Число программ суррогатного материнства в клиниках ЭКО упало на 70%
С начала 2023 года в России в несколько раз сократилось число выполненных процедур по программам суррогатного материнства. Об этом сообщает «Медвестник» со ссылкой на представителей клиник вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ).
По данным издания, причиной этого стал запрет частичного донорства — использования донорских яйцеклеток (ооцитов) — для создания эмбриона, вступивший в силу 19 декабря 2022 году. Теперь для получения эмбрионов может применяться только генетический материал супружеской пары или одинокой женщины — потенциальных родителей ребенка, которого выносит суррогатная мать. Теперь, как отмечает «Медвестник», большинство семей с тяжелой формой бесплодия в России больше не могут создать эмбрион. А те пациенты, для которых эмбрионы уже были подготовлены до принятия поправок в закон о суррогатном материнстве, в срочном порядке вывозят их за границу.
По словам главного врача репродуктивной клиники «Мак ЭКО» Нино Какучая, за первые три месяца 2023 года число выполненных программ суррогатного материнства уменьшилось в несколько раз. Такую помощь получил только один пациент, тогда как год назад за тот же период — шесть. Основатель Ассоциации суррогатных мам и доноров ооцитов (ASMED) Елена Литвишко в свою очередь отметила, что с января по март этого года в организацию за подбором суррогатной мамы обратились всего четыре пары по сравнению с 16 семьями в прошлом году. Как ожидают в агентстве суррогатного материнства «Спарта», если запрет на частичное донорство не будет отменен, спрос на программы суррогатного материнства по итогам 2023 года упадет еще на 30—35%.
Участники рынка подчеркивают, что донорские ооциты использует для получения эмбрионов 70–75% супружеских пар, обратившихся к программе суррогатного материнства.
Новый закон о суррогатном материнстве также запрещает иностранцам пользоваться такой услугой в России. Теперь она доступна только для состоящих в браке россиян, а также одиноких женщин, гражданок России, которые не могут по медицинским показаниям выносить или родить ребенка самостоятельно. Как отметил в комментарии «Медвестнику» президент Российской ассоциации репродукции человека Владислав Корсак, разрабатывая документ, законодатели «сами не понимали до конца, что именно они запрещают, и в итоге запретили рождение ребенка в российской семье».