К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Нарушительницы: что общего у «Девушки с татуировкой дракона» и Пеппи Длинныйчулок

Кадр из фильма «Девушки с татуировкой дракона»
Кадр из фильма «Девушки с татуировкой дракона»
В издательстве «Альпина Паблишер» выходит «Тысячеликая героиня» — исследование женских образов в мировой культуре. Ее автор, гарвардский профессор, культуролог и литературовед Мария Татар доказывает, что женщины — не только матери, супруги или богини- покровительницы героев. Forbes Woman публикует отрывок о героинях-трикстерах, которые бросают вызов социальным нормам

В фильме Финчера [«Девушка с татуировкой дракона»] шеф Лисбет, Драган Арманский, говорит клиенту: «Она необычная». «В каком смысле?» — спрашивает тот. «Во всех смыслах», — отвечает Арманский. «Чужеродный элемент»: именно так — мягко говоря — можно назвать Лисбет, когда она впервые появляется на экране и с целеустремленностью робота шагает по корпоративному зданию в бездушный конференц-зал, где ее ожидают двое мужчин в деловых костюмах. «Я разрешаю ей работать дома», — сухо признается Арманский, перед тем как она появляется на пороге. Даже несмотря на черный ирокез, пирсинг и мотоэкипировку, Лисбет кажется на удивление хрупкой. «Необычная» — именно так она и была воспринята критиками и зрителями, которые не были готовы увидеть на экране настолько непривычную главную героиню: панкообразную, диковатую девушку- хакера, которая добивается справедливости при помощи высоких технологий. Вступая на путь отмщения, Лисбет ставит перед собой твердую задачу раскрыть личность серийного убийцы, оставляющего за собой кровавый след из трупов молодых евреек с библейскими именами (что служит для героини единственной подсказкой в этом деле). 

Лисбет обладает способностями, которые, по словам автора, «граничат с волшебством». Впервые мы видим Лисбет в романе глазами ее работодателя Драгана Арманского, который относит ее к разряду «девушек с плоской грудью, похожих на субтильных мальчишек»: она кажется «абсолютно чуждым ему существом». Как и Гермес, она носит плащ (в «гомеровом гимне» Гермес даже именуется «облеченным бесстыдством»). Согласно заключению врачей, консультировавших шведскую социальную службу, Лисбет «интроверт», которого отличают «социальная заторможенность», «отсутствие сопереживания», «эгоцентризм», «психопатическое и асоциальное поведение». По мнению специалистов, она также проявляет «неконтактность» и «неспособность усваивать учебный материал». Можно предположить, что Лисбет демонстрирует типичные черты синдрома Аспергера, однако при всем этом она хитра и проворна, как паучиха, раскинувшая повсюду свои сети. Ее физическая ловкость наглядно представлена в фильме, где она ступает по миру так, словно он весь опутан лазерными растяжками. В своей акробатической гибкости она вновь обнаруживает родство с бесстыжим Гермесом и его фольклорными собратьями, для чьих хитроумных выходок не существует ни границ, ни права частной собственности. Лисбет, хозяйка Всемирной паутины, как ее предшественник Ананси, держит под контролем целую сеть — правда, управляет она ею путем взлома кодов и хакерских атак на системы.

Хакеры пользуются молниеносной скоростью интернета, чтобы обходить меры регулирования и нарушать законы. Лисбет — оторванная от мира, социально неловкая, нелюдимая, агрессивная по отношению к окружающим и предпочитающая темные помещения, от которых у обычного человека может случиться приступ клаустрофобии, — идеально вписывается в ряды таких «супернердов». Но ее кажущаяся безэмоциональность, отсутствие вовлеченности — маска, под которой скрывается искреннее стремление бороться с насильниками, убийцами и другими женоненавистниками и мечта делать мир лучше. За свое согласие хранить молчание о том, что покинувший этот мир Мартин Вангер продолжал семейную традицию убийств молодых женщин, она требует от его семьи выплаты грантов Шведскому государственному объединению кризисных центров для женщин и девушек. Сделка выгодная, хотя и может подорвать ее репутацию борца за социальную справедливость.

 

Право собственности всегда находится под угрозой, из-за него ведется бесконечная война, и общество всегда тревожили связанные с ним конфликты: в зависимости от этапа общественно- экономического развития они принимали разные формы (например, противоречия между аграриями и торговцами), а в наши дни на первый план вышли проблемы конфиденциальности данных, информационной безопасности и слежки. Гермес, бог торговли, еще в далеком прошлом воплощал в себе дух капиталистического предпринимательства, поскольку считался покровителем купцов и ремесленников. Но, как угонщик скота и главный хитрец мифов, он имел непосредственное отношение и к аграриям, а также к ворам и грабителям. В общем, он умудрялся сидеть на всех стульях разом и потому был незаменимым посредником в улаживании конфликтов. Но и нынешние конфликты на почве интеллектуальной собственности и безопасности данных, как ни странно, по-прежнему зона ответственности Гермеса. В мире, где границы укрепляются при помощи новых технологических средств, Лисбет обладает беспримерным уровнем свободы и мобильности: она считывает экраны чужих компьютеров, прослушивает телефоны и отключает сигнализации, и все коллективные формы регулирования оказываются против нее бессильны. Будучи, по собственному определению, экспертом в нарушении закона и нелегальном проникновении на чужую (информационную) территорию, она не оставляет никаких следов и умудряется обставить даже лучших консультантов по безопасности. Ее талант словно дарован ей неуловимым Меркурием, и она выполняет свою работу настолько гениально, что невольно задаешься вопросом: может, все украденное ею добро — на самом деле заслуженные дары?

Так уж получается, что Лисбет обычно оказывается по ту сторону закона, но при этом на стороне добра и справедливости. У нее можно заподозрить синдром Аспергера, ее можно считать глубоко асоциальной личностью, но ее интерес к чужим смертям (она любит, как выражается автор, «раскапывать зарытых собак») указывает на то, что ей не совсем наплевать на окружающих. Как и юная жена Синей Бороды, эта непризнанная героиня- трикстер из прошлого, Лисбет тоже любит «копаться в жизни других людей и разоблачать тайны, которые они пытаются скрыть». И вот это глубокое желание докопаться до истины отличает ее от Гермеса, Койота или Зайца (Койот и Заяц — герои-трикстеры из мифов коренных народов Северной Америки и Африки, — Forbes Woman). При всей своей погруженности в мир технологий Лисбет не может удержаться от соблазна шпионить за другими людьми, пытаться прочитать их мысли и понять их мотивацию. 

 

«Мне сложно припомнить кого-то похожего на Лисбет Саландер в других детективах или в других фильмах», — писал Лассе Бергстрём, глава шведского издательства, опубликовавшего трилогию Ларссона. С его оценкой оказалось созвучно мнение читателей Ларссона, а также многочисленных зрителей, посмотревших фильм «Девушка с татуировкой дракона» (2011). Однако с этим можно не согласиться: напротив, кажется, что с помощью фильмов вроде «Леденца» Дэвида Слейда (главное действующее лицо которого — обманчиво хрупкая и уязвимая «Красная Шапочка») в нашей культуре уже не впервые конструируется образ героинь, берущих справедливость в собственные руки и мстящих тем, кого Стиг Ларссон окрестил «мужчинами, которые ненавидят женщин». ( Название первой книги его трилогии, Män som hatar kvinnor, переводится со шведского именно так.) Опираясь на фильмы о мести за изнасилование 1970–1980-х гг. («Губная помада», «Я плюю на ваши могилы», «Крайности» и т. д.), «Девушка с татуировкой дракона» предлагает нам героиню, чьи личность и образ выходят за рамки статуса жертвы изнасилования. Лисбет не травмирована и не сломлена теми ужасами, которые ей пришлось пережить. Она воспринимает насилие над женщинами как обычное положение дел в нашем мире и активно действует, чтобы пресечь зло: мстит насильникам, да так, чтобы другим было неповадно. Сочетая в себе трикстерские навыки выживания, трезвую рассудительность «последней девушки» — пацанки из хорроров и храбрость жертв изнасилования, которые дают показания против своих мучителей, героиня оказывается в центре напряженного и увлекательного детективного сюжета о возмездии, дарящего зрителю приятное чувство триумфа над мерзавцами.

Литературный прообраз для Лисбет Саландер Стиг Ларссон нашел в неожиданном, даже, казалось бы, невероятном источнике — популярной детской книжке, которая была переведена с оригинального шведского языка почти на 80 других языков и стала одним из главных бестселлеров в детской литературе. Ларссон сам указывал на то, что моделью для его Лисбет послужила Пеппи Длинныйчулок — героиня одноименной книги Астрид Линдгрен. То, что на входной двери у Саландер висит табличка с надписью «В. Кулла» — не слишком завуалированная отсылка к названию дома Пеппи Длинныйчулок, Villa Villekulla («Вилла «Курица» в переводе Л. Лунгиной. — Прим. пер.), — подкрепляет эту связь, хотя сама Саландер яростно ее отрицает. «Если бы кто-нибудь посмел назвать меня Пеппи Длинныйчулок, я бы сразу съездила ему по мордасам», — заявляет она в своей характерной задиристой манере.

Пеппи Длинныйчулок Астрид Линдгрен — «странная девочка». Живя без надзора и ограничений со стороны взрослых, она превращает весь окружающий мир в свою игровую площадку, где для нее не существует никаких преград. С самого начала Пеппи задействует весь спектр своих навыков трикстера. Она может врать «целые дни напролет» (из-за того, что якобы очень долго жила в Бельгийском Конго), рассказывая небылицы о своих приключениях в экзотических странах — от островов каннибалов до Аравии. Она охотница и «дилектор», которая обожает загадки, легко обводит вокруг пальца своих врагов и расправляется с хулиганами, бандитами и силачами. Своими байками Пеппи заговаривает зубы школьной администрации и местным властям. Переворачивая весь мир с ног на голову, она с тем же мастерством и успехом, что и ее предшественники- мужчины из мифов, вскрывает абсурдность социальных норм и устоев в обществе, не способном принять идею о самостоятельной девочке, живущей без надзора родителей или официального опекуна.

 

«Нет насилию!» — так называлась речь Астрид Линдгрен на вручении ей Премии мира — специальной награды немецкой ассоциации книготорговцев. Благодаря ей в Швеции был принят революционный, первый в своем роде закон, запрещающий физическое насилие над детьми. В своем франкфуртском выступлении 1978 г. Линдгрен рассказала печальную и трогательную историю о мальчике, отправленном в лес на поиски березового прута, которым мать собиралась его отхлестать. Не сумев найти подходящую хворостину, он вернулся домой в слезах и сказал матери: «Мама, я не могу найти прут, но вот держи вместо него камень». Линдгрен была борцом за права детей и животных, а также защитницей окружающей среды (в те времена, когда движение зеленых только зарождалось): она всегда поддерживала беспомощных и беззащитных. Возможно, именно поэтому она смогла подарить нам героиню, которая стала для многих поколений читателей образцом дерзкого жизнелюбия, упорства и стойкости.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+