Домогательства, дискриминация, бесплатный труд: как работают таксистки и клинеры
Гиг-экономика — та, что функционирует за счет работников, берущих разовые заказы, — растет. Согласно подсчетам Mastercard, в 2023 году за эти заказы по всему миру суммарно будет уплачено $455 млрд. Речь идет о самых разных видах работ, от консалтинга и дизайна до уборки помещений и курьерских услуг. В последнем случае агрегаторы и платформы, где можно зарегистрироваться и брать заказы, кажутся простым способом начать зарабатывать с довольно низким порогом входа.
Однако на таких платформах все работники лишены социальной поддержки, нет возможности обеспечить их оплатой больничных листов, страхованием, отпуском по уходу за ребенком. Гендерное неравенство при этом присутствует так же, как и в других сферах. Вот что мы узнали из доклада «Гендер и работа на платформах», который подготовила Fairwork (проект Оксфордского института интернета и Берлинского центра социальных наук WZB, посвященный новым технологиям на рынке труда).
Не такой уж низкий порог
Проблемы возникают уже в момент регистрации: в некоторых странах, например в Индии, Бангладеш, Египте, у женщин часто нет собственного мобильного телефона и регулярного доступа к интернету. Без этого невозможно создать аккаунт на платформе, брать заказы, получать оплату.
Даже если у женщины есть возможность зарегистрироваться на платформе и необходимые для работы навыки, для того чтобы начать зарабатывать, нужно приобрести необходимое оборудование и расходники. Со временем траты окупятся, но в моменте таксистке или визажистке нужно потратить значительную сумму денег. Кто-то берет кредит, а кто-то на этом этапе просто отсеивается. Представительница Fairwork Nigeria Олаинка ДэвидВест рассказывает: «В некоторых случаях кредиторы могут сказать: «А где же ваш муж или отец?». Первой таксистке Индии Мегхна Саху отказали в кредите на машину — ей пришлось просить об этом своего отца.
Зарплатное неравенство
В 2021 году издание Rest of World провело опрос, затронувший 5000 работников из 15 стран. Это исследование показало, что женщинам с меньшей вероятностью достаются высокооплачиваемых варианты работы.
Другое исследование, проведенное в том же году, показало, как это происходит на примере Uber в США. Многие платформы имеют динамические модели ценообразования, при которых расценки на услуги являются очень гибкими и регулярно меняются. Например, одна и та же поездка на такси может стоить по-разному в зависимости от погоды или количества свободных машин. Стоимость обычно растет в вечернее и ночное время, но женщины-водители не всегда пользуются возможностью заработать побольше, потому что опасаются за свою безопасность.
Иногда женщины вообще выполняют часть работы бесплатно. В одних случаях это следствие недоразумения: например, если заказчик недооценил объем работ. На платформах, где можно заказать выезд клинера, клиенты часто неверно указывают число комнат и/или площадь помещения.
В других случаях работника, уже закончившего выполнять задание, прямо просят сделать дополнительную работу — но не всегда платят за нее. Например, команда Fairwork в Индии обнаружила, что на платформе Urban Company некоторые косметологи выезжают на дом к клиенту для оказания косметических услуг, а после этого еще и готовят. Одни соглашаются на это, чтобы клиент не поставил плохую оценку. Другие просто боятся вступать в открытый конфликт — и в этом случае женщины уязвимее мужчин.
Стереотипы о «женских» и «мужских» профессиях
С ними может столкнуться любая женщина, и работа через агрегатор — не исключение. Например, заказав такси и увидев за рулем женщину, клиент может передумать и отменить заказ из-за гендерных предубеждений. Как правило, в этом случае деньги с него все равно списываются, но такой заказ оплачивается по минимальной ставке: в итоге женщина зарабатывает меньше, чем могла бы, если бы заказ не отменили. Некоторые респондентки авторов доклада рассказывали о случаях, когда мужчины-клиенты, чтобы не ждать следующую машину, просто сами садились за руль, а таксистка оказывалась в роли пассажира.
Но что гораздо хуже, женщин, которые нарушают социальные табу, часто считают заодно и сексуально доступными. Агрегаторы существуют для профессий, где работники, как правило, находятся не в многолюдном офисе, а наедине с клиентом. Харассмент в такой ситуации становится особенно опасным.
Опасные ситуации на работе
В работе на платформах женщины сталкиваются с насилием, домогательствами, дискриминацией. Для многих сама работа связана с постоянным чувством страха и беспокойства. «Было очень много сообщений о насилии и жестоком обращении, — говорит соавтор доклада, антрополог Анжали Кришан. — Но самое главное, что бросалось в глаза, — это случаи сексуальных домогательств. Я не ожидала, что [работницам] придется иметь дело с таким количеством случаев — это шокирует». Она объясняет, что маскулинизация ролей водителя и курьера приводит к тому, что женщины чаще всего берут заказы, связанные с работой по дому, что лишает их относительной безопасности, на которую они могли бы рассчитывать в общественных местах. Каждый раз, входя в дом клиента, говорит Кришан, работницы задаются вопросом: этот человек окажется хорошим или плохим?
Иногда уборщицы, отправляясь на работу, берут сопровождающих. Пока женщина делает уборку, партнер ждет ее в машине и вмешается, если что-то пойдет не так. Однако в этом случае оказывается занято время двух людей, хотя труд будет оплачен только одному. Другие работницы носят с собой оружие для самозащиты.
Некоторые платформы пытаются вводить меры безопасности — например, разрешают женщинам выбирать пол клиента или покидать место работы, если возникла угроза безопасности. Но очень часто такие меры в конечном счете ограничивают для женщин возможности заработка. Например, в Индонезии компания Grab в рамках программы Lady Grab лишила автомобилисток возможности брать заказы на извоз и оставила им только доставку. В Индии сервис доставки еды Swiggy автоматические отключает всех женщин-курьеров после 18:00. В конечном счете все это только увеличивает гендерный разрыв, поскольку просто лишает женщин выбора.
Что с этим делать
Платформам стоит научиться слышать работниц, считает Анжали Кришан: «Они предпочитают придумать очень сложное алгоритмическое решение, а не просто поговорить с ними. И мне как женщине это очень неприятно».
Между тем сами женщины объединяются в профессиональные сообщества — группы в соцсетях и мессенджерах. Например, в Нигерии работает The Ladies on Wheel Association of Nigeria («Ассоциация женщин на колесах», LOWAN), в Мексике — группа в WhatsApp Círculo Violeta. Оба эти сообщества объединяют таксисток, которые оказывают друг другу техническую помощь, моральную поддержку и даже отслеживают перемещения друг друга на случай опасных ситуаций.