«Ненавижу Рождество»: почему женщины в кино до сих пор ждут мужчину в подарок
«Ненавижу Рождество» — это итальянский ремейк норвежского сериала «Домой на Рождество», выходившего на Netflix в 2019–2020 годах. Над ним трудился дуэт молодых итальянских режиссеров, называющих себя CRIC, — Давид Мардеган и Клем де Муро за последние несколько лет выиграли трех «Золотых львов» Каннского кинофестиваля. Как и подобает ремейку, их фильм полностью повторяют основную сюжетную линию оригинального сериала. Новое здесь — итальянская «перепрошивка» всех обстоятельств, персонажей и деталей.
В начале истории главная героиня Джанна производит впечатление независимой женщины: она решительно крутит педали велосипеда и размышляет об абсурдности стереотипа о том, что рождество является исключительно семейным праздником. «Мне для счастья не нужен парень», — заявляет Джанна, и кажется, что это будет сериал, героиня которого противостоит общественному мнению. Однако через секунду она врет родне, что у нее есть жених, а затем, сдавшись под натиском язвительных комментариев об одинокой жизни, пускается на отчаянные поиски партнера. На это у нее 24 дня.
Джанна работает медсестрой в больнице небольшого итальянского города Кьоджа. В одной из сцен мы видим, что она компетентней своего коллеги-мужчины — доктора из Флоренции. В другом эпизоде, где Джанна приходит на «мужские» кулинарные курсы, она оказывается решительней толпы брутальных мужчин — тушит загоревшуюся сковороду свитером и дерзит шеф-повару. Впрочем, достижения Джанны постоянно обесценивает ее старшая сестра, которая считает, что «настоящий труд» — это менять детям подгузники. На это Джанна отвечает, что тоже вообще-то меняет подгузники пациентам в больнице. Но внутри главной героини тлеет сомнение: а правильно ли она живет.
Рассматривая фигурки из рождественского вертепа и вспоминая о том, как она играла с ними в детстве, Джанна признается отцу, что вместо реального мира хотела бы пожить в таком вертепе, где все персонажи всегда на своих местах. Для этого ей, выросшей в католической среде, требуются «Иосиф и младенец» — без них, несмотря на то, что у героини все хорошо, Джанна чувствует внутреннюю неудовлетворенность — психологи называют это стремлением закрыть гештальт.
Обозначив внутренний конфликт героини: желание быть независимой и жить своей жизнью, но вместе с тем стремление иметь семью, — сценаристы пускаются в жонглирование этими двумя противоположными мотивациями. Джанна то отшивает ухажера, отказываясь лететь на его личном вертолете, то превращается в милашку. Создатели ремейка запутывают зрителя: с одной стороны, это современный сериал о женщине, которая хочет карьеру и не хочет замуж, с другой — очередной рождественский ромком о поисках принца на белом коне. Сама Джанна говорит, что ее любимый фильм — «Реальная любовь», а герои сериала то и дело цитируют культовую романтическую комедию. Появляется и в сериале «тот самый парень», которого не замечает главная героиня. Миловидный врач Альберто бегает за ней по коридорам больницы, а она случайным образом его постоянно не слышит. Чтобы зритель точно понял, что именно он идеально подходит Джанне, режиссеры даже создают героям похожие прически.
Католические образы в сериале «Ненавижу Рождество» служат режиссерским задачам и несут метафорическую нагрузку. Так, в центре города разыгрывается постановка, когда младенца Иисуса должны положить в плывущую лодку с Иосифом и Марией, но фигурка выскальзывает из рук и падает в море. А местные жители запускают целую кампанию, чтобы отыскать его, ведь «Без младенца Иисуса – это не рождество». История уже упомянутого вертепа тоже продолжается. Джанна мечтает, чтобы в центре миниатюрной композиции был еще и «водопад с настоящей водой», но случается короткое замыкание и вертеп обгорает — ничто не идеально.
Рождественские фильмы о том, что женщина ждет мужчину в качестве подарка судьбы, пользуются популярностью и штампуются десятками каждый год. Вот только некоторые из них: «Рождественский Купидон» (США, 2010), «12 рождественских свиданий» (США, 2011), «Рождество на двоих» (США, Великобритания, 2019). На протяжении сериала «Ненавижу Рождество» зрителя не покидает ощущение двойственности, когда до конца не ясно: это традиционная рождественская лавстори или все-таки современное актуальное кино о фем-трендах? Хотят ли режиссеры нас запутать, желают ли угодить всем зрителям сразу — или это их издевка над женщиной, ищущей свою роль в жизни?
Эти постоянно возникающие противоречия могли бы испортить сериал, но в данном случае итальянский ремейк смог отразить внутренние метания многих современных женщин. Джанна уже не хочет жить по старым правилам, но как жить по-новому, еще не понимает. Очевидно, что у нее на первом месте не стоят традиционные ценности, но она все-таки пускается на поиски парня. И причина этого шага не столько в том, что на нее надавили родственники, сколько в том, что она сама отчасти согласна с гендерными стереотипами.