Осторожность и вдумчивость: как Лорел Боуден стала влиятельной женщиной-инвестором
Венчурный инвестор Лорел Боуден работает в своем стиле: без штата сотрудников, карьерных лестниц внутри компании, без тимбилдингов и обсуждений стратегий с партнерами младшего звена, падкими на сиюминутные тренды. «Мне просто хочется делать выгодные инвестиции, вкладываясь в лучшие бизнес-проекты. Я не хочу быть менеджером большой фирмы, ― говорит звездный инвестор в интервью Forbes. — Одно исключает другое. И я не хочу строить корпорацию».
В условиях продолжающегося бума венчурных инвестиций, когда в погоне за лучшими стартапами и лучшими кадрами инвестиционные фонды стали платить огромные деньги командам наемных специалистов, подобный подход — редкость. Впрочем, верный своему собственному курсу венчурный фонд 83North во главе с Лорел Боуден по-прежнему на высоте. В прошлом году в список лучших Боуден не попала (впервые с момента его появления в 2017 году), но в 2022-м триумфально вернулась, заняв сразу четвертое место в ежегодном рейтинге наиболее успешных инвесторов по версии журнала Forbes — в «Списке Мидаса».
83North Лорел Боуден — один из самых желанных спонсоров бизнеса в Европе. Свою репутацию компания заработала после того, как, будучи еще малоизвестной, на раннем этапе проинвестировала Celonis (разработчик программного обеспечения из Германии, капитализация которого в августе 2022 года, вопреки тенденциям рынка, выросла до $13 млрд), Mirakl (французский разработчик программного обеспечения, который в сентябре 2021 года оценивался в $3,5 млрд). Еще один объект вложений — финский стартап по доставке еды Wolt, закрывший в июне 2022 года сделку по продаже примерно за $8 млрд.
«Боуден ― женщина в отрасли, в которую идут преимущественно мужчины, мнящие себя «восьмым чудом света», ― рассказывает генеральный директор Mirakl Адриен Нуссенбаум, который работает с Боуден с 2015 года. ― Лорел скромная, но производит впечатление чрезвычайно умного человека. Она не разыгрывает спектакль, а просто занимается любимым делом».
С самого своего основания в 2006 году 83North руководствуется четким, консервативным принципом работы. Компания остается неизменным коллективом из четырех партнеров. Редко выступает с публичными заявлениями, хотя в последние годы предостерегает других участников рынка о раздутой капитализации многих стартапов.
«На мой взгляд, они — лучшие инвесторы в Европе, ― уверен Филип Шопен, бывший сотрудник 83North. ― Таким послужным списком, как у Лорел, в Европе могут похвастаться единицы. У ее есть уникальное умение отличать по-настоящему талантливого предпринимателя от хорошего».
Боуден родилась и выросла в Южной Африке. Выучившись на инженера-электромеханика в Кейптаунском университете, самом престижном вузе страны, за карьерными перспективами отправилась в Европу. «Со своим образованием инженера я отправила резюме примерно в 50 компаний, и мне либо отказали, либо вовсе не ответили, ― вспоминает Лорел. ― И я подумала, что нужно получать специальность, которая будет всем интересна».
Окончив бизнес-школу INSEAD, молодая Боуден устроилась на работу в GE Capital, инвестиционное подразделение General Electric, где впервые познакомилась с венчуром. В 2000 году Боуден перешла в Jerusalem Venture Partners и на протяжении трех лет помогала портфельным компаниям пережидать крах доткомов (экономический пузырь, существовавший в период приблизительно с 1995 по 2001 год. — Forbes Woman), а затем стала инвестировать сама. По словам Боуден, этот период паралича на рынке, как ни парадоксально, перезапустил ее карьеру. «Мне очень повезло, что я пришла не в 1999-м, ведь тогда я по глупости стала бы инвестировать куда не нужно, ― считает Боуден, проводя параллель с современными благоприятными условиями для венчурных фондов. ― Правильно подобранное время ― это немаловажный фактор успеха». В 2008 году Боуден стала работать в израильском подразделении Greylock. В 2015-м, отделившись от Greylock, появилась ее компания 83North. «Негатива не было, кажется, в Greylock всем на нас было наплевать. Мы были небольшим коллективом, который работал в Израиле и Европе, и отказ от бренда не выглядел чем-то значимым. Впоследствии оказалось, что это было лучшее решение, ведь мы с партнерами смогли начать строить собственную компанию».
Отправившись в свободное плавание, партнеры выстроили работу 83North по ряду ключевых принципов: фирма должна оставаться небольшой, инвестиционных сделок должно быть немного (пять-шесть в год), а с несколькими предпринимателями, которым выделяются деньги, нужно поддерживать тесный контакт. «Не стоит излишне указывать предпринимателям, что нужно делать, ― говорит Алекс Ринке, генеральный директор Celonis. ― Но Лорел всегда дает дельные рекомендации, и это не урезает нашу предпринимательскую свободу». «Но она может рекомендовать заменить того или иного сотрудника, ― признает генеральный директор Mirakl Адриен Нуссенбаум. — Впрочем, ей в самом деле можно доверять».
Пока многие компании добиваются выгодного положения на рынке, набирая коллектив из инвесторов и создавая штат вспомогательных сотрудников, Боуден предпочитает тратить силы и время на установление дружеских отношений с предпринимателями. Четверо партнеров 83North могут нанять максимум одного-двоих ассистентов. Избегая найма, партнеры взваливают часть рутинной работы на себя.
В год, когда самым популярным стартапам пришлось пересматривать свою стоимость в сторону резкого снижения, портфельные компании 83North привлекли средства при повышенном уровне капитализации, — потому Боуден и вошла в европейский «Список Мидаса». «Нам на руку то, что мы не заключаем сразу много сделок, поскольку инвестируем медленно», — говорит она. Например, инвестор выступила против продажи компании Mirakl за миллиарды долларов. «Если бы мы приняли последнее предложение, то Боуден получила бы многократную прибыль, ― говорит генеральный директор фирмы. ― Это говорит о том, что она действительно стратег и играет в долгую. Молодой партнер или фонд могли бы подтолкнуть меня к продаже, просто потому что это было бы выгодно на данном этапе карьеры».
«У нас нет девяти или десяти партнеров, нет штата управленцев для проведения новых сделок, ― говорит Боуден. ― У нас [четверых партнеров] и у каждого собственная карьера. Я уверена в них, а они полностью полагаются на меня».
Не создавая корпорацию, 83North не строит никаких планов по передаче руководства в случае ухода действующих партнеров. Боуден пока об этом даже не думает. Проработав в фонде почти 15 лет, она считает, что дошла разве что до середины своего пути. Нуссенбаум, который в апреле планирует вместе с семьей погостить у нее дома, говорит, что на днях Лорел написала ему в WhatsApp: «Мечтаю по-прежнему быть инвестором Mirakl, когда мне будет 70».