Трудно быть супергероиней: почему женщинам-лидерам полезно проявлять уязвимость
Широко распространенный миф о неуязвимости успешных лидеров создает из них идеальных победителей, способных преодолевать любые трудности и делать это с легкостью. Суперобраз поддерживается массовой культурой и воспринимается обществом как модель для подражания, формирующая ожидания и стандарты. Однако данные исследователей о ментальном здоровье лидеров тревожат.
Большие амбиции, стремление к невероятному успеху и работа на сверхрезультаты — это зона особого износа и, как следствие, большей уязвимости. Например, в известном исследовании предпринимателей было выявлено, что половина из них испытывают различные симптомы серьезных психологических заболеваний, в то время как в контрольной группе (не предпринимателей) таких была только треть.
Один из авторов этого исследования доктор Майкл Фриман, психиатр и клинический профессор медшколы Калифорнийского университета, говорит что предприниматели — это те, кто выбрал работу, нестабильную по своей сути, в которой сложно сохранять баланс и ментальное здоровье, с огромными переработками и серьезными рисками провала. То же самое касается и топ-менеджеров, считает психолог Тодд Эссиг, который в своих публикациях говорит о проблеме депрессий топ-руководителей, несмотря на их успех, а возможно, даже из-за него. Например, есть данные о том, что количество депрессий у людей на позиции СЕО вдвое выше, чем у рядовых сотрудников, так как у руководства больше напряжения и больше изоляции в работе.
В Mental Health At Work Report 82% директоров и 78% руководителей высшего звена сообщили о наличии как минимум одного симптома ментального расстройства.
Контекст, в котором все это происходит, часто называют эрой перфекционизма или эрой токсичного позитива, превозносящей образ всегда счастливого героя-достигатора, который если и имеет слабости, то успешно над ними работает. Однако при ближайшем рассмотрении этот искусственный образ рассыпается.
В своей статье «Супердостигаторы и зависимость: большие достижения, большие провалы» доктор Луиза Стангер говорит, что достигаторы более уязвимы, они испытывают больше давления и платят за свои результаты различными психическими расстройствами, среди которых панические атаки, бессонница, вспышки агрессии, злоупотребление психоактивными веществами, расстройства пищевого поведения.
Что же касается женщин на руководящих ролях, то, по данным отчета Women in The Workplace, им приходится еще сложнее. Например, женщины-руководители выгорают чаще (43%), чем мужчины (31%). Одно из известных исследований также утверждает, что женщины-лидеры подвергаются на работе большему стрессу, чем мужчины, и объясняет это тем, что женщины, обладающие властью на рабочем месте, сталкиваются с двойственными ожиданиями на уровне взаимодействия с сотрудниками. С одной стороны, ожидается, что они будут заботливыми, добрыми и понимающими, что соответствует нормативным социальным представлениям о женственности. С другой стороны, ожидается, что им надо быть сильными, уверенными и авторитетными, что соответствует в массовом представлении роли лидера. Это порождает внутренние конфликты и создает дополнительный стресс, кроме самой рабочей нагрузки, которая и так предполагается лидерской ролью.
Стереотип неуязвимости и самодостаточности лидеров может привести к их социальной изоляции. Они могут чувствовать, что не в состоянии открыто делиться своими проблемами и эмоциями с коллегами или даже с близкими. Это одиночество может усугубить чувство беспомощности и повысить уровень стресса. И здесь в игру вступает один из важнейших факторов — подавление эмоций. Неспособность выразить чувства (и сложность найти тех, с кем можно быть искренним вне суперобраза) может привести к накоплению стресса и эмоциональному истощению.
Сверхожидания от самих себя — еще один фактор дополнительной нагрузки. Как и окружающие, лидеры верят, что они не должны иметь недостатков, слабостей и всегда принимать правильные решения. Когда они не могут соответствовать этим идеалам, например совершают ошибки, то чувствуют себя недостаточно хорошими, не соответствующими своей роли, и тут в игру вступает синдром самозванца. Согласно исследованию KPMG, 75% женщин на управленческих ролях страдают от этого синдрома.
Идеализированный образ лидеров часто подразумевает, что они должны преодолевать все трудности без помощи или поддержки. В результате они могут не обращать внимания на сигналы своего тела и разума, которые указывают на стресс, беспокойство или даже начало депрессии. Отказ от признания проблемы может привести к тому, что состояние ухудшится прежде, чем они обратятся за помощью.
Чтобы достичь успехов, многие лидеры готовы пожертвовать личным временем, отдыхом и даже своим здоровьем. Они могут устанавливать высокие стандарты для себя и требовать того же от своей команды. Это самоотвержение может привести к переутомлению, игнорированию отдыха и даже пренебрежению заботой о собственном физическом и психическом благополучии.
Для женщин-лидеров баланс между профессиональной карьерой и личной жизнью — еще более сложная задача. В силу традиционных социокультурных ролей, женщины до сих пор несут большую ответственность за заботу о семье и домашние дела. Когда они занимают лидерские позиции в организациях, то сталкиваются с дополнительными обязанностями. Занятость на работе может захватывать большую часть дня и даже выходить за пределы рабочего времени, что оставляет мало времени для личных отношений и досуга. В свою очередь, уход за семьей и личные обязанности могут сопровождаться дополнительным стрессом
Неравномерное распределение времени также может привести к чувству вины и неудовлетворенности в отношениях как на работе, так и дома. Женщины-лидеры могут чувствовать, что они не уделяют достаточно времени своим семьям и близким, что ведет к чувству нереализованности в личной жизни. С другой стороны, уделяя слишком много времени семье, они могут почувствовать, что их профессиональная эффективность страдает.
Почему эта тема еще долго останется крайне непопулярной, в том числе со стороны самих лидеров? Репортер The Wall Street Journal Кирстен Гринд в своей книге Happy at Any Cost считает, что в бизнесе тема ментального здоровья лидеров и особенно основателей еще долго будет являться табу, потому что лидеры — это лицо компании и основа ее публичного имиджа. Те топы, кто в итоге обращается за профессиональной помощью, всегда требуют абсолютной конфиденциальности. Они всеми способами хотят избежать публичности, когда речь заходит об их уязвимости.
Потому что лидеры, в том числе и женщины, могут испытывать боязнь проявлять свою уязвимость.
Во многих культурах существуют стереотипы, которые предполагают, что лидер не должен показывать даже сомнения, чтобы сохранять авторитет. Хочешь расти дальше — не говори о своих проблемах: это негласное правило продвижения вверх. Поэтому лидеры могут опасаться, что демонстрация слабости приведет к потере доверия или уважения со стороны сотрудников, что они будут восприняты как неспособные или ненадежные, потерявшие контроль над ситуацией, то есть как «слабое звено».
Особенно если развитие бизнеса происходит при высокой неопределенности. Ожидается, что даже при тотальном кризисе лидер обязан знать ответы на все вопросы, давать гарантии (что с бизнесом все будет в порядке), излучать уверенность, мотивирующую других.
Но важно понимать, что проявление уязвимости не делает лидера слабее или менее компетентным в глазах коллег. На самом деле, если лидеры демонстрируют свою уязвимость, то могут создать более доверительные отношения с командой и облегчить общение. Как следствие, это способствует их собственному ментальному благополучию, созданию поддерживающей и психологически комфортной рабочей среды, а также успеху в управлении. К счастью, наше понимание лидерства меняется, говорит в своей книге The Anxious Achiever Морра Ааронc-Меле. Лидеры будущего не похожи на картинных супергероев.
Мы видим все больше женщин, которые становятся прекрасными примерами баланса между силой и уязвимостью. Например, Шерил Сэндберг, работавшая главным операционным директором в Facebook, написала книгу Lean In и стала настоящим авторитетом в борьбе за равноправие женщин в корпоративном мире. И она не стесняется делиться своими чувствами и переживаниями. Мишель Обама, жена экс-президента США Барака Обамы, также откровенно говорит о своих переживаниях, подчеркивает, как важно быть искренними и уязвимыми. Брене Браун, исследовательница и писательница, которая изучает темы стыда и мужества, не боится открыто рассказывать о своих личных уязвимостях, и именно это делает ее таким вдохновляющим примером для многих, включая зрителей TED. А Индра Нуйи, бывший генеральный директор PepsiCo, признанная одной из самых могущественных женщин в бизнесе, также поделилась своими личными проблемами поиска баланса между работой и семьей и избежала образа супервумен, у которой всё под контролем и которая поражает своей безупречностью.
Эти женщины демонстрируют, что успешное лидерство не исключает проявления слабости и что силу и человечность можно сочетать, делая их замечательными примерами баланса между этими качествами.
Мелисса Дорман в своей книге Yes, You Can Talk about Mental Health at Work подчеркивает, что обсуждение психического здоровья на рабочем месте является необходимым и важным аспектом общего благополучия сотрудников и организации. Раньше это считалось личной проблемой, и было принято считать, что личным проблемам не место на работе. Дорман обращает внимание на значимость снижения стигмы вокруг психических проблем: они должны рассматриваться так же, как и физические, и сотрудники должны чувствовать себя комфортно, обсуждая эмоции и чувства.
Показав свою уязвимость, лидеры устанавливают доверительные отношения с командой. Когда лидер допускает ошибки и показывает свои несовершенства, сотрудники чувствуют сопричастность и понимание. Такой лидер вдохновляет команду, демонстрируя, что никто не идеален и даже лидеры могут расти на своих ошибках.
Признание человеческой стороны лидера способствует открытости сотрудников. Это создает безопасную атмосферу, где люди не боятся делиться своими идеями и мнениями. Лидер, который умеет управлять эмоциями и балансировать личную жизнь, создает здоровую рабочую среду, снижая уровень стресса и выгорания как у себя, так и у команды.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора