К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Смотреть миру в лицо: кем была первая женщина-фотожурналист в Японии

Сасамото Цунэко (Фото Kyodo / Reuters)
Сасамото Цунэко (Фото Kyodo / Reuters)
Сасамото Цунэко могла быть просто первой женщиной-фотожурналистом Японии. Но снимать она начала в 1940 году, а значит, оказалась свидетельницей мрачного периода в истории страны. В возрасте 46 лет она была вынуждена закончить карьеру — но смогла переизобрести саму себя и триумфально вернуться

Женщина-фотограф

Сасамото Цунэко родилась в Токио в 1914 году, в год начала Первой мировой войны. В школьные годы она мечтала стать художницей, однако отец Цунэко не поддерживал эту идею, считая, что женщина не сможет заработать на жизнь, занимаясь искусством. После окончания школы Сасамото обучалась в техническом колледже на факультете домоводства, но бросила его и втайне от отца поступила в художественный институт. 

Первую работу Цунэко получила в местной газете «Майнити Симбун», когда знакомый из отдела новостей предложил ей сделать для газеты иллюстрацию. Правда, в результате в газету поместили работу другого, более опытного художника — на этом сотрудничество с газетой для Сасамото закончилось. Зато тот же знакомый рассказал ей, что Кеничи Хаяси, глава Японской фотобиблиотеки, ищет «фотоагента» — человека, который будет выполнять задания библиотеки за границей. Сасамото решила посетить офис Хаяси, чтобы больше узнать об этой работе.

Сасамото Цунэко, Токио, 1940 (Фото Tsuneko Sasamoto and Japan professional Photographers Society)

При встрече Хаяси рассказал ей о Маргарет Бурк-Уайт, американской фотожурналистке, — она снимала для журнала Life и стала первой женщиной, которой разрешили работать в горячих точках. Хаяси спросил у Цунэко, хочет ли она стать первой женщиной-фотожурналисткой в Японии — и Сасамото сразу же согласилась, несмотря на отсутствие опыта. «Когда я была молода, мне часто говорили: «Ты просто женщина, как ты вообще могла думать о том, чтобы стать фотографом?» Но когда я увидела фотографию Маргарет Бурк-Уайт, я знала, что однажды смогу быть похожей на нее», — вспоминала Цунэко. 

 

Однако в горячие точки Сасамото Цунэко не пускали. Вместо этого она должна была снимать протокольные мероприятия и делать патриотические фото. Например, одна из ее работ посвящена коллективным сельскохозяйственным работам летом 1940 года.

Женщины в японском обществе были обязаны носить юбки и туфли, и это дополнительно осложняло рабочий процесс, поскольку некоторые ракурсы требовали подъема на стремянку, а на каблуках сделать это было непросто. Сасамото также признавалась, что чувствовала себя изолированно в сообществе коллег-фотографов, и замечала, что они не воспринимали ее работы всерьез.

 

Примерно через год после начала работы фото Цунэко поместили на обложку журнала «Фудзин Курон» («Женский обзор»), сопроводив подписью: «Она завоевала известность в качестве сотрудника фотоотдела Информбюро Кабинета министров». Так о ее работе узнали отец и брат — и Сасамото под их давлением была вынуждена уволиться. В тот момент ее «сердце было разбито». В 1946 году Цунэко снова начала фотографировать, устроившись в местную газету в городе Чиба, и уже через год вернулась в Токио. Там она в основном работала фрилансером, поскольку крупные издания неохотно нанимали женщин.

В те годы Сасамото, по ее словам, часто сталкивалась с дискриминационными комментариями со стороны чиновников. Приходилось быть смелой. Например, в 1947 году, получив задание сфотографировать генерала армии США Дугласа Макартура и сделав неидеальный, на ее взгляд, снимок, Сасамото попросила его попозировать еще. Это происходило в годы, когда Япония была оккупирована Штатами после поражения во Второй мировой войне, и фотографам запрещалось разговаривать с американскими военачальниками.  

Между властью и протестующими

К тому моменту, когда Сасамото Цунэко начала карьеру фотографа, Япония уже несколько лет вела полномасштабные боевые действия против Китая, желая свергнуть китайское правительство и установить на территории страны прояпонские марионеточные режимы. Например, в 1937 году произошла Нанкинская резня, когда японские военнослужащие совершили массовые убийства и изнасилования гражданского населения китайского города Нанкина. А в декабре 1941 года Япония официально вступила во Вторую мировую войну, совершив нападение на военно-морскую базу США Перл-Харбор на Гавайях.

 

Сасамото Цунэко, не допущенная к съемкам на передовой, все равно стала автором ряда значимых с исторической точки зрения фоторабот. Среди них — прибытие делегации Гитлерюгенда в Японию и портреты Хиранумы Киитиро, занимавшего пост старшего советника при императоре Хирохито в годы войны. Цунэко также удалось запечатлеть мероприятие, организованное женой японского военачальника Хидэки Тодзе — одного из руководителей страны во время Второй мировой. Мероприятие было посвящено празднованию Тройственного пакта между Японией, Германией и Италией. 

Сасамото Цунэко (Фото DR)

В творчестве Цунэко, кроме милитаристских сюжетов, нашли отражение проблемы послевоенного японского общества. Например, в 1960 году она запечатлела жен бастующих профсоюзных работников, которые вместе со своими мужьями в течение года протестовали против массовых увольнений на угольной шахте Миике. Увольнения были связаны с падением спроса на уголь и на ручной труд в связи с растущей механизацией производства и развитием нефтеперерабатывающей промышленности в ущерб угольной. Под сокращение попали почти 1500 рабочих Миике. Шахтеры вместе с женами вышли на акции протеста, но ничего не добились.

Сасамото Цунэко также задокументировала протесты Анпо — массовые акции против размещения американских военных баз на территории Японии, которые шли с 1959-го по 1960 год. Протестующие хотели помешать ратификации Договора о безопасности между США и Японией, а также боролись за отставку японского премьера Нобусукэ Киси. Выступая за сохранение военных сил США в стране и не желая дать оппозиции возможность помешать этому, Киси вызвал в здание парламента несколько сотен полицейских, чтобы те выгнали оппозиционно настроенных депутатов. Общественное давление на Киси усилилось после того, как во время протестов погибла студентка Токийского университета Мичико Канба — она была в толпе, которая ворвалась в здание японского парламента. Протестующих избили полицейские, Канба была убита. Протесты Анпо завершились отменой запланированного визита президента США Эйзенхауэра и отставкой премьера Киси, однако американо-японский договор все равно вступил в силу. После протестов Анпо многие журналы были закрыты, и Сасамото Цунэко осталась без работы. 

Жизнь с нуля

Сасамото Цунэко было 46 лет, когда она была вынуждена оставить фотожурналистику и переизобрести собственную карьеру. В 1962 году она открыла ателье и три года проработала в нем консультантом по моде. Научилась делать корсажи. Освоила профессию флориста.

Только в 1985 году в возрасте 71 года Цунэко открыла фотовыставку, посвященную 100 известным людям эпохи правления японского императора Хирохито. Среди представленных портретов были изображения писателей, журналистов, актрис, а также лидера Социалистической партии Японии Инэдзиро Асанумы. Последний прославился своей критикой правящей партии и был убит во время политических дебатов в Токио. Сасамото Цунэко сфотографировала Асануму за день до его гибели.

 

После выставки Цунэко вновь взяла в руки камеру. Она задумала проект о женщинах эпохи Мэйдзи, длившейся с 1868-го по 1912 год. В числе 45 женщин, которых запечатлела Цунэко, были писательницы, художницы, актрисы. Эта серия фотографий стала самым известным проектом Цунэко. Его идею она объясняла желанием показать миру достижения женщин, которым в японском патриархальном обществе не придавали должного значения.

Одна из фоторабот Цунэко Сасамото (Фото DR)

«Не только мужчины, но и женщины были способны добиться больших результатов. До войны женщины не имели права голоса, и только мужчины были у власти. Я хотела бы, чтобы мир узнал о достижениях женщин, рожденных в довоенную эпоху Мэйдзи, которые продолжали неустанно работать. Я чувствовала, что моя миссия состояла в том, чтобы передать эту информацию следующему поколению», — комментировала свою задумку Цунэко.

До 96 лет Сасамото Цунэко скрывала свой возраст, потому что не хотела столкнуться со стереотипными суждениями. «Не говорить о возрасте — значит, быть активным вечно», — считала она и оставалась в профессии даже после того, как сломала руку и бедро при падении в 2014 году, в возрасте 100 лет. Во время реабилитации она училась снимать на цифровую камеру, чтобы не отставать от молодых коллег.

В 2016 году Сасамото Цунэко стала лауреатом премии Lucie, своего рода «Оскар» в фотоиндустрии. Умерла фотограф в августе 2022 года, всего две недели не дожив до 108-летия.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+