Одна из самых влиятельных фигур в футболе: история легендарной Меган Рапино
Одним из самых заметных событий женского чемпионата мира по футболу, который закончится в эти выходные, стал провал сборной США. В попытках оформить третье золото подряд команда проиграла в серии пенальти Швеции в ⅛, а неудачный 11-метровый стал последним ударом Меган Рапино — олимпийской чемпионки, обладательницы «Золотого мяча» и «Золотой бутсы» (престижных наград, вручаемых не командам, а отдельным футболистам за мастерство).
«Хороший выстрел, Меган, США катятся в ад!!!» — высказался по этому поводу бывший президент Дональд Трамп. По его словам, эта потеря «полностью символизирует то, что происходит с нашей когда-то великой нацией при Кривом Джо Байдене». Зазвучали и другие голоса, обвинившие Рапино чуть ли не в предательстве («настроила всю команду против страны, за которую они играют»). Почему один удар вызвал настолько болезненную реакцию?
С одной стороны, от Рапино ждут только побед. За сборную она сыграла 200 матчей и забила 63 мяча. После чемпионата мира — 2019 федерация US Soccer назвала ее «одной из самых влиятельных фигур в истории футбола Америки и мира вообще», а ФИФА — игроком года. С другой, футбольная известность позволила спортсменке стать иконой борьбы за права меньшинств и одной из главных противниц политики Трампа.
После завершения сезона в американской лиге она завершит спортивную карьеру. Рассказываем, чем известна Меган Рапино и как она изменила женский футбол.
Семейная драма
Меган родилась 5 июля 1985 года в Реддинге и была самой младшей и самой неугомонной из шести детей. «Когда Меган была убеждена, что ей что-то нужно, а родители не давали ей этого, она задерживала дыхание до потери сознания», — рассказывала ее сестра-близнец Рэйчел. Ее отец Джим работал строительным подрядчиком, мать Дениз — официанткой. Именно она дала дочери совет, который определил всю ее дальнейшую карьеру: «Ты крутая не потому, что играешь в футбол. Быть хорошим человеком — значит понимать всю ответственность и использовать во благо».
С особой любовью Рапино всегда говорила о старшем брате Брайане, который и привел ее в футбол. Он часто устанавливал конусы на заднем дворе и учил близняшек вести мяч. «Это не было похоже на тренировку. Он позволял им делать это по-своему, — рассказывала мать. — Это была самая милая вещь». Брайан был их героем: харизматичным шутником, который пародировал комика Джима Керри или персонажа Стива Уркеля из комиксов о «Скуби-Ду» и исполнял нелепые танцы. «Я боготворила его, — вспоминала Меган. — Он подстригся под горшок, и я тоже, он играл на левом фланге, и я начала играть на левом фланге. Он носил №7, я носила №7».
Первую джерси она примерила в три года. В округе не было подходящей инфраструктуры и тренеров, поэтому девочки занимались с мальчиками в команде, которую тренировал отец. Но когда начался выпускной год, близнецы решили играть за «Элк Гроув Юнайтед», что в Сакраменто, в 240 км от дома. Каждый вторник начинался в 4:00 утра с погрузки бутс и формы в семейный минивэн. Родители тратили по пять часов в день на дорогу до базы и обратно, по пути помогая девочкам переделать всю домашнюю работу. Рэйчел всегда играла в защите, а Меган — на противоположном конце поля в нападении. Совместные тренировки сближали. «Понимание того, что она будет там со мной, делало поездку в совершенно новый город немного легче. Всегда приятно, когда другой человек ведет ту же битву, что и ты», — рассказывала Рапино. Поэтому, когда у брата Брайана начались проблемы с законом, она была в шоке. В 13 лет он пронес в школу наркотики и был арестован. Родители не стали ничего скрывать от девочек — в семье привыкли быть честными друг с другом. Меган утверждает, что именно тогда впервые расплакалась. Когда брат оказался в тюрьме для несовершеннолетних, она защищала его перед классом, но их пути в конце концов разошлись. Брайан Рапин вступил в банду и набил татуировки с нацистской символикой. К тому времени 15-летняя Меган уже сыграла свой первый матч за молодежную сборную США и начала путешествовать по миру.
Суперзвезда
После окончания школы 19-летняя Рапино привлекла внимание скаутов колледжей. В 2003 году она получила стипендию Портлендского университета в Орегоне. С 2005 по 2008 год Рапино играла за «Портлендских пилотов», закончив свой первый же сезон 2005/2006 (хотя и досрочно из-за травмы связки) с титулом NCAA — главного чемпионата студенческой лиги. Портленд оформил «анбитен» — сезон без поражений: 23 победы при двух ничьих. Рапино, забивая 15 голов при 13 передачах, казалась неудержимой. За команду она сыграла 60 игр и стала десятым самым результативным игроком в истории клуба: заколотила 30 мячей и отдала 28 передач.
Параллельно с клубной карьерой в 2006 году началась и международная — Рапино присоединилась к первой национальной сборной США. Она пропустила чемпионат мира — 2007 и Олимпийские игры — 2008 из-за рецидива все той же травмы коленного сустава. Это помогло сконцентрироваться на учебе и окончить университет со степенью бакалавра социологии. При этом, несмотря на травмы, за ней всегда оставляли местечко в команде как за ценным игроком: менеджер сборной Пиа Сундхейдж хвалила непредсказуемость Рапино, ее точечные удары с фланга, а также забросы мяча в штрафную при последующем розыгрыше быстрых комбинаций.
На своем дебютном ЧМ-2011 в Германии ударом под самую перекладину Меган забила Колумбии и эффектно отпраздновала гол: подбежала к микрофону, который был установлен как часть оборудования для телетрансляций, и спела песню Брюса Спрингстина Born In The U.S.A. («Рожденная в США»). Затем нырнула к трибунам в поисках матери. Услышав знакомый с детства свист, Меган постучала по уху: «Она дала мне понять, что слышит меня», — вспоминала Дениз. Уже в четвертьфинале США проигрывали Бразилии на 122-й минуте 0:1, но Рапино с фланга прострелила на дальнюю штангу. Американки сравняли счет, а после выиграли матч в серии пенальти. Но в финале всё же уступили Японии.
Уже в салоне самолета, изрядно напившись в ночь перед вылетом из-за усталости, обиды и стресса, Рапино наконец открылась подругам по сборной и призналась в гомосексуальности. Пару месяцев спустя сделала и официальное заявление в интервью журналу Out. Она боялась, что спонсоры, фанаты и клуб отвернутся от нее, но этого не произошло.
За границу она отправилась уже в статусе футбольной суперзвезды и начинающего инфлюенсера. После попыток закрепиться в «Чикаго Ред Старз», «Филадельфии Индепенденс» и «Мэджик Джек» (две последних прекратили существование в чемпионате США), Меган переехала сначала в австралийский «Сидней» и затем отправилась во Францию, став единственной американкой в «Лионе». «Мою индивидуальность не всегда ценили так, как мне бы хотелось. Думаю, они более сдержанны и боятся выставить себя напоказ. Они думали, что я такая дикая — моя индивидуальность и то, как я себя выражаю», — рассказывала Меган, взявшая с клубом титул чемпиона Франции и Кубок Франции в сезоне 2012/2013.
За успехом сестры следил и Брайан — из-за решетки государственной тюрьмы Донован в Сан-Диего. «Мы сходили с ума, — рассказывал он. — Мы кричали и стучали в двери. Не быть [на стадионе] — это больно». Брат не увидел две подряд победы Меган в составе сборной на ЧМ-2015 в Канаде и ЧМ-2019 во Франции. «Я был очень рад за Мэгс, но и очень грустил. Меня там не было, чтобы обнять ее, я не ощущал себя частью всего происходящего», — говорил он позже.
Борьба с неравенством
Все чаще сестра и брат делили внимание американской прессы: трагичная судьба Брайана будто оттеняла успехи Меган. Но это нисколько не стесняло футболистку. Рапино, помня наставление матери, превратилась в спортсменку с громким голосом.
«Без победы вы не получите микрофон. Без победы у вас не будет платформы, — говорила она. — Без победы у вас не будет доступа к медиа, у вас не будет [устремленных на вас] глаз и поклонников, у вас не будет шанса говорить то, что вы хотите». Но мало кто использовал известность так эффективно, как Рапино.
В 2016 году вслед за футболистом Колином Каперником она встала на колено во время исполнения национального гимна в знак протеста против жестокости полиции и системного расизма. А в 2019 году вступила в перепалку с тогдашним президентом Дональдом Трампом. В случае победы на ЧМ сборную должны были пригласить на торжественную встречу с ним, но Рапино заявила, что не придет «в чертов Белый дом» из-за несогласия с политикой Трампа, в том числе из-за его действий и высказываний, дискриминирующих ЛГБТ. Тот ответил, что Рапино проявляет неуважение к стране, и призвал все же сначала выиграть кубок. Меган забивала гол за голом, каждый раз отмечая это своей фирменной позой с вытянутыми руками. Из Франции она увезла не только золото, но и личные награды — «Золотой мяч», «Золотую бутсу» и негласный статус величайшей атлетки в истории женского футбола США.
После феноменального успеха команды Меган и несколько ее напарниц подали иск против федерации футбола США, требуя равной оплаты труда. Карьеру в сборной Меган начала в то время, когда призовых на женском чемпионате мира не было вовсе. Но после борьбы с US Soccer, закончившейся судебным разбирательством, до 2028 года спортсменкам гарантировали такую же, как и в мужской национальной команде, зарплату. Доход уравняли за счет гонораров за попадание в состав, бонусов за результативные действия на поле, выплат от Федерации футбола США и коммерческих доходов. Уже в 2023 году американки заняли 11 из 15 позиций в рейтинге самых богатых футболисток мира, а одной из лидеров (с состоянием $7 млн) в нём стала Рапино с собственным лого и коллаборацией с Nike (линейкой кроссовок Nike x Megan), контрактами с Procter & Gamble, BodyArmor, Hulu и Samsung.
Так что Меган покидает национальную сборную, зная, что впервые $152 млн будут разделены между 32 командами. Вдохновившись ее примером, похожие жалобы на национальные федерации подали многие женские сборные, в том числе Норвегии, Новой Зеландии, Бразилии, Австралии, Англии, Ирландии, Испании, Израиля и Нидерландов. «Это [эффект] домино. Вам нужен такой лидер, как Меган», — заметила футболистка израильской сборной Карин Сендел.
Рапино высказывалась по самым разным поводам — например, об отмене судебного решения «Роу против Уэйда», которая отменила право на аборт в США на федеральном уровне: «Мы знаем, что отмена абортов не мешает людям делать аборты. Она мешает людям делать безопасные аборты. Думаю, что дело в жестокости, но ни в коем случае не в защите человеческой жизни». Даже после угроз смерти и давления со стороны фанатов Меган Рапино продолжает уделять внимание активизму, используя футбольную платформу. В этом ее поддерживают и близкие.
Меган завершает клубную карьеру в американском «ОЛ Рейн», где играет с 2013 года. За это время она забила 56 мячей и помогла команде дважды завершить сезон вице-лидерами. Хотя в 2014 и в 2015 годах клуб из Сиэтла диктовал игру в регулярном чемпионате, но на стадии плей-офф дважды проигрывал команде из Канзас-Сити. В 2023-м Рапино еще может привести «Рейн» к чемпионству (сезон закончится в ноябре), но не сборную, которая покидает ЧМ.
Впрочем, ни неудачный удар, ни бурная реакция на него уже не волнуют Рапино. «Теперь, когда мне 38 и я прохожу курс терапии, понимаю: такова жизнь, — говорит Меган. — Я чувствую, что этот вылет с чемпионата мира в ⅛ ничего не изменит — ничего не отнимет ни у моего опыта, ни у моей карьеры в целом».