Бывшая сотрудница московского агентства элитной недвижимости после нескольких тренировочных автопутешествий решилась на автомобильную кругосветку в компании собаки. За ее передвижениями в режиме реального времени можно следить в блоге «Вокругсвета». В предыдущей серии, несмотря на сомнения, тревоги и препятствия, путешественницы прибывают в Аргентину и знакомятся с провинцией Мисьонес.
Конечно, я посетила водопады Игуасу. Смотрела в их сторону еще в Парагвае, потом сделала неудачную попытку попасть к ним в Бразилии. В Аргентине я сказала себе: не поеду дальше, пока не увижу эти знаменитые каскады. Увидела. Впечатляет.
Игуасу официально признан одним из семи природных чудес света. Воды реки Параны, разделяющей Аргентину и Бразилию, промыли себе дорогу в мягких горных отложениях. Но базальтовые барьеры и островки остались нерушимы, они растянулись вниз по течению на 3 км, образовав целую сеть из 275 проток, порогов, водопадов и каньонов. Местные индейцы верят, что давным-давно бог-змей М’Бой возжелал красавицу Наипи, а та предпочла ему воина Таробу. Влюбленные во время побега пытались переправиться через реку, но разгневанное чудовище ударом хвоста провалило дно, навсегда разделив их. Юношу оно обратило в высокую пальму, девушку — в скалу на противоположном берегу. Теперь они касаются друг друга только радугой, которая появляется над Игуасу.
Я считала, что после Ниагары в США и Виктории в Замбии меня уже ничем не удивить. Но Игуасу совсем другой. Душевный, мягкий, волнительный. Возможно, потому, что в этом нацпарке построили деревянные подмостки прямо над спокойной водой — там, где река еще не успела сорваться с обрывов и образует тихие заводи. По ним надо пройти к смотровым площадкам, чтобы наблюдать за падающими водами Игуасу издалека.
Я ограничилась ближайшими смотровыми площадками, чтобы не терять время, ведь Грета ждала меня на парковке одна. Прежде, чем попасть в нацпарк, мне пришлось соорудить для нее специальное укрытие и объяснить охраннику на ломаном английском: собака прячется от солнца под машиной, а рядом стоит миска с водой. Машина находится в тени деревьев, а деревья огорожены лентой, чтобы никто не подходил близко, ведь Грета — охранница. Уж мы-то старые туристы и опытным путем установлено, что это самый надежный вариант, пока хозяйка любуется красотами. Но все равно я поторопилась обратно, недолго гуляла по тропинкам вокруг водопадов. И — да, Игуасу то самое место, куда хочется вернуться снова и снова.
В Буэнос-Айресе моя Элантра стала глохнуть на каждом светофоре. Из-за этого появлялись нервные заторы из транспорта. Каждый раз появлялись добровольцы, которые подталкивали машину, и она заводилась «с толкача». Кое-как я выбралась с проспекта с большим трафиком и докатила до тихого места возле Аграрного института. Опять заглохла, на помощь подошли несколько мужчин. Один из них поднял капот, послушал двигатель, почистил дроссельную заслонку и что-то там еще. Оказалось, что это механизаторы и они чинят сельскохозяйственную технику. То есть специалисты по тракторам. А кто сказал, что моя Элантра в душе не трактор?
Двигатель перестал глохнуть на ходу, но помощь механика все равно была нужна — появилась течь моторного масла. Я не решилась заводить машину, озадачилась поисками ремонтной мастерской. Еще не привыкла к аргентинскому неторопливому ритму жизни и пришла слишком рано — на двери висел замок. На свою беду я стала звать механика, потому что иногда они «курят бамбук» где-нибудь на задворках и не видят, что с ними очень срочно хотят пообщаться российские автопутешественницы. Но вместо механика появилась собака. Огромная злая собака. С грозным лаем кинулась в мою сторону, сбила с ног. Я упала, но успела пнуть ей по морде правой ногой, а она — прокусить мою левую ступню. «Ничья», решила собака, и удалилась так же внезапно, как и появилась.
Доплелась до своей машины, обработала рану и разрыдалась. Было больно и обидно — я даже среагировать не успела, а ведь приходилось не раз отбиваться от уличных собак. И страшно. Вдруг она больная, нужна срочно прививка. Кто-то вызвал скорую помощь, машина с сигнальными огнями увезла меня в клинику. Еще раз обработка раны, укол от столбняка, перевязка. Женщина-полицейский взяла данные паспорта и спросила, довольна ли я медицинским сервисом. Еще бы! Оперативно, по-доброму, профессионально и совершенно бесплатно.
«Слишком часто ломается твоя машина, может не надо тебе в Патагонию?»
Конечно, уже гораздо реже, но подобные вопросы возникают в мой адрес. Не надо в Африку на седане — не проедешь, не надо по Сахаре в одиночку — опасно, не надо по Трансамазонике на старой машине — там нет цивилизации, не надо машину отправлять через океан — дешевле купить новую. Много еще чего «не надо». Я понимаю, что «сочувствующие» и «переживающие» таким образом переносят свои собственные страхи на мою историю. Если бы я наблюдала за моим путешествием со стороны, наверное, тоже спрашивала бы: зачем это все? Но это моя история и ничья больше. С моими страхами, переживаниями и сомнениями. И с моими вопросами, ответы на которые могу дать только я сама.
Конечно, и я задаю себе вопрос: а надо ли? И не всегда ответ утвердительный. Чаще всего я говорю себе так: вот сделаю еще один шаг, посмотрю, что там дальше, и станет ясно. Потом еще один шаг, потом еще один, и еще. Не знаю, сколько еще таких шагов предстоит. Но с каждым новым шагом повторяю: «Только не останавливайся!»
Я посетила Свято-Троицкую православную церковь в Буэнос-Айресе, попросила благословения в дорогу и настроила навигатор на юг, в Патагонию.