К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Музыка, грим, спецэффекты: за какие фильмы женщины впервые получали «Оскар»

Мишель Йео (Фото Mario Anzuoni / Reuters)
Мишель Йео (Фото Mario Anzuoni / Reuters)
Мишель Йео, получившая в 2023 году «Оскар» за лучшую женскую роль, стала первой актрисой азиатского происхождения, выигравшей в этой номинации. Джейн Кэмпион в 2022-м — только третьей женщиной, награжденной как лучший режиссер. А среди оскароносных операторов женщин нет вообще. В этой подборке — сценаристки, дизайнеры, художницы по костюмам и продюсеры, которые шаг за шагом отвоевывали свое место в киноиндустрии и получали заслуженные статуэтки
1931: Фрэнсис Марион, «Чемпион»

1931: Фрэнсис Марион, «Чемпион»

Лучший оригинальный сценарий

За свою карьеру Фрэнсис Марион написала более 325 сценариев и стала первой сценаристкой, получившей две премии «Оскар». Она начинала карьеру как модель, была иллюстратором, во время Первой мировой работала военной корреспонденткой, а в 1920-е переехала в Голливуд. Как сценаристка Марион сотрудничала с режиссером Лоис Вебер и актрисой немого кино Мэри Пикфорд. В 1930 году она получила «Оскар» за сценарий к фильму «Казенный дом» — он был написан по рассказу, но отдельной номинации для адаптированных сценариев тогда не было. В 1931-м Марион снова победила с «Чемпионом» — драмой о бывшем боксере, который, несмотря на алкоголизм и игроманию, пытается заботиться о своем восьмилетнем сыне и вернуться на ринг.

1933: Сара Йейзер Мейсон, «Маленькие женщины»

1933: Сара Йейзер Мейсон, «Маленькие женщины»

Лучший адаптированный сценарий

Эту награду Сара Мейсон разделила со своим мужем Виктором Хирманом, с котором они вместе работали над несколькими сценариями. Мейсон известна тем, что фактически придумала профессию скрипт-супервайзера — это ассистент режиссера по работе со сценарием, который следит, чтобы история в процессе съемок не «развалилась», а в финальной версии фильма не возникли сюжетные дыры.

1940: Энн Боченс, «Северо-западная конная полиция»

1940: Энн Боченс, «Северо-западная конная полиция»

Лучший монтаж

В своей автобиографии 1959 года режиссер Сесил Б. Демилль писал: «В каждом контракте на создание картины, который я подписываю, есть важный пункт о том, что монтажером будет Энн Боченс. Это не сантименты или, по крайней мере, не только сантименты. Она по-прежнему лучший монтажер, которого я знаю». Сама Боченс описывала свою работу так: «Это очень похоже на головоломку. Только в головоломке у вас уже есть кусочки разной формы, и вы пытаетесь соединить их вместе, чтобы собрать картину. В киномонтаже вам сначала нужно вырезать сами кусочки».

1948: Кармен Диллон, «Гамлет»

1948: Кармен Диллон, «Гамлет»

Лучшая работа художника-постановщика

Кармен Диллон начинала как архитектор и дизайнер, но в 1930-е пришла на работу в художественный отдел студии Fox в Англии. В 1948 году она получила «Оскар» за работу над фильмом Лоуренса Оливье «Гамлет», разделив ее с постановщиком Роджером Фурсом. Оливье хотел, чтобы фильм был похож на гравюру, и Диллон с Фурсом создали минималистичные декорации, в которых все внимание зрителя было бы направлено на актеров. А в эпизоде с самоубийством Офелии Диллон пришлось соорудить подводную тележку для актрисы Джин Симмонс и придумать, как спрятать камеру в камышах.

1948: Дороти Джикинс и Барбара Каринска, «Жанна Д’Арк»

1948: Дороти Джикинс и Барбара Каринска, «Жанна Д’Арк»

Лучший дизайн костюмов

Дороти Джикинс родилась в Калифорнии, окончила Художественный институт Отиса, работала дизайнером в модном магазине, где ее заметил режиссер Виктор Флеминг. Она получила три «Оскара» в номинации «Лучший дизайн костюмов», первый — вместе с Барбарой Каринской за «Жанну Д’Арк». Барбара Каринска — урожденная Варвара Жмудская — родилась в Харькове, изучала право в Харьковском императорском университете, занималась искусством. После революции она открыла модный дом и вышивальную школу, но в 1924 году эмигрировала. Сначала в Париж, где шила костюмы для труппы «Русский балет Монте-Карло» и постановок Жана Кокто. Затем в Лондон, где она создавала костюмы для шекспировских постановок и сотрудничала с королевским фотографом Сесилом Битоном. А в 1939 году переехала в Нью-Йорк, откуда периодически выезжала в голливудские командировки. В 1960-е она начала сотрудничать с New York City Balley Джорджа Баланчина и придумала пачку в форме пуховки.

1955: Нэнси Гамильтон, «Непобежденная»

1955: Нэнси Гамильтон, «Непобежденная»

Лучший документальный фильм

Нэнси Гамильтон еще в колледже увлеклась театром, писала рецензии и пьесы, играла на Бродвее, публиковала статьи и стихи в журналах Stage Magazine и Harper's Bazaar. В середине 1950-х она спродюсировала документальный фильм «Непобежденная» о Хелен Келлер. В 1882 году полуторагодовалая Келлер из-за перенесенного заболевания лишилась зрения и слуха. Тогда реабилитацией таких детей почти не занимались, но родители нашли для Хелен педагога, которая научила девочку общаться с окружающими посредством специального языка (в его основе — различные прикосновения к ладони). Келлер получила образование, написала несколько книг о своем опыте, объездила всю страну с публичными выступлениями, стала известной активисткой. Она выступала за доступное образование для людей с инвалидностью, против расизма, милитаризма и дискриминации женщин.

1973: Джулия Филлипс, «Афера»

1973: Джулия Филлипс, «Афера»

Лучший фильм

Джулия Филлипс стала первой женщиной, получившей главную продюсерскую награду Американской киноакадемии (совместно с сопродюсерами Тони Биллом и Майклом Филлипсом). Она начинала карьеру редактором книжной рубрики в Ladies' Home Journal, а затем была редактором в Paramount Pictures (и даже снялась в эпизодической роли в мюзикле «Нью-Йорк, Нью-Йорк»). Среди других фильмов, которые она продюсировала, — «Таксист» Мартина Скорсезе, «Близкие контакты третьей степени» Стивена Спилберга.

1982: Сара Монзани, Мишель Бурк, «Битва за огонь»

1982: Сара Монзани, Мишель Бурк, «Битва за огонь»

Лучшая работа гримера

Действие фильма «Битва за огонь» происходит в Европе эпохи палеолита, примерно 80 000 лет назад. Его герои — племя охотников и собирателей, чья жизнь зависит от постоянного поддержания огня. Случайно затушив его, племя отправляет на поиски нового источника пламени троих мужчин. Те не только находят огонь, но и приобретают знание о том, как добыть его при помощи трения. После выхода фильма критики назвали его слишком медленным и скучным, ученые ругали за историческую недостоверность — зато индустрия оценила: за художественное воссоздание облика кроманьонцев и неандертальцев художницы по гриму Сара Монзани и Мишель Брук получили «Оскар» и премию BAFTA.

1985: Кей Роуз, «Река»

1985: Кей Роуз, «Река»

Лучший монтаж звука

Кей Роуз стала первой женщиной-звукорежиссером, получившей «Оскар», а всего на ее счету более 60 фильмов. «Мне доводилось работать над фильмами, хуже которых вы себе не представите, но это были малобюджетные независимые картины, и я научилась делать все что угодно без ассистента», — говорила она в одном из интервью. В октябре 2002 года Джордж Лукас и Стивен Спилберг учредили  в Школе кино и телевидения Университета Южной Калифорнии кафедру имени Кей Роуз по специальности «искусство звука и редактирования диалогов».

1986: Сьюзан М. Бенсон, «Чужие»

1986: Сьюзан М. Бенсон, «Чужие»

Лучшие спецэффекты

«Чужие» — сиквел хоррора «Чужой». Несмотря на то что работа над ним шла тяжело, фильм получил положительные отзывы критиков, в том числе благодаря тому, что смог расширить масштаб франшизы. Следующие сиквелы — «Чужой 3» (1992) и «Чужой: Воскрешение» (1997) — уже не были столь успешными. Сьюзан Бенсон, работавшая над спецэффектами, разделила «Оскар» с коллегами Стэном Уинстоном, Робертом Скотаком и Джоном Ричардсоном.

1995: Марлен Горрис, «Антония»

1995: Марлен Горрис, «Антония»

Лучший зарубежный фильм

Марлен Горрис — нидерландская писательница и режиссер. В 1982 году она сняла феминистскую драму «Тишина вокруг Кристине М.» о женском гневе, вылившемся в убийство. В 1984-м —  «Разбитые зеркала» о гендерном насилии. Наконец, в 1995-м — фильм «Антония» о женщине, стоящей во главе феминистской общины, который получил премию «Оскар» как лучший зарубежный фильм.

1996: Рэйчел Портман, «Эмма»

1996: Рэйчел Портман, «Эмма»

Лучший оригинальный саундтрек

Еще в 1983 году Мэрилин Бергман получила «Оскар» в этой номинации, разделив награду с Мишелем Леграном и Аланом Бергманом. Портман же выиграла свой «Оскар» единолично. Она закончила Вустерский колледж в Оксфорде, писала музыку для сериалов Би-би-си. Была номинирована на «Оскар» за саундтреки к фильмам «Правила виноделов» и «Шоколад».

2010: Кэтрин Бигелоу, «Повелитель бури»

2010: Кэтрин Бигелоу, «Повелитель бури»

Лучшая режиссура

Бигелоу начинала как художник, была участницей британской группы «Искусство и язык» (куда, например, входил Джозеф Кошут). В середине 1970-х она поступила в киношколу Колумбийского университета, отправив в качестве заявки незаконченный фильм — даже в таком виде он произвел впечатление на преподававшего там Милоша Формана, который предложил Бигелоу стипендию. Она стала пятой женщиной, номинированной на «Оскар» как режиссер, и первой, получившей эту награду. «Если есть определенное сопротивление женщинам, снимающимся в кино, — говорила Бигелоу, — я предпочитаю игнорировать его по двум причинам: я не могу изменить свой пол и отказываюсь прекращать снимать фильмы. Не важно, кто или что поставил фильм, важно то, что вы либо реагируете на него, либо нет. Должно быть больше женщин-режиссеров. Я думаю, что просто нет осознания того, что это действительно возможно. Но это возможно».

2012: Бренда Чапман, «Храбрая сердцем»

2012: Бренда Чапман, «Храбрая сердцем»

Лучший анимационный фильм

Чапман начинала стажером на съемках диснеевской «Русалочки», делала раскадровки для «Красавицы и Чудовища», возглавляла сценарный отдел «Короля Льва». В 1994 году она перешла в Dreamworks Animation, а в 2003-м — в Pixar, где и стала режиссером мультфильма «Храбрая сердцем» о принцессе Мериде, которая так и не вышла замуж.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+