К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Праздник посреди руин: какой была жизнь Джины Лоллобриджиды за кадром

Джина Лоллобриджида (Фото John Springer Collection / Corbis via Getty Images)
Джина Лоллобриджида (Фото John Springer Collection / Corbis via Getty Images)
Джина Лоллобриджида — звезда итальянского кинематографа 1950-х и 1960-х — умерла в понедельник на 96-м году жизни. Многим она запомнилась как секс-символ послевоенного кино. Но кроме того, Лоллобриджида была талантливым фотографом и скульптором и занималась благотворительностью

Итальянская актриса Джина Лоллобриджида скончалась в возрасте 95 лет. «Ла Лолло», как ее ласково называли в Италии, умерла в римской клинике, сообщила ее бывший адвокат Джулия Читани.

«Чувственная брюнетка», дважды финалистка конкурсов красоты, «секс-символ своей эпохи», «самая красивая женщина в мире» — так вспоминали актрису в СМИ после известия о ее смерти. Но Джина Лоллобриджида — куда больше, чем просто «икона красоты» и «соперница Софи Лорен». 

Луиджина (так звучит полное имя актрисы) родилась 4 июля 1927 года в итальянской коммуне Субиако в семье мебельщика. В 1939 году, когда началась Вторая мировая война, девочке было всего 12 лет. «Я знаю, что значит быть голодным. Я знаю, что такое потерять свой дом. Я помню, что такое бояться. Я знаю, что значит расти, не имя игрушек», — говорила она позже в одном из интервью. 

 

После школы Джина поступила в Римскую академию изящных искусств, собираясь стать скульптором. Под псевдонимом Диана Лорис она снималась для фотороманзи — фотографических романов, которые были популярны в Италии в то время. И однажды получила предложение пройти прослушивание в римской киностудии Cinecitta. Джина отнеслась к этой идее скептически: «Я отказалась, когда мне предложили мою первую роль. Мне сказали, что заплатят тысячу лир. Я заявила, что моя цена — миллион лир, думая, что это положит конец всему этому. Но мне сказали «да»!» 

В 1950-е Италия медленно восстанавливалась после Второй мировой войны, и яркая, чувственная Лоллобриджида стала символом новой жизни — такой, в которой, помимо голода, бедности и безработицы, есть место радости и удовольствиям. Поначалу Джину брали на роли второго плана, для которых внешние данные были важнее актерского таланта. Но вскоре все изменилось.

 

Кино

Фотографии Джины увидел предприниматель и продюсер Говард Хьюз. Он связался с Лоллобриджидой и предложил ей пройти пробы в Голливуде. Она думала, что поедет в США вместе с мужем — югославским врачом Милко Скофицей, который затем стал ее менеджером. Однако в день отъезда в США Джина обнаружила, что Хьюз оплатил только ее билет. 

В аэропорту Хьюз, известный своими романами с голливудскими актрисами, встретил Джину в сопровождении адвокатов по разводам. Он буквально запер ее в гостиничном номере, где она занималась с преподавателем английского. «Я тогда совсем не знала английского. Хьюз научил меня ругательствам», — вспоминала позже актриса. Перед дверью номера стоял телохранитель, которому было приказано не выпускать Джину. Сам Хьюз мог появиться в два часа ночи и повести ее в ресторан. 

Почти три месяца Лоллобриджида отвергала ухаживания Хьюза и в конце концов подписала контракт с его студией, только чтобы он, наконец, отпустил ее домой. Контракт, казалось, закрыл для нее двери Голливуда: любая студия, которая бы пригласила ее сниматься, должна была бы платить отступные принадлежащей Хьюзу RKO Pictures. Джина вернулась в Италию, но даже тогда Хьюз не перестал добиваться ее расположения — например, отправил своих адвокатов в алжирскую пустыню, где у Лоллобриджиды были съемки. 

 

Свою первую главную роль Лоллобриджида — или, как ее прозвали в Италии, Ла Лолло — сыграла в картине 1952 года «Фанфан-Тюльпан». Фильм посмотрели 6,7 млн зрителей. В 1953 году она появилась в фильме «Посрами дьявола», где ее партнером по съемкам стал Хамфри Богарт, а в 1954 году сыграла Эсмеральду в экранизации романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Тогда портрет Лоллобриджиды украсил обложку журнала Time. 

Кадр из фильма «Собор Парижской Богоматери» (1956)

Критики признавали, что Лоллобриджида — не только привлекательная брюнетка, украшающая кадр. «Те, кто видел «Провинциалку» Марио Солдати, экранизацию одноименного романа Моравиа, теперь знают, что у Джины очевидный и чувственный актерский талант», — писал декабре 1953 года журнал Cahiers du Cinéma. За «Хлеб, любовь и мечты» она получила премию BAFTA как лучшая иностранная актриса. Фильмы «Самая красивая женщина в мире», «Венере Империал» и «Доброго вечера, миссис Кэмпбелл» принесли ей три награды «Давид ди Донателло».

В 1960-е Лоллобриджида снималась все реже, и к конце десятилетия ее актерская карьера постепенно сошла на нет.

Любовь

После 17 лет отношений она рассталась со своим мужем, о чем впоследствии говорила: «Брак скучен и почти всегда похож на похороны, а пары часто слишком ограничивают друг друга». В преклонном возрасте Джина говорила, что всю жизнь «хотела настоящей любви», но так и не нашла ее. «Никто никогда не любил меня по-настоящему», — отмечала актриса. 

В 2017 году Джина призналась, что дважды пережила «довольно серьезное» сексуальное насилие. Она отказалась называть имена насильников, сказав, что слишком поздно это делать: «Первый раз я была невинной, я не знала любви, я ничего не знала. Так что это было серьезно. И человек был очень известный. Мне было 19. А про второй раз лучше не говорить». Она добавила: «Сексуальное насилие остается с тобой, и это влияет на твой характер. Это нечто, что ты не можешь из себя вырвать. Твои действия всегда находятся под гнетом этого ужасного воспоминания». 

 

В 2010 году испанский бизнесмен Хавьер Ригау-и-Рафолс сообщил, что он и Лоллобриджида тайно поженились, но актриса назвала эти заявления «ужасающим и вульгарным мошенничеством». В последние годы она уединенно жила то на вилле в пригороде Рима, то в художественной резиденции в Тоскане, где у нее была мастерская.

После того как кино отошло на второй план, Джина вернулась к своему давнему увлечению — скульптуре. «Я всегда предпочитала скульптуру. Я отдала себя кино и не жалею об этом, но когда кинематограф изменился, я решила заново открыть для себя свою страсть», — говорила актриса. 

Джина Лоллобриджида в своем доме. 2008 год (Фото Marco Di Lauro·Getty Images)

Другой страстью Лоллобриджиды были драгоценности. Она собирала коллекцию, привозя драгоценные камни и ювелирные изделия из разных стран, и сама признавала, что, возможно, таким образом компенсирует бедное детство. В 2013 году она продала свою коллекцию украшений Bulgari. «Они сопровождали меня во многих поездках — как профессиональных, так и личных — и напоминают о тех временах и необыкновенных людях, которых я встречала по пути, — рассказывала Джина. — Я решила, что пришло время поделиться ими с другими коллекционерами». Часть вырученных денег актриса пожертвовала на медицинские исследования стволовых клеток, надеясь, что когда-нибудь сложное лечение будет доступно каждому ребенку бесплатно.

Еще в 1970-е Лоллобриджида начала профессионально заниматься фотографией. В 1973 году вышла ее первая книга Italia Mia. А всего с 1972 по 1994 год она опубликовала шесть книг со своими фотографиями. «Хотите верьте, хотите нет, но она делает хорошие снимки, а не просто торгует своим именем», — писала The New York Times.

 

В 1975 году Лоллобриджида выпустила документальный фильм о Фиделе Кастро. «Мы провели вместе 12 дней, — вспоминала она. — Он интересовал меня не как политический лидер, а как человек. Он понял, что я приехала не для того, чтобы нападать на него, и с готовностью принял меня». Фильм был показан на Берлинском кинофестивале. После него годами ходили слухи о том, что у Лоллобриджиды и Кастро был роман.

Дива

Помимо искусства, Лоллобриджиду интересовала общественная деятельность — она была послом доброй воли Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) и его Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО). 

В 1999 году Лоллобриджида баллотировалась в Европейский парламент, однако проиграла выборы. Тогда она признавала, что политикой не интересуется и что идея принадлежала не ей. В 2022 году уже сознательно баллотировалась в итальянский Сенат: «Я просто устала слушать, как политики спорят друг с другом, даже не доходя до сути».  Но снова проиграла.

Лоллобриджида умерла 16 января 2023 года в возрасте 95 лет. «Прощай, дива большого экрана, главная героиня более чем полувековой истории итальянского кино. Ее очарование останется бессмертным. Чао Лолло», — написал в Twitter министр культуры Италии Дженнаро Санджулиано. Сама Джина говорила: «Мы все рождены, чтобы умереть. Разница лишь в том, с какой интенсивностью мы выбираем жить».  

 

Одной из первых на смерть Лоллобриджиды отреагировала другая актриса, Софи Лорен. Ее представитель сообщил, что та «очень потрясена и опечалена» смертью Лоллобриджиды. В 1950-е и 1960-е соперничество двух див было важной составляющей их публичных образов. Позже Лоллобриджида заявляла, что противостояние между двумя актрисами придумали агентами Лорен, а сама она ни с кем враждовать не собиралась: «Очевидно же, что я — номер один». 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+