Пионером движения за доступ к контрацепции считается американка Маргарет Сэнгер, открывшая одну из первых клиник, где женщинам прописывали противозачаточные средства. На это ее вдохновило знакомство с анархо-феминисткой Эммой Гольдман.
Эмма родилась в 1869 году Ковно (теперь Каунас) в семье, где дочерей били за любую провинность и собирались выдать замуж по договоренности. В 16 лет она сбежала в Нью-Йорк, где к тому времени обосновалась ее старшая сестра, и начала работать швеей. Став убежденной анархисткой еще до эмиграции, Эмма присоединилась к американским левым радикалам, участвовала в организации стачек и за призывы к экспроприации попала в тюрьму. Там, страдая от ревматизма, начала самостоятельно изучать медицину и продолжила обучение, выйдя на свободу.
Работая медсестрой и акушеркой, Гольдман видела, как бесконечные беременности истощают женщин и лишают их средств к существованию. Она была уверена, что контрацепция необходима для достижения экономического и сексуального равенства. Ее взгляды разделила Маргарет Сэнгер, тоже работавшая медсестрой. Обе они были обвинены в нарушении закона Комстока, который запрещал распространение информации о контроле над рождаемостью.
Потом их пути разошлись: Сэнгер сосредоточилась на продвижении контрацепции и открыла свою клинику, а Гольдман вернулась к анархистскому активизму. В 1919 году ее депортировали в советскую Россию, но, прожив там два года, Эмма разочаровалась в большевистском строе. Она жила в Европе, в 1933-м смогла снова въехать в США. В 1940 году она умерла в Канаде.
До сих пор биографы спорят о том, насколько различались взгляды Сэнгер и Гольдман и разделяли ли они идеи евгеники. Последнее обычно приписывают Сэнгер, которая якобы выступала за ограничение численности чернокожего населения. В статьях Гольдман также можно найти критику «огульного размножения». Однако некоторые выступают в их защиту, полагая, что и Сэнгер, и Гольдман считали контрацепцию прежде всего способом вырвать женщин из ловушки нищеты и дать им право выбора.