Суд оставил под арестом режиссерку Женю Беркович по делу об оправдании терроризма
Мосгорсуд оставил в силе решение о мере пресечения в виде ареста для режиссерки Жени Беркович, которая обвиняется по делу об оправдании терроризма в спектакле «Финист Ясный Сокол». Об этом сообщает агентство ТАСС. Такое же решение суд принял в отношении драматурга Светланы Петрийчук, по пьесе которой была создана постановка. Беркович и Петрийчук присутствовали на суде по видеосвязи.
О том, что Беркович стала фигурантом дела об оправдании терроризма, стало известно 4 мая. Режиссерке предъявлены обвинения по части 2 статьи 205.2 УК («Публичное оправдание терроризма с использованием средств массовой информации»). Максимальное наказание по ней предполагает штраф в размере до 1 млн рублей или лишение свободы до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет. 5 мая Замоскворецкий суд Москвы избрал арест до 4 июля в качестве меры пресечения Беркович и драматургу Светлане Петрийчук, по пьесе которой и был поставлен спектакль. А 30 июня Хамовнический районный суд продлил им арест до 10 сентября.
В ходе заседания в Мосгорсуде защиты Беркович и Петрийчук просили им изменить меру пресечения на более мягкую — не связанную с заключением под стражу. Согласно сведениям адвокатов, следствие не предпринимает активных действий, ожидая результатов психиатрической экспертизы Беркович. Прокуратура в свою очередь просила оставить режиссерку и драматурга в СИЗО, заявляя, что только такая мера пресечения может обеспечить интересы следствия.
Спектакль «Финист Ясный Сокол» (проект независимого театра «Дочери СОСО») рассказывает о женщинах, решивших выйти замуж за представителей радикального ислама и уехать к ним в Сирию. Кроме того, в нем использовались реальные приговоры и протоколы допросов таких женщин в России, Казахстане и Узбекистане. В прошлом году спектакль победил в двух номинациях в рамках театральной премии «Золотая маска» и получил премии за лучшую работу драматурга и лучшие костюмы. В основу обвинения по делу об оправдании терроризма «комплексная деструктологическая экспертиза», проведенная лабораторией деструктологии профессора МГЛУ Романа Силантьева.
30 июня в ходе рассмотрения вопроса о продлении ареста Беркович и Петрийчук стало известно, что Российский федеральный центр судебной экспертизы (РФЦСЭ) при Минюсте сообщил в ответ на запрос адвоката драматурга и режиссерки, что «деструктологическая» экспертиза не может быть доказательством по делу. Такие экспертизы, по словам представителей центра, не могут использоваться в суде из-за «отсутствия в них научной обоснованности». В ходе заседания в Мосгорсуде защита Беркович и Петрийчук снова указывала на несостоятельность экспертизы «деструктологов».
«Я не понимаю, почему единственным поводом стала экспертиза, которую даже не признает Минюст. <…> Я не понимаю, как так выходит, что в течение трех лет одни государственные институции хвалят пьесу и называют ее социально значимой, а другие сажают меня в СИЗО. <…> Как мы можем продолжить заниматься преступной деятельностью. Я перепишу пьесу еще раз? <…> Я прошу изменить нам меру пресечения на более мягкую», — заявляла Петрийчук в зале суда (цитата по Telegram-каналу POLONSKY).