«Фрау» Любови Мульменко: сказка о рыцаре и балерине из российской глубинки
Иван (Вадик Королев из группы OQJAV) — странноватый парень из Перми, который работает в магазине товаров для рыбалки. В детстве он прочитал «Легенду об Уленшпигеле» и решил стать рыцарем. Повзрослев, от мечты он не отказался, всех девушек он называет «фрау» и посвящает свою жизнь служению им. Правда, фрау его не особо жалуют. Но однажды происходит чудо: Вадик встречает Кристину (Лиза Янковская), балерину из местного театра, которая отвечает ему взаимностью.
У фильма отличный актерский состав. Из Вадика Королева, который до этого сыграл главную роль в фильме «Человек из Подольска», получился убедительный чудак. Лиза Янковская опять играет девушку, что называется, непростую. Ее роль в фильме «Фрау» на фестивале отметили призом за главную женскую роль.
«Фрау» — новый фильм Любови Мульменко, одной из самых известных российских сценаристок. В этом качестве она работала со многими женщинами-режиссерами — Нигиной Сайфуллаевой (сценарий к «Верности»), Кирой Коваленко («Разжимая кулаки»), Натальей Мещаниновой («Комбинат «Надежда»), а потом сама начала снимать. Это ее второй режиссерский проект после вышедшего два года назад «Дуная». И если дебют был мелодрамой, то «Фрау», как говорит сама Мульменко, — сказка.
О том, что это волшебная история, говорят и постер фильма, и вступительные титры, написанные затейливым шрифтом. «Фрау» и визуально похожа на сказку: российская провинция в фильме не окрашена в 50 оттенков серого, как это часто бывает в авторском кино, операторы Артем Емельянов и Мария Фалилеева работают с яркими деталями (топорик у Ивана на поясе, проигрыватель пластинок в шкафу, гравюра с Тилем Уленшпигелем на стене, банка с соленьями на столе) и изобретательно выстраивают кадры, наполненные кукольными интерьерами. Из-за такого визуального стиля фильм Мульменко критики на фестивале сопоставляли с работами Уэса Андерсона.
Cказочная у «Фрау» не только эстетика, но и сюжет. Иван — рыцарь, который не довольствуется окружающим миром и вместо него придумал свой собственный. Кристина — девушка мечты (тут Мульменко, видимо, шлет привет Хансу Кристиану Андерсену).
«Фрау» снята по фантазийному, остроумному, ироничному и смешному сценарию (Мульменко получила за него приз на «Маяке»), и поначалу кажется, что это комедия. Источником шуток в ней становится прежде всего Иван — он рассказывает героине про виды васильков, предлагает ей усерднее питаться (так как «женщина должна быть дородной»), а одним из самых ценных подарков считает доставшийся ему по наследству пояс из собачьей шерсти.
Но декоративная эстетика придуманного Мульменко мира маскирует происходящие в нем драмы. В отношениях героев заложены конфликты, которые сначала не так заметны, но постепенно обостряются и начинают ломать этот сказочный мир изнутри. Причиной дисбаланса поначалу выглядит Фрау Кристина — она пусть и девушка-мечта, но со своими проблемами, непростыми отношениями с двумя старшими поколениями женщин (только из них и состоит ее семья), а также с женатым травматологом Григорием (Алексей Розин). Своя драма есть и у Ивана (эту тайну он бережно прячет от всех — поначалу и от зрителя — в укромном месте).
Хотя Иван, пожалуй, главный герой фильма (это его глазами мы видим драматические события), лента рассказывает о попытке выстроить отношения, в которой участвуют двое сложных людей. Уроки из этой истории могут оказаться полезными и для менее эксцентричных пар, чем та, о которой рассказано в фильме.
«Фрау» — это сказка, которой не случилось. Кино про то, что намечтать себе можно многое, но иногда фантазии расходятся с жизнью. Это не самый радостный вывод, но у Мульменко получается сделать концовку очень доброй — и это еще одно чудо, которое фильм дарит зрителю.