщина-викарий (в англиканской церкви это младший приходской священник) Джек Брукс (Саманта Мортон из «Особого мнения») вместе с дочерью-подростком Фло (Руби Стоукс из «Бриджертонов») переезжает в тихое английское предместье. Ей предстоит занять место своего предшественника, который свел счеты с жизнью прямо в стенах церкви. Сельчане сразу сообщают Джек, что смерть священника как-то связана с тайнами этих мест. Например, 500 лет назад здесь сожгли двух маленьких девочек, которых заподозрили в ведовстве, а 30 лет назад загадочно пропали две школьницы. Расследование ни к чему не привело, но местные уверены, что девочек убили, а их призраки иногда навещают бывших односельчан.
Джек, которая между предрассудками и заповедями выбирает второе, не верит местному фольклору и решает собственными силами разобраться с загадочной пропажей девочек. Тем более что к дому Джек неизвестный подкинул набор для экзорцизма.
«Сожженные девочки» — это экранизация одноименного бестселлера английской писательницы Си Джей Тюдор. За адаптацию романа взялись шведские сценаристы Ханс Русенфельдт и Камилла Альгрен, до этого поработавшие над хитовым «Мостом», и их фирменный почерк заметен в «Сожженных девочках».
У фильма все хорошо и с визуальными решениями: с «покосившимися» ракурсами, с теснотой кадра, стягивающегося по краям, как веревка (или как священническая колоратка) на шее. Забегая вперед, скажем, что от своего воротника священника Джек все же избавится, потому что поймет, что пришло время определиться: верить либо библейским догмам, либо криминальным сводкам, — но тогда и крестик придется снять.
Впрочем, сериал Paramount+, кажется, засматривается и на своих соседей по другую сторону Атлантики, что-то заимствуя из «Третьего дня» (2020) с Джудом Лоу, а в чем-то равняясь на «Мейр из Исттауна» (2021) с Кейт Уинслет. В «Третьем дне» герой Лоу случайно оказывался на таинственном острове Оси, дорога к которому появлялась только во время отлива. В остальное же время она скрывалась под толщей воды, отказывая жителям острова в праве на побег. В Оси герой, поселившийся в крошечной гостинице, постепенно погружался в жизнь местных — последователей загадочного культа, которые были не до конца людьми. Эта загадочность маленькой деревушки, хранящей множество секретов, передалась и «Сожженным девочкам».
В «Мейр из Исттауна» события разворачивались в пригороде Филадельфии — мегаполиса, чье название переводится как «братская любовь». Но жителям Исттауна до этого христианского завета было далеко, и сильнее всего они возлюбили не ближнего своего, а насилие. С его помощью они воспитывали своих детей и строили семьи, а еще удерживали в шкафах многочисленные скелеты. Сериал не стеснялся усиливать внутреннее напряжение, обращаясь то к стилю южной готики, то к восточному мистицизму, хотя при этом четко придерживался выбранной детективной траектории.
В «Сожженных девочках» такой верности жанру нет. Здесь и макабрическая загадочность (на стенах домов то и дело проступают кресты и таинственные пиктограммы, а в глазах местных резвятся черти), и чисто английский детектив с примесью викторианского романа, и скандинавский хоррор, который часто напоминает, что главное месторождение зла — сердце человека. Но эта жанровая мешанина скорее вредит истории про женщину-викария, которая под надзором Бога решает разобраться с мирскими кошмарами. Тем обидней, что сериал, у которого было столько шансов состояться, досадно упустил почти все из них.
Сейчас, когда ежедневно появляются сообщения о случаях сексуализированного насилия, хочется увидеть внятную историю про то, какие изъяны общества приводят к тому, что зло чаще всего срывается именно на женщинах. «Сожженные девочки» останавливаются где-то в шаге от прозрения, будто испугавшись того пламени, которое разгорится, если осмелиться поразмышлять вслух о том, что в числе отъявленных безбожников часто оказываются те, кто громче всех рассуждает о высокой морали. Но в итоге «Сожженные девочки» — всего лишь неплохой атмосферный проект, напоминающий дежурную воскресную проповедь, аккуратную и назидательную, но не более того.
Похвалить сериал можно за актерскую работу Саманты Нортон, которой под силу любая роль — хоть русалки из клипа U2 на песню Electrical Storm, хоть провидицы из «Особого мнения» Стивена Спилберга, хоть женщины-викария, начинающей свое расследование с божьей помощью, но постепенно осознающей, что молитва — это, конечно, хорошо, но, когда тебе угрожает непосредственная опасность, лом действует эффективней.