Девушки-бимбо: как зумеры противостоят сложному миру с помощью розового цвета
Новая бимбо
В разгар четвертой волны феминизма по всему миру зумеры реанимируют субкультуру бимбо. Это началось еще в 2021 году, а в 2022-м тренд продолжил набирать обороты. Бимбо — это мини-юбки, футболки с принтами, обтягивающие платья, велюровые костюмы Juicy Couture, бюстгальтер пуш-ап, подводка для глаз и, конечно, ярко-розовый цвет. Это стереотипная «женственность»: даже говорят бимбо по-особенному — нарочито тонким голосом.
Еще в период пандемии начал расти интерес к гиперженственной одежде и стилю барбикор (от названия бренда кукол Barbie), пишет Guardian. Как рассказал изданию Алекс Браунселл, соучредитель и креативный директор косметической марки Bleach London, еще в 2020 году компания продавала одну упаковку розовой краски для волос каждые 30 секунд, что на 50% больше, чем в 2019 году. А компания по производству средств для волос Color Freedom заметила рост продаж розовой краски более чем на 1200% во время первого карантина в Великобритании.
Розовый все чаще присутствует в одежде, в том числе в образах тренд-сеттеров. Ким Кардашьян 12 ноября 2022 года появилась в розовом приталенном платье от Balenciaga на гала-ужине фонда Baby2Baby. Актриса Энн Хэтэуэй выбрала ярко-розовый образ на кутюрное шоу Valentino, которое состоялось в июле 2022 года, а месяцем ранее актриса и фотомодель Меган Фокс надела открытое, едва прикрывающее тело розовое платье на премьеру документального фильма Machine Gun Kelly. Модель Хейли Бибер поделилась фотосессией в одежде из новой осенне-зимней коллекции Versace-2022 в розовом цвете.
Исследователь моды Тим Ильясов отмечает, что в конце 2021 года розовый стал особенно популярным цветом, потому что с ним связана идея нежности, в том числе по отношению к себе. «Розовый ассоциируется с кукольной, девичьей эстетикой, потому что в нем эмоционально лежит посыл: позаботьтесь обо мне, купите мне все, что мне нужно, а я буду радоваться», — объясняет Ильясов. Розовый — знамя тотальной инфантильности, которую ранее приписывали миллениалам и которая теперь переходит к новому поколению, считает эксперт.
Бимбо — это не только характерный внешний вид, но и определенный образ мыслей. Трендсеттером стала американка Крисси Хлапецка с 4 млн подписчиков в TikTok. Она стала снимать видео, в которых детским голосом рассказывает о «женском желании» купить телефон за $1000 и делится поверхностными рассуждениями о политике, — и ее ролики стали вирусными. Хлапецка выделила 10 «обязательных» политических трендов, которые бимбо должна проповедовать: это легализация секс-работы, защита прав ЛГБТ, борьба с расизмом, бунт против гетеросексуальных белых мужчин, феминизм, тюремная амнистия. При этом современной бимбо, по версии Хлапецки, не нужно знать, «что такое ипотека» или «как платить налоги».
Другая пользовательница TikTok Фиона Фэйрберн выпустила ролик «Манифест бимбо», в котором перечислены «правила бимбофикации» на 2022 год. Девушка рекомендует перестать читать новости, проверять факты, вступать в дискуссии, мыслить критически — и предлагает заниматься только собой и собственным внешним видом. Фиона также ведет подкаст, который называется «Манифест бимбо». «Глупость — это самое умное, что вы можете сделать. Бимбофикация может помочь любому человеку любого возраста, пола и профессии», — гласит его описание.
«Идея девчонки 2022 года — иметь «меньше мыслей» и «больше вибраций». Это целенаправленный отказ от анализа происходящих в мире событий. После двух лет неопределенности мы пришли к пониманию, что нет смысла пытаться понять пандемию. Легче просто быть горячей штучкой», — пишет в колонке для The Guardian австралийская телеведущая и комик Люсинда Прайс, пытаясь проанализировать масскульт-тренд.
История бимбо
Термин «бимбо» пришел в английский язык из итальянского, где им обозначали маленького ребенка или младенца, и в 1920-х годах так стали называть мужчин и женщин с невысокими интеллектуальными способностями.
В конце 1980-х термин обрел вторую жизнь в связи с громким секс-скандалом. Тогда актриса Джессика Хан заявила, что, будучи секретарем церкви, подверглась групповому изнасилованию со стороны главы американской евангелистской телевизионной сети Джима Бэккера и проповедника Джона Флетчера. По словам Хан, в 1980 году Джон Флетчер заманил ее в номер мотеля под предлогом встречи с Бэккером, которого на тот момент девушка «боготворила». В 1986 году Бэккер ушел из телекомпании и тогда же признался в связи с Хан. Спустя год она рассказала, что согласилась взять $265 000 за молчание, но нарушила договоренность и выплаты приостановились. В прессе Хан называли бимб, подразумевая, что она привлекательная, доступная и не очень умная.
В середине 1990-х так называли Монику Левински — стажерку Белого дома, у которой были сексуальные отношения с 49-летним президентом США Биллом Клинтоном. Скандал чуть не погубил политическую карьеру Клинтона. Левински признавалась, что чувствовала себя «самой униженной женщиной в мире». И хотя термин «виктимблейминг» начал использоваться еще в 1970-х, обвинение жертв харассмента тогда было чем-то само собой разумеющимся. Термин «бимбо» использовался, чтобы подчеркнуть: пострадавшая женщина сама виновата, потому что слишком привлекательна и, вероятно, не очень умна.
Наконец, в середине 2000-х слово «бимбо» вернулось уже для обозначения героинь светской хроники. Тогда актриса Линдси Лохан, певица Бритни Спирс и модель, наследница гостиничной империи Пэрис Хилтон задавали моду на легкомысленный и роскошный стиль жизни. Блондинки в розовом гламурно одевались, развлекались на вечеринках, ходили на модные показы. Они не выглядели ни интеллектуалками, ни карьеристками. «И в тот момент они были больше Голливудом и рок-н-роллом, чем кто-либо другой», — пишет издание Vanity Fair. Издание New York Post даже объявило 2007 год «годом бимбо».
Пост-пост-мета-мета-ирония
«Быть осознанной бимбо — восхитительно. Визуально вы воплощаете все, что так нравится мужчинам, но в то же время пропагандируете все то, что они ненавидят. Это обратная фетишизация женственности» — так подписано одно из самых популярных видео тиктокера Bimbokate, которая заявляет, что рассматривает бимбо-движение как способ борьбы с устоявшимися патриархальными нормами.
Мнения по поводу эффективности бимбо для фемдвижения расходятся. Журналистка Michigan Daily Марта Старкел считает, что бимбо — это необычный акт. «Бимбофикация» отражает пассивный подход к радикальному феминизму и демонстрирует, что новое поколение сопротивляется угнетению с помощью юмора. «Активно играть со стереотипами о женщинах — это постирония. Вместо того, чтобы сдерживать сексизм или позволять ему разрушать нашу жизнь, как это делали женщины предыдущего поколения, «бимбофикация» позволяет продемонстрировать, чего именно сексизм хотел от нас все это время», — считает Старкел. Заодно «бимбофикация» бросает вызов женоненавистничеству, согласно которому женщины должны одеваться скромно и подчиняться мужчинам.
Британская журналистка и колумнистка The Telegraph Селия Уолден, напротив, считает, что сексуализированная и легкомысленная женщина не может рассматриваться как позитивный образ, даже если он преподносится как «ироничный». Уолден пишет, что возвращение эстетики бимбо в качестве оружия против патриархата оказывает женщинам медвежью услугу: «Шесть лет назад модель Эмили Ратаковски опубликовала фотографию себя и Ким Кардашьян топлесс, где показала средний палец, с подписью: «Мы больше, чем просто наши тела, #освобожденные». Какой бред. Неудивительно, что это имело обратный эффект, потому что восхитило мужчин, которые объективируют женщин, во всем мире».
И все-таки новые бимбо в корне отличаются от своих предшественниц. Принадлежа к поколению зумеров, сформировавшемуся в середине 2010-х под влиянием четвертой волны феминизма, они не приемлют женоненавистничества, отмечают гендерные исследователи. И, несмотря на декларируемую легкомысленность, бимбо поднимают вопросы, связанные с политической и социальной повесткой, — записывают тиктоки о правах меньшинств, равенстве и инклюзии.