Согласно результатам исследования «Тинькофф Бизнеса» (есть в распоряжении Forbes Woman), за последние три года общее число женщин-предпринимательниц в самых разных сферах увеличилось на 22%. По данным исследования, по состоянию на конец 2022 года 39% российских предпринимателей — женщины. Год назад их доля составляла 36%, три года назад — 32%.
Самый большой рост приходится на маркетплейсы и интернет-магазины — там доля женщин с собственным бизнесом составляет 52% (в конце 2021-го — 49%). А если говорить только про маркетплейсы, то там число женщин, ведущих бизнес, выросло с 2020 года в 24 раза и сейчас превышает число мужчин.
Среди самых популярных видов бизнеса и у женщин, и у мужчин — онлайн- и розничная торговля (женщины чаще всего торгуют одеждой и товарами для дома и ремонта, мужчины — еще и запчастями для автомобилей). Кроме того, мужчины занимаются строительством, женщины — услугами в сфере туризма (бронированием экскурсий, путешествий). И у мужчин, и у женщин популярна категория «Образование» — сюда входят обучающие курсы, репетиторство и т.д.
Средний возраст российской предпринимательницы — 38 лет; мужчины-предпринимателя — 37 лет. В онлайне — 36 лет и 34 года соответственно, а среди тех, кто торгует на маркетплейсах, — 35 лет и 33 года. С 2020 года средний возраст женщин-селлеров снизился на два года.
В 2022 году продажи увеличились у 54% предпринимательниц, при этом медианный рост оборотов их бизнесов составил 98%. Мужчины показали схожие результаты: 52% и 93% соответственно.
Что касается женщин, имеющих собственные интернет-магазины, в 2022 году 38% из них смогли нарастить обороты в среднем на 118%. Кроме того, 57% селлеров на маркетплейсах увеличили обороты по сравнению с предыдущим годом – в 3,7 раза. В обоих случаях речь идет о медианном росте.
Для анализа использовались данные более чем о 900 000 клиентах «Тинькофф Бизнеса» и 220 000 клиентах Tinkoff eCommerce.